Классный час в 5 классе «Экологическое путешествие»
… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!
Цель:
показать значимость природы в нашей жизни;
привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
способствовать оздоровлению и физической активизации детей;
приобщить к соблюдению ЗОЖ.
Задачи:
способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
повысить уровень экологической культуры;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать познавательный интерес ребят;
развивать интерес к спорту и ЗОЖ.
Ход игры:
- Ребята, наш классный час посвящен защите и охране природы.
Этот урок, я надеюсь, поможет нам задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношениях с природой.
Где бы ни жил человек, в городе или сельской местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми…Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки.
– Красота - это чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Этим занимается «Экология».
Экология - это наука о связях между человеком и природой. В нашей стране действует Закон «Об охране природы: животных, растений, воздуха и почвы.» Учёные-экологи, биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек своей деятельностью наносит природе ущерб. Экология подсказывает, как лучше поступить, чтобы сохранить природу.
-Ребята, сможем ли мы с вами жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца?
Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя непотушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.
-Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом
1 конкурс “Экологические даты и праздники”
Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:
1. Международный День Земли (22 апреля)
2. День работников леса (18 сентября)
3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
4. Международный День птиц (1 апреля)
5. Всемирный День Воды (Водных ресурсов). (22 марта)
6. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
7. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
8. Всемирный день туризма (27 сентября)
9. Всемирный День защиты животных (4 октября).
10. День заповедников и национальных парков-11 января
11. Всемирный День охраны здоровья-7 апреля
12. День подснежника-19 апреля –
13. Международный День бездомных животных 16 августа
14. Всемирный День домашних животных 30 ноября
2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)
Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:
медведь… | ревет |
коза… | блеет |
индюк… | кулдыкает |
лиса… | лает |
воробей… | чирикает |
голубь… | воркует |
ворона… | каркает |
глухарь… | токует |
утка… | крякает |
филин… | ухает |
гусь… | гогочет; |
журавль… | курлычет |
шмель… | жужжит, гудит |
кузнечик… | стрекочет |
конь… | ржет |
свинья… | хрюкает |
олень… | хоркает |
слон… | трубит |
комар… | пищит, крыльями |
– голубь… (воркует);
– глухарь… (токует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– журавль… (курлычет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– индюк… (кулдыкает);
– лиса… (лает);
– медведь… (ревет);
– коза… (блеет);
– конь… (ржет);
– свинья… (хрюкает);
– олень… (хоркает);
– слон… (трубит);
– комар… (пищит, крыльями);
– кузнечик… (стрекочет);
– шмель… (жужжит, гудит);
– пчела… (жужжит, гудит);
3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте
4 конкурс. Нарисовать экологические знаки
Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.
Не рви цветы. Нельзя разорять муравейники. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
Небольшой перерыв (игра)
- Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!
5 конкурс “Разгадай кроссворд”
з | а | к | а | з | н | и | к |
к | р | а | с | н | а | я |
п | р | и | ш | в | и | н |
э | к | о | л | о | г | и | я |
ж | у | р | а | в | л | ь |
б | е | р | е | з | а |
д | у | б |
н | а | л | и | м |
б | а | р | с | у | к |
л | и | с | т | в | е | н | н | и | ц | а |
у | т | к | и |
1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.
2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?
3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?
6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?
7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?
9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?
10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?
6 Тур “Сложи пословицу”
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.
Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.
7 конкурс «Устами младенца».
Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.
1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
· Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.
· Предметы из нее мало весят.
· При поджигании плохо пахнет и много черного дыма
· Сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса).
2. Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева. Она легко горит. Из нее получается очень много мусора. На ней обычно рисуют и пишут.
(Бумага).
3. Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, оно разбивается. Если его нагреть, оно становится тягучим. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло).
4 Это то, без чего уже не может прожить человек.
· Этим мы пользуемся каждый день.
· Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
· Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
· С помощью этого все становится чище.
(СМС, стиральный порошок).
Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!
Подведение итогов. Награждение победителей
медведь… | воркует |
коза… | лает |
индюк… | жужжит, гудит |
лиса… | блеет |
воробей… | каркает |
голубь… | ревет |
ворона… | чирикает |
глухарь… | токует |
утка… | гогочет; |
филин… | курлычет |
гусь… | ухает |
журавль… | крякает |
шмель… | кулдыкает |
кузнечик… | хрюкает |
конь… | хоркает |
свинья… | стрекочет |
олень… | ржет |
слон… | пищит, крыльями |
комар… | трубит |

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.
2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?
3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?
6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?
7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?
9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?
10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна
ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.
Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.