СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Дееспособность несовершеннолетних»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

«Дееспособность несовершеннолетних»

(Правовая беседа-диалог)

 

Цели и задачи классного часа:

  • воспитание этических норм поведения в обществен­ных местах;
  • привитие навыков хорошего тона;
  • воспитание правовой культуры младших подрост­ков.

 

Ход классного часа

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим на очень инте­ресную тему. Вы частенько заглядываетесь на взрослых людей или старшеклассников нашей школы (лицея, гим­назии). Вам тоже хочется скорее вырасти и совершать поступки взрослых. Будьте осторожны! Слепое подража­ние взрослым не всегда правомерно для несовершенно­летних подростков. Естественно, вы, как граждане Рос­сийской Федерации, обладаете определенными правами, но кроме прав на вас возлагается и ответственность. Вот об этих нюансах правовых и этических норм поведения несовершеннолетних подростков мне и хотелось бы с вами поговорить.

 

Что такое дееспособность?

Учитель: Ребята, пока вы несовершеннолетние, на мно­гие действия пока вы не имеете права. Почему? Потому что вы пока недееспособные. Что означает слово «дее­способность»?

Дееспособность — это способность гражданина свои­ми действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступ­лением совершеннолетия, то есть по достижении 18-лет-цего возраста (ст. 21 ГК РФ).

Просмотр содержимого документа
«Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Дееспособность несовершеннолетних»»

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

«Дееспособность несовершеннолетних»

(Правовая беседа-диалог)


Цели и задачи классного часа:

  • воспитание этических норм поведения в обществен­ных местах;

  • привитие навыков хорошего тона;

  • воспитание правовой культуры младших подрост­ков.


Ход классного часа

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим на очень инте­ресную тему. Вы частенько заглядываетесь на взрослых людей или старшеклассников нашей школы (лицея, гим­назии). Вам тоже хочется скорее вырасти и совершать поступки взрослых. Будьте осторожны! Слепое подража­ние взрослым не всегда правомерно для несовершенно­летних подростков. Естественно, вы, как граждане Рос­сийской Федерации, обладаете определенными правами, но кроме прав на вас возлагается и ответственность. Вот об этих нюансах правовых и этических норм поведения несовершеннолетних подростков мне и хотелось бы с вами поговорить.


Что такое дееспособность?

Учитель: Ребята, пока вы несовершеннолетние, на мно­гие действия пока вы не имеете права. Почему? Потому что вы пока недееспособные. Что означает слово «дее­способность»?

Дееспособность — это способность гражданина свои­ми действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступ­лением совершеннолетия, то есть по достижении 18-лет-цего возраста (ст. 21 ГК РФ).

В отличие от правоспособности, дееспособность свя­зана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психи­ческой зрелости. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, т.е. достигшими 18-лет­него возраста. Допускается два изъятия из этого прави­ла: полная дееспособность может возникнуть у гражда­нина и до достижения восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак лицом, не до­стигшим 18 лет, если ему в установленном законом по­рядке был снижен брачный возраст, во-вторых, эманси­пации (ст. 27 ГК РФ).

Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому дого­вору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью, полностью дееспособным. Указанные действия служат достаточным доказатель­ством того, что несовершеннолетний в состоянии само­стоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т.е. достиг уров­ня зрелости, обычно наступаемого по достижении совер­шеннолетия. Эмансипация устанавливается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей, либо суда, если родители или один из них на то не согласны. Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного граждан­ско-правового статуса.

Закон предусматривает определенные возрастные эта­пы, с наступлением которых несовершеннолетнему пре­доставляются более широкие элементы дееспособности. Проявляется это в двух главных областях дееспособнос­ти: возможности совершения сделок и самостоятельной имущественной ответственности.

Несовершеннолетние, не достигшие четырнадцатилет­него возраста (малолетние), по общему правилу недее­способны, все сделки от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако законом предусмотрена возможность совершения малолетними определенных сделок.

От 6 до 14 лет — первый возрастной промежуток, с которым закон связывает определенный этап взросления. В этом возрасте малолетние вправе самостоятельно со­вершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные, на безвозмездное получение выгоды, не требующие но-^ тариального удостоверения либо государственной регис­трации; сделки по распоряжению средствами, предостав-; ленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свобод­ного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК).

Мелкие бытовые сделки — это сделки, которые на­правлены на удовлетворение обычных, каждодневных, потребностей малолетнего или членов его семьи и незна­чительные по сумме. Покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практичес­ки постоянно, тетрадей и других предметов, необходи­мых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеют обычный для любого ребенка по­требительский характер. Более сложен второй критерий — незначительность суммы сделки. Является ли та или иная сделка значительной или незначительной по сум­ме? Здесь вступают в силу этические нормы или право­вые нормы, определяемые судом в каждом конкретном случае. Проще говоря, пятиклассник может совершать незначительные сделки — вступать в правовые взаимо­отношения, не противоречащие закону.

Малолетние, несмотря на обладание возможностью совершения определенных сделок, не несут самостоятель­ной ответственности, являясь недееспособными. Ответ­ственность за их действия, включая сделки, которые они вправе совершать самостоятельно, несут их родители,, усыновители или опекуны в полном объеме, они же от­вечают и за вред, причиненный малолетними. В целом, хотя ст. 28 Гражданского кодекса РФ и названа «дееспо­собность малолетних», граждане, не достигшие 14 лет, являются недееспособными. Предоставленные несовер­шеннолетним подросткам законом возможности совер­шения отдельных сделок носят строго исчерпывающий характер и являются исключением из общего правила.

С достижением 14-летнего возраста несовершеннолет­ний наделяется правом совершать самостоятельно лю­бые сделки, при условии письменного согласия его за­конных представителей. Согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одоб­рением уже состоявшейся сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок, со­вершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, стипендией или иными доходами; осуществ­лять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в со­ответствии с законом вносить вклады в кредитные уч­реждения и распоряжаться ими, а также по достижении 16 лет быть членами кооперативов (ст. 26 ГК РФ). В дан­ных случаях подросток приобретает частичную дееспо­собность.

Например, с 14 лет несовершеннолетние имеют пра­во на временные работы. Следовательно, заработанные деньги подросток имеет полное право потратить по соб­ственному желанию. Вместе с тем, возможна ситуация, когда несовершеннолетний неразумно расходует зарабо­танные средства. В этом случае законные представители либо орган опеки и попечительства вправе вмешаться и ходатайствовать перед судом об ограничении или лише­нии несовершеннолетнего права самостоятельно распо­ряжаться заработком или стипендией.

Давайте рассмотрим некоторые права и ответствен­ность несовершеннолетних или определим правовой ста­тус несовершеннолетних с рождения и до 16 лет.

Правовой статус несовершеннолетних

Возраст

Права и ответственность

С рож­дения

• Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка; ч. 1 ст. 20 Конституции РФ);

• Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 58 Конституции РФ);

• Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту своих прав и законных интересов родите­лями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

• Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попе­чительства за защитой своих прав;

• Право быть заслушанным в ходе любого судебного или ад­министративного законодательства (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 56, 57 СК РФ);

• Право жить и воспитываться в семье;

• Право на имущественные права (ст. 9,12 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 54, 57, 60 СК РФ);

• Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ре­бенка);

• Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на отдых и досуг;

• Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту от незаконного употребления наркотиче­ских средств и психотропных веществ и использования в про­тивозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Кон­венции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С 6 лет

• Право на образование;

• Обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ);

• Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ)

С 8 лет

• Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних»)


Этические и правовые нормы поведения

Учитель: Ребята, мы рассмотрели с вами только самые основ­ные права и ответственность несовершеннолетних с позиции дееспособности, т.е. определенные законом случаи. Но в по­вседневной жизни, например, в общественных местах или на улицах города, несовершеннолетние подростки сталкивают­ся с различными ситуациями.

Слово «этикет» — французского происхождения. Etiquette в переводе означает «ярлык, этикетка и цере­мониал», то есть порядок проведения определенной це­ремонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столе­тии, когда складывался придворный быт абсолютной мо­нархии, устанавливались широкие политические и куль­турные связи России с другими государствами.

Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать при­нятым в поведении людей, а что — непринятым. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этике­та у различных народов, определяемая особыми услови­ями их исторического развития. Бросить обглоданную кость другому человеку, с нашей точки зрения, — уни­зить его. Шведский путешественник Э. Лундквист рас­сказывает, что у папуасов Новой Гвинеи как раз наобо­рот. Поделиться таким образом своей едой считается у них высшим проявлением дружеских чувств. Если в на­шем представлении плюнуть на кого-нибудь значит сим­волически выразить презрение, то у американских ин­дейцев плевок врача на пациента считается знаком бла­говоления. Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец не поймет намека.

Таким образом, этикет есть форма общественного контроля за поведением каждого человека, и нарушение этикета вызывает те или иные санкции. Они могут быть различными: начиная от осуждающего изумления и кон­чая штрафом за нарушение общественного порядка.

Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Особенностью того, что называется эти­кетом, является сочетание формальных правил поведе­ния в заранее определенных ситуациях со здравым смыс­лом, рациональность вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использо­вать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматичес­кую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-пара­зитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благо­дарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доб­рого утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.

Большое значение для общения людей имеет их вне­шний вид, одежда, умение правильно вести себя в об­щественных местах, в различных ситуациях. Благопри­ятное впечатление производит со вкусом одетый веж­ливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собе­седником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выра­зить свои мысли в такой форме, чтобы они были интерес­ны и не выглядели как назидание или нравоучение.

Умение управлять своими отрицательными эмоция­ми свидетельствует о воспитанности и хороших мане­рах. В соответствии с этикетом, лучшее средство побе­дить в себе и в других раздражение и недовольство — это человеческая улыбка.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Учитель: Итак, вы — ученики пятого класса, часто на­ходитесь в общественных местах. Как себя вести?

Давайте представим, что мы с вами собираемся в те­атр. И вот здесь самое время вспомнить об этических нормах поведения в театре. Естественно, что это не нор­мы права, а этика поведения или годами отработанные этические нормы поведения людей в театре.

Приходить в театр принято в нарядной одежде. Мальчики обычно надевают темный костюм, а девочки — выходное платье. Конечно, если вы придете в джинсах, контролер вас пропустит. Но помните, что дамам надевать в театр брюки считается не самым хорошим тоном.

Позаботьтесь, чтобы в руках у вас не было шурша­щих пакетов или больших рюкзаков. Вас могут не пус­тить.

Зимой девочкам можно взять в театр туфли, остав­ляя сапоги в гардеробе, так как вечернее платье не очень хорошо смотрится с зимней обувью.

2. Приезжайте в театр минут за 20—30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть не спеша раздеться, поправить прическу, купить программку и занять свои
места.

3. Еще раз посмотрите на билет и запомните свое место. Войдите в зрительный зал и зайдите ряд, указанный в билете. Если вам не знакомы слова (названия театральных мест в зале), обратитесь к смотрителю. Как правило, они находятся при каждом входе в зрительный зал.

Чтобы пройти к своим местам, вам придется побес­покоить уже сидящих. Повернитесь к ним лицом, а спи­ной к сцене. Проходя по ряду, извинитесь тихим голо­сом или кивком головы за причиненное беспокойство. Если ваши места в середине ряда — приходите в зри­тельный зал пораньше.

Не стоит ждать 3-го звонка. Если же вы опоздали, нужно обратиться к смотрителю, он поможет занять до антракта свободные места.

4. Если в зале вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы.

Заняв места, не следует занимать оба подлокотни­ка. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и вы. Не стоит сидеть, прильнув друг к другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят ви­деть сцену.

5. Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, яблоки. Если вы не успели перекусить — в театре есть буфет.

6. Соблюдение тишины во время спектакля — главное правило. Нельзя во время пектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла — вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.

Перед началом действия отключите мобильные телефоны и пейджеры. Помните, что кашель и чихание очень мешают публике и артистам.

Если же вам внезапно стало нехорошо — постарайтесь выйти из зала как можно тише.

7. В антракте можно обсудить увиденное, выйти в фойе, посетить буфет. Все ередвижения должны быть спокойными, бегать по помещениям воспрещается.

8. По окончании спектакля не стоит сразу же бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду. Помните, что артисты выходят на поклон. Поблагодарите их аплодисментами.

Если вам не понравился спектакль, тогда стоит по­кинуть зал в антракте, но не во время спектакля.

9. В гардеробе соблюдайте очередь, не толкайтесь и не стремитесь первыми получить верхнюю одежду. Не забывайте, что вокруг вас люди разного возраста и
все хотят покинуть театр с хорошим настроением.

Учитель: А теперь я предлагаю вам составить подобные этические правила поведения в большом универмаге: как необходимо себя вести при входе в магазин, при совер­шении покупки, при расчете за приобретенный товар и при выходе из магазина.

Учащиеся по очереди предлагают свои правила пове­дения покупателя в магазине. Учитель обсуждает с ре­бятами каждое предложение.

По окончании беседы учитель уточняет, что суще­ствуют установленные законом права и обязанности граж­дан, в том числе и несовершеннолетних подростков, но, вместе с тем, существуют и этические нормы поведения людей в общественных местах.


Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 52 – 62.




3