СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Просмотр содержимого документа
«Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»»

Классный час

по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

«Мы в ответе за свои поступки»


Цель:

-профилактика правонарушений несовершеннолетних, пропаганда правовых знаний.

Задачи:

-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям;

- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию


Ход классного часа


Учитель:


Добрый день! Здравствуйте, садитесь.


Вступление.


Вы когда – нибудь задумывались, почему люди совершают преступления? Ведь каждый здравомыслящий человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем и зарабатывать деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Хотя с детства всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.


Вопрос. Как вы думаете, почему так происходит?


«Преступление и подросток», эта тема одна из актуальных на сегодняшний день, ведь, к сожалению, не каждый подросток осознает, что те противоправные деяния, которые он совершает, ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. По статистике, ежегодно подростками совершается более 145 тысяч преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания, в виде лишения свободы, в воспитательные колонии. 


Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки».


Задание. А теперь, исходя из вышеизложенного и в рамках обозначенной темы, кажите, чтобы каждый из вас хотел узнать сегодня.


Заслушать учащихся.

__________________________________________________________________

Обратимся к словам Л. Н.Толстого «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».


Вопрос: А действительно, «Все ли так делают»? Почему «невинные шалости» часто приводят к преступлениям? Заслушать учащихся.


Задание.

  • Подберите ассоциации к слову «правонарушение».

  • Дайте определение понятию «правонарушение».

  • А теперь, сравним определение понятия «правонарушение», которые получились у вас, с определением понятия которое дает нам словарь.

(найдите общие черты)

Учитель:

Правонарушение – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие) противоречащее требованиям правовых норм и совершенное праводееспособным лицом или лицами. Влечет за собой юридическую ответственность.

В зависимости от объекта посягательств, характера самих действий и причиненных ими последствий правонарушения делятся на преступления и проступки.

Существует 4 вида правонарушений – Давайте более подробно рассмотрим каждый из них.

Учитель. Очень много проступков, которые приводят к преступлениям, совершаются в подростковом и юношеском возрасте.

Задание. Назовите  поступки, которые в последствии, могут привести к преступлениям. (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примерами). Подростки:

  • плохо учатся, а потом бросают школу;

  • курят и выпивают;

  • грубят и сверстникам и взрослым;

  • унижают маленьких и слабых;

  • лгут даже без причины;

  • стараются выяснить отношения только с помощью силы;

  • играют в карты;

  • разрисовывают стены;

  • портят школьное имущество и многое другое.


Учитель: Каждое правонарушение влечет за собой юридическую ответственность.

Существует 5 видов юридической ответственности (таблица)


Обратите внимание, за какие преступления несовершеннолетние привлекаются к ответственности с 14 лет.


Наказания, которые следуют за совершенные правонарушения, предусмотрены соответствующими кодексами.


Кодекс – это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, административный кодекс, трудовой кодекс и др.).


Задание. Давайте познакомимся с содержанием статей по правонарушениям наиболее часто совершаемыми подростками

РАБОТА В ГРУППАХ ( по плану)


Задание.

А теперь, используя полученные знания, рассмотрим несколько ситуаций. Обозначим, о каком правонарушении идет речь, какой вид ответственности наступает, и какое наказание за это должно последовать.


1) «Хулиганство» текст на слайде.

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девушек. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней, этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду, оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно.


Учащимся задается вопрос: о каком правонарушении идет речь, какой вид ответственности наступает, какое должно последовать наказание.





Классный руководитель обращается к статье и делает вывод.


А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».


2) «Мошенничество» (сценка)


На скамейке сидят две девочки.

1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?

2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.

1-я девочка: А где же ты их взяла?

2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.

1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны...

Лена оценивающе смотрит на Катю.

2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!

1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!

Девочки шепчутся.

1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?

2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.

1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.

Девочки уходят.

На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.

1-я девочка: Да ты что? Украли?

2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...

1-я девочка: Ужас! А ты в полицию обращалась?

2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет полиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же полиция не поможет.

3-я девочка: А что случилось?

1-я девочка: У нее вчера сережки украли.

3-я девочка: Дорогие?

2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.

3-я девочка: Мне тоже мама подарила.

1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла...

3-я девочка: Да вы что, девочки!

2-я девочка: Подожди, может мы зря, человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе...

Девочка снимает сережку

1-я девочка: Похожа?

2-я девочка: Вроде похожа.

1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?

2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.

3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.

2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.

1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.

2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…

3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.

Девочки уходят.

Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.

На сцене Катя и Лена.

2-я девочка: Вот видишь, как просто.

1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.

2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.

1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.

2-я девочка: И никто ничего не узнает…


Учащимся задается вопрос: о каком правонарушении шла речь, какой вид ответственности наступает, какое должно последовать наказание.


Классный руководитель обращается к статье и делает вывод.

Действительно, в статье 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации   говорится: «Мошенничество,   т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается: 

  • штрафом,

  • обязательными работами,

  • исправительными работами».
    Уголовная ответственность наступает с 16 лет.





3) «Вымогательство» (сценка)


3 мальчика сидят на скамейке.

1-й мальчик: Тошно как-то, пойти некуда...

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это? ...

1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?..

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

Уходят, насвистывая.


Учащимся задается вопрос: о каком правонарушении шла речь, какой вид ответственности наступает, какое должно последовать наказание.


Классный руководитель обращается к статье и делает вывод.


Действительно, в статье 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации   говорится: «Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается: 

  • ограничением свободы;

  • арестом; лишением свободы».

!Рассмотрим еще одну жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

- В каждом учебном заведении найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию: «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Оцените этот поступок. Совершено ли какое – либо противоправное действие? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» – это терроризм! Значит, она представляет серьезную проблему, как для правоохранительных органов, так и для граждан; отвлекает силы и средства органов правопорядка; создает нервозность и панику в обществе.

 - Как вы думаете, за подобные «шутки», с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Видео «Слова юриста»:

- Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб, в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма:

  • штраф в размере до 200 тысяч рублей

  • или исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет

  • либо арест на срок от 3 до 6 месяцев,

  • либо лишение свободы на срок до 3 лет.

Задание. Ребята, у вас много друзей, знакомых подросткового возраста которых необходимо оградить от совершения правонарушений. Какой совет вы могли бы им дать? Давайте составим памятку «Как не допустить правонарушение?» на цветных шарах


Составление памятки «Как не допустить правонарушение?» (группы)

(вывесить на доску) 2 минуты

  • Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

  • Организация свободного времени и отдыха (посещение кружков и секций, занятие любимым делом).

  • Не общайся с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему).

  • Никогда не соглашайся на сомнительные предложения( курительные смеси).

  • Если что- то произошло, обязательно рассказать об этом взрослым.

  • Помнить, что за все свои поступки всегда будешь нести ответственность.

Итог классного часа:


Задание.

  • А теперь ребята, давайте выясним, на сколько, цель, которую вы ставили в начале нашего классного часа, достигнута.

  • Ребята, как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания?



Учитель.

Ребята. В вашей жизни будет много разных ситуаций. Старайтесь делать осознанный, правильный выбор. Ведь вы теперь знаете, что такое правонарушение и что нужно делать, чтобы их не допустить (показать на памятку).


Удачи вам!





  • Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7а класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?