Тема: Человек с горячим сердцем
Основные задачи: создать условия для понимания выражения «Человек с горячим сердцем», для воспитания нравственных качеств
Ход занятия
Оргмомент
Радостный луч заглянул к нам в окно.
В классе от радости стало светло.
И мне захотелось лучом засиять,
Чтобы о радости всем рассказать.
- Сейчас мы поделимся своей радостью. Свое доброе, радостное сообщение начнем со слов: «Как хорошо, что … » (дети делятся радостью, а учитель прикрепляет на доску новый лучик)
- Из ваших сообщений мы узнали много радостных новостей. Что вы почувствовали, услышав их.
- И действительно, радости много, на доске появилось солнышко с теплыми и добрыми лучами (на доске рисунок солнышка)
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
1. Приветствие
- Сегодня я приветствую вас, прилагая руку свою к сердцу, от всей души желая вам здоровья, как когда-то приветствовали при встрече друг друга наши предки.
- Почему руку клали именно на сердце? (Ответы)
- От всего сердца – значит от всего добра его и тепла, и света.
2. Беседа
- Что объединяет солнце и сердце?
- Конечно, сердце, как и солнце способно дарить свет и теплоту людям. Ведь недаром говорят о сердце горячем, тёплом, огненном. Чье сердце обычно сравнивают с солнышком? (Ответ: добрых людей, любящих, сердце мамы) Верно, а какие качества живут в таком сердце? (добро, любовь, сострадание, справедливость, трудолюбие и т.д.)
3. Инсценировка рассказа «Горячее и холодное сердце» Из книги М.А. Андрианова «Философия для детей»
Шли по узенькой горной тропинке два путника: один с горячим сердцем, а другой с холодным. Шли они в далекие страны и хотели найти человеческое счастье.
- Посмотри, какие вокруг нас величественные и прекрасные горы, - сказал человек с горячим сердцем.
- Ничего особенного, просто кучи огромных камней, - ответил человек с холодным сердцем.
- Посмотри, какой нежный цветочек выглядывает из трещины в камне, как трудно ему, наверное, расти здесь без земли, - сказал человек с горячим сердцем.
- Ха, нашел красоту. Что я цветов дома не видел, - сказал человек с холодным сердцем.
Пошли они по горам дальше и увидели горное озеро.
Человек с горячим сердцем восторженно воскликнул:
- Какое оно прозрачное, голубое и тихое, такое тихое, что белые снежные вершины гор в нем отражаются, как в зеркале. А тебе нравится? – спросил он попутчика.
- Ничего особенного, - ответил человек с холодным сердцем, - просто огромная лужа воды. А снег я и в прошлом году видел.
- Но, может быть, ты чувствуешь, какой здесь чистый, прохладный и свежий воздух, который хочется вдыхать всех грудью, - спросил человек с горячим сердцем.
- Ну, вот еще, придумал. Воздух везде одинаковый, что в городе, что в лесу, что в горах, - возразил человек с холодным сердцем.
Так долго шли по лесам и горам человек с горячим и человек с холодным сердцем в поисках счастья и красоты, пока не повстречалась им пещера, в которой жил мудрый и добрый старик-отшельник. Старик жил вдалеке от людей и был очень беден, но радушно принял гостей и пригласил их обедать к столу. Но на столе стоял лишь кувшин с прохладной родниковой водой и лежал свежевыпеченный еще теплый хлеб. Человек с горячим сердцем, сел за стол, с радостью вдохнул запах хлеба, удивился чистоте и необычному вкусу воды и поблагодарил старика за скромную еду, а человек с холодным сердцем, поморщившись, попробовал хлеб с водой, и остался едой недоволен
После обеда старик узнал у путников, что они ищут счастье, и сказал им обоим: «Один из вас уже давно нашел счастье, а другому еще долго предстоит свое счастье искать. Ключ к счастью в наших сердцах. Счастлив тот, чье горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Но тому, кто не замечает красоту вокруг себя, кто не дает своему сердцу радоваться красоте, тому очень тяжело найти счастье в жизни. Счастье старается обойти стороной тех, кто сердцем холоден».
Так узнали человек с горячим и человек с холодным сердцем, что счастье не за горами, не в богатствах и королевских дворцах спрятано, а внутри каждого человека находится. Но найти его можно, лишь имея в груди горячее сердце, радующееся красоте
4. Беседа
- Что можете сказать о путниках?
- Каким был старик?
- Что ответил он путникам?
- Ребята, как вы понимаете выражение «Человек с горячим сердцем»?
выражение «Человек с холодным сердцем»?
- Трудно ли быть таким человеком?
5.Творческая работа
- Насколько добр человек, настолько и необыкновенно его сердце. Возьмите цветную бумагу и сделайте сердечко, каждый своё, в подарок своим близким (Дети работают под музыку)
6. Проба пера
- Сейчас напишите заметку о том, что сегодня на классном часе вам больше всего запомнилось, что заставило вас задуматься. (Дети пишут на листах авторской книги. Звучит классическая музыка)
7. Чтение заметок
III. Итог занятия
- Ребята, сегодня мы говорили о человеке с горячим сердцем.
- Так в чём же проявляется это качество человека? (Ответы детей)
- Горячее сердце раскрывается в добром отношении к людям, к миру. Через сердечные мысли, слова и дела мы можем приносить добро и тем самым делать мир лучше.
- Подарите свои бумажные сердечки сегодня тем, кто вам очень дорог.
- Спасибо за занятие!