Сценарий воспитательного мероприятия
Классный час – диспут
Подготовила: учитель математики (классный руководитель 10 класса) Холецкая Марина Анатольевна
Тема: "Что значит быть патриотом сегодня?"
Цель занятия: воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи:
выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;
определить роль патриотизма в жизни современного общества;
сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Используемые педагогические технологии: приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированный подход в воспитании, проектные технологии.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, раздаточный материал в приложениях.
Эпиграф классного часа: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
Цели:
выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;
определить роль патриотизма в жизни современного общества;
сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
Приветствие
- Здравствуйте, ребята. Наша встреча проходит в канун великой даты - 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне, самой страшной и жестокой войне в истории России, продолжавшейся 1418 дней и ночей, унесшей миллионы жизней. Я посвящаю её именно этому событию.
Просмотр видеоролика о Великой Отечественной войне.
И всё-таки долгожданная Победа была одержана. Как вы думаете, ребята, благодаря чему нашим отцам, дедам, прадедам удалось отстоять независимость нашей Родины? (чувство патриотизма)
Я согласна с вами. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно поэтому я приглашаю вас к разговору на тему: “Что значит быть патриотом сегодня?” (слайд №1)
2. Подготовка к беседе
- Прежде чем начать наш диспут, я предоставляю слово ветерану (видеоролик ветеран о патриотизме).
- Сегодня также все повторяют такие слова: патриотизм, любовь к Родине. Что в вашем понимании означает патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счёт. - Ребята, а что вы думаете о состоянии патриотизма в наши дни? (ответы детей)
- Но существуют достаточно противоречивые взгляды на эту проблему. Недавно мне довелось встретить опубликованное письмо в газете «Комсомольская правда», которое лично меня повергло в шок. Пишет его один молодой человек о своем бывшем друге, который всего на несколько лет старше вас.
«Письмо из газеты»
"Недавно я разговаривал с моим другом, которого я знал как нормального человека гордившегося (раньше) своей страной. Мы с ним давно не виделись и оба сильно изменились. Он по сути своей замкнутый человек, любящий компьютерные игры. Одним словом “Геймер”. У нас зашел разговор об играх, в которых врагами являются русские солдаты (или советские это дела не меняет), а таких игр сейчас достаточно. Так вот мой друг их расхваливал замечательной графикой, сюжетом, искусственным интеллектом и.т.д. После того, как он спросил мое отношение к играм такого рода, я сказал, что в такие игры не играю, а если и играю, то не долго, потому что я не люблю игры, в которых нужно убивать русских солдат!!! Я понимаю, что это глупо (это всего лишь игра), но все равно в каждом человеке должна быть хоть доля патриотизма, я так считаю. Так вот мой друг ответил на это совершенно неожиданно, он сказал, что патриотизм это глупость, какая разница кого убивать. На что я ему ответил, что в игре тебе может быть все равно кого убивать, но патриотизм – это вовсе не глупость. У нас завязался спор о патриотизме, что такое Родина и нужно ли ее вообще защищать. В итоге выяснилось, что наигравшись вдоволь в проамериканские игры, мой друг перестал быть патриотом, а такая фраза, что “защищать родину глупо, а гордость за страну - тупой предрассудок и вообще все это плоды воображенья” меня сразила наповал. Это ужасно!!! Наше поколение, наигравшись в различные игры, деградирует и вообще теряет какое-либо чувство патриотизма. Так нельзя. Что бы подумали наши предки, защищавшие нашу Родину, умиравшие за своих жен и детей….. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить. Я сужу по себе, потому что у меня замирает сердце при звуке нашего гимна, я люблю свою страну, какой бы она ни была, и я уважаю прошлое нашего великого государства. Может быть, я в чем-то не прав, не знаю……."
- Почему все-таки существуют такие высказывания? Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия?
- Верите ли вы в возрождение России и что, по-вашему, нужно для этого делать? Так как у нас в гостях наши наставники, хотелось бы услышать их мнение?
- А как думаете, вы, ребята, существуют сегодня образцы подлинного патриотизма, служения Родине или это утопия? (ответы учащихся)
Подготовка к работе в группах.
- Попробуем на практике убедиться в том, что, действительно, есть место сегодня патриотизму или это заблуждение, пустые слова. Я предлагаю в группах познакомиться с некоторыми судьбами, поступками наших российских людей, обсудить, опровергнуть, может согласиться с автором высказываний из письма. (Раздаются в группы материалы с историями)
- Можно ли назвать героев данных историй патриотами и почему? (ответы учащихся) (включить музыку «С чего начинается родина»).
Составление проекта укрепления патриотизма в России
- Верите ли вы в возрождение России и что для этого нужно делать? Мне бы хотелось вместе с вами наметить стратегию действий. Готовясь к нашей встрече, я побеседовала с вашими ровесниками, учениками нашей школы. И вот каковы их суждения. Вы можете с ними согласиться или выдвинуть свои идеи. (сделать заготовки Проекта «Как возродить и укрепить чувство патриотизма сегодня…» в форме листа А4 с названием проекта, стиплер каждой группе. Ученики в ходе обсуждения выбирают понравившееся высказывание своих ровесников, они прикрепляют их на лист проекта. (Дети по желанию приглашают гостей для работы в группе). (Во время работы в группах звучит мелодия песни «Отчего так в России берёзы шумят?)
- Отчеты групп. Как возродить и укрепить чувство патриотизма сегодня… Каждая группа выбирает своего уполномоченного для защиты проекта.
Рефлексия
- Предлагаю вам посмотреть на слайды и подумать над проблемным вопросом.
- Как вы считаете, ребята, мы должны сегодня поднимать подобные проблемы?
(Желаемый ответ: - Да, потому что от каждого живущего в России зависит её судьба, судьба каждого из нас, наше поколение должно быть готово и уметь защитить свою родину, когда это потребуется).
м вопросом.
Завершение диспута
- Я хочу вам напомнить, что приближается великая дата День победы. Гимном её принято считать одноименную песню. В заключение нашей встречи хотелось бы вместе исполнить её. (исполнение песни)
- Хочу добавить, что патриотами не рождаются, ими становятся. «Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, русская душа», - говорил С. Есенин. Я благодарю вас за ваши искренние слова, за ваше участие, а на память о сегодняшней встрече я подготовила буклеты о людях-патриотах.