Классный час в 3-м классе "Поговорим о дружбе"
Цели:
- развитие умений учащихся вести рассуждения;
- формирование умений аргументировать свою точку зрения;
- формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Оборудование:
проектор;
магнитофон;
диск с лучшими детскими песнями: “Если с другом вышел в путь”, “Настоящий друг” и т.д.;
круг с надписью “друг”, для составления цветка “Дружбы”;
лепестки цветка “Дружбы” с надписью качествами характера настоящего друга;
памятки “законы дружбы”;
три конверта с пословицами;
разноцветные фигурки человечков;
цветы дружбы.
Ход классного часа
1.Вступительная часть.
Звучит песня “Если с другом вышел в путь”, под музыку дети рассаживаются по своим местам.
Слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Мне очень приятно познакомиться и пообщаться с вами.
Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, и я думаю, что вы уже догадались, о чём мы будем говорить.
- И о чём же, ребята? (о дружбе)
- Правильно!
Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы. Я надеюсь, что сегодня обрету новых друзей в вашем лице, стану вашим другом!
2. Знакомство с понятием “дружба”.
Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, ко мне подкрался наш четвероногий друг, Барсик, и перепутал все слова в пословицах…
- Поможете мне их собрать?
Я предлагаю вам поработать в группах.
У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
1-я группа “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
2-я группа “Без друга в жизни туго”.
3-я группа “Старый друг лучше новых двух”
Каждый ряд после составления читает пословицу. На доске появляются слайды с пословицами.
- Молодцы!
- Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:
- Какая общая тема пословиц? (дружба)
- А как вы понимаете слово “дружба”? (ответы детей)
(Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, уважение, привязанности, общности интересов. Толковый словарь С. Ожегова)
-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.
-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!
Учитель: Дружба – главное чудо. Всегда.
С ней любая беда – не беда.
Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность.
Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба.
На ощупь?
На вкус?
Как пахнет?
Какого она цвета?
С какой погодой ее можно сравнить?
Дружба подарила нам приятные ощущения.
Дружба бывает разная.
Учитель:
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда.
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?
Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?
Учитель: А с чем вы не согласны?
Учитель: однозначного ответа на все эти вопросы не существует.
Разговор о дружбе мне хотелось вести, как говорится, “от обратного”.
Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
-А сейчас я вам предлагаю послушать и спеть песню “ Настоящий друг”
-Кого мы можем назвать настоящим другом? (ответы детей)
3. Составление цветка “Дружбы” из качеств настоящего друга.
Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера. Сейчас мы с вами поиграем.
Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то молчите.
В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок “Дружбы”.
У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.
1. честность
враньё
2. доброта
3. верность
грубость
4. взаимовыручка
предательство
драчливость
5. справедливость
задиристость;
6. ответственность
7. сострадание.
- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.
– Вам нравится?
- Давайте, ещё раз повторим качества настоящего друга?
(На доске слайд с качествами настоящего друга.)
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
4. Определение “Законов дружбы”
Всё в мире существует по правилам и законам, есть законы и для дружбы.
Я хочу предложить вам законы дружбы.
На доске слайд с законами дружбы.
Сейчас мы познакомимся с ними, и если вы согласны, мы их примем и будем выполнять.
(подготовленный ребёнок читает законы)
Законы дружбы:
Один за всех и все за одного.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
- Вы согласны с этими законами? (ответы детей)
- Принимаем? (Да.)
Эти законы я оставляю вам (закрепить на доску распечатанные законы дружбы на большом формате) и надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, будете стараться выполнять законы дружбы.
5. Составление «Хоровода дружбы»
А теперь давайте составим «хоровод дружбы». (Каждый ребёнок прикрепляет своего человечка к доске так, чтобы получился «хоровод дружбы»)
6.Подведение итогов
Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!
И, как мне кажется, строки стихотворения вам очень подойдут.
(На экране – стихи с картинками)
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
В память о нашей встрече и в знак дружбы я хочу подарить вам цветы дружбы и вручить, как памятки, законы дружбы.
Звучит песня “Настоящий друг, дети получают памятки, цветы дружбы и под музыку классный час заканчивается.