Классный час
"Посиделки в русской горнице"
Цели: приобщение учащихся к культурному наследию нашего народа, воспитание бережного отношения к народным традициям и обычаям, воспитание патриотизма, развитие творческих способностей у детей.
Оформление: на классной доске в виде окна старинные полотенца, надпись «Русские посиделки», стол с самоваром и угощением, сундук с вещами и т.д..
На сцене декорация русской горницы: печь, стол с лавками, прялка. Сцена затемнена. Появляется Девушка. Она ставит на стол угощение, корзинку с яблоками, самовар.
Вспыхивает полный свет:
Дочь: ох, чей-то мама с бабушкой нончи запаздывают.
Входят: мама, бабушка и крестная, крестятся на иконы. (бабушка и крестная говорят на «о»)
Мать (входя): а вот и мы, доченька, и гостья с нами пришла.
Крестная: здравствуй, милая кресница, здравствуй, красавица. Кока-ж ты хороша, пригожа выросла. Дай я тебя поцолую (целует девушку).
Дочь: здравствуйте, здравствуйте, где же вы были так долго, я уж прям заждалась?
Мать: знамо где, в церкви, седня-ж праздник. Мы с утра пораньше ушли, тя будить не стали, уж так сладко спала.
Бабушка: а тут и угощение готово!
Крестная: и в избе все прибрано: вон как чисто, молодец, хозяюшка!
Дочь: скоро еще гости придут.
Мать: это кто же к нам придет?
Дочь: подружки мои на посиделки пожалуют.
В дом стучатся и входят девушки
1-я ДЕВУШКА: можно к вам, хозяюшки?
Мать: входите, входите!
2-я ДЕВУШКА: здравствуйте! Пустите нас к себе в избу на посиделки?
Мать: пустим, как не пустить, только чем платить-то будете? Чай, ваши посиделки нам недешево обойдутся: и сор в избе, и огня да тепла сколько пойдет!
ДУНЯ: а что надобно?
Мать: да совсем немного.
Дровец возок, керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,
Да меду туесок, да масла горшок,
Да денег пятачок!
ДЕВУШКИ: (смеются) вот так немного! Ладно, мы про этот обычай, про складчину знаем и все из дома принесли, и мед, и масло, и дрова.
Вручают хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.
Бабушка: вот и ладно, вот и хорошо! Проходите, угощайтесь.
Девушки проходят к столу, берут угощение.
Крестная: а теперь, девоньки, усаживайтесь, за работу принимайтесь, да песню запевайте!
Девушки усаживаются на лавки. Одна запевает грустную песню.
-миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буду тебе женой.
-милая моя,
Взял бы я тебя,
Но там в краю далеком,
Есть у меня жена.
-миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там в краю далеком
Буду тебе сестрой.
-милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Есть у меня сестра.
-миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буде тебе чужой.
-милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Чужая мне не нужна.
Остальные слушают. Все заняты делом: кто вяжет, кто вышивает, а кто прядет пряжу.
Мать: что-то мы загрустили. Ну-ка, запевайте песню повеселее.
Поют песню.
Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему? »
«целовал-миловал, целовал-миловал,
Говорил,что я буду его,
А я верила все и как роза цвела,
Потому что любила его».
«ой, ты, мама моя, ой, ты, мама моя,
Отпусти ты меня погулять!
Ночью звёзды горят, ночью ласки дарят,
Ночью все о любви говорят».
«виновата сама, виновата во всем,
Ещё хочешь себя оправдать!
Так зачем же, зачем в эту лунную ночь
Позволяла себя целовать!?»
«виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему? »
ДУНЯ: ой, какой у вас шкаф старый. Да под замком! Видно много в нем добра.
Бабушка: верно, старый, ему уж больше ста лет.
Девушка 1-я: ох, ты! Ну и ну!
Девушка 2-я: а что в него прятали?
Бабушка: траву разную, а зачем она, как думаете?
Девушка 1-я: я знаю,что полынь, она от клопов, тараканов и моли спасает. Так?
Бабушка: умница, воистину так!
Дочь: а зверобой от всяких желудочных колик
ДУНЯ: а малина и смородина от простуды
Девушка 1-я: а крапивой кровь разгоняли?
Бабушка: Крапива она жгучая, и пользы от нее много ... Весной из первой крапивы и борщ зеленый сварить можно, за уши не оттянешь. И краски раньше делали. Лен красили. Краска-то не выгорала, как теперь. Лекарства всякие делают от простуды, от кашля. Цыплятки, утятки, поросятки ох как от крапивы-то растут. А еще крапивой лечат тех, кто в чужой огород лазает, чай сами знаете...
ДЕВУШКИ: (смеются) Знаем, знаем!
Стук в дверь. Входят парни.
1-й ПАРЕНЬ гостей принимаете?
Мать: принимаем. Заходите, гости дорогие!
2-й ПАРЕНЬ: здравствуйте, хозяюшки! Здравствуйте красавицы!
1-й ПАРЕНЬ: что расселись по местам, как синички по кустам?
Девушка 1-я: а что? Синичка — зимняя птичка, воробью сестричка.
Девушка 2-я: немного синичка ест и пьет, да весело живет! А вы зачем пожаловали?
3-й ПАРЕНЬ: мы все село обошли, краше вас не нашли.
4-й ПАРЕНЬ: хотим мы песни петь, да плясать! на вас посмотреть, да себя показать!
Мать: вот и проверим.
Хозяйка дает им сломанные вещи. Парни садятся на лавку, ремонтируют вещи.
Все вместе запевают песню.
Ой, цветет калина в поле у ручья.
Парня молодого полюбила я.
Парня полюбила на свою беду -
Hе могу открыться, слов я не найду.
Hе могу открыться, слов я не найду.
Он живет, не зная ничего о том,
Что одна дивчина думает о нем.
У ручья с калины облетает цвет,
А любовь девичья не проходит, нет!
А любовь девичья с каждым днем сильней.
Как же мне решиться, рассказать о ней?
Я хожу, не смея волю дать словам.
Милый мой, хороший, догадайся сам!
ДУНЯ: Давайте лучше хороводы водить.
Двое берутся за руки и ходят по кругу. После каждого куплета в круг берут еще одного человека, таким образом круг все увеличивается и увеличивается.
Ира П. Мы попросим вас, ребятушки,
раздвиньте-ко народ, да.
Вы раздвиньте-ко народ,
заведем мы хоровод.
Алина Мы куражиться не будем,
не наделаем проказ, да,
Без проказу ни на час,
берите барышню тот час.
Никита Вот какая-то девица
шить узоры мастерица, да,
Она шила, вышивала,
себе дружка выбирала.
Даша Что ты, молодец, невесел,
буйну голову повесил?
Ты гуляй повеселее,
выбирай-ка поскорее.
Стас Кака модна-благородна,
ручки белы, как снежок, да,
Ручки белы, как снежок —
бери мальчишку во кружок.
Марина Л Вышел мельник с мельницы,
да с медными ключами, да,
Выбирай, душа-молодчик,
барышню с часами, да.
Вика Я цветами, зеркалами
свое место уберу, да,
Я по совести мальчишку
и по сердцу выберу.
Ангелина Вот как этому детине
полтора куля рябины
И сушенных грибов вот
бери девицу в хоровод.
2-й Парень Хоровод хороводом , а мне пирожков охота!
Мать: подходите к столу, угощайтесь. (Угощаются за столом.)
Крестная: кому пирожки есть, а кому — песни петь!
Женщины и девушки исполняют частушки, по очереди выходя на середину класса и приплясывая.
/Частушки/
Бабушка достает из сундука фату.
Женя: а давайте поиграем в «Бояр»
Все встают в два ряда (мужчины напротив женщин). На каждый куплет оба ряда , по очереди выходят вперед, потом возвращаются назад.
/Ира,эта игра наподобие тех танцев,что вы танцевали 1 сентября/
1 Бояре, а мы к вам пришли, (выходят вперед)
Молодые, а мы к вам пришли (назад)
2 Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
3 Бояре, мы невесту привели,
Молодые, мы невесту привели.
4 Бояре, а невеста не плоха,
Пусть невеста выбирает жениха.
Выходит невеста, кланяется жениху и они обнявшись или под ручку уходят и садятся на лавку. Игра повторяется:
3 Бояре, привели мы жениха,
Молодые, привели мы жениха.
4 Бояре, а жених- то как хорош,
Может ты себе невесту подберешь?
Выходит жених и выбирает себе невесту, они тоже садятся на лавку.
Даша: Баба Катя, а что еще в сундук клали?
Бабушка: невеста готовила себе приданное: ткала, вышивала рушники, рубашки.
1-я Девушка: значит, ткали, вышивали и все в сундук клали?
Бабушка: да, каков сундук — таково и приданное. Ценилось-то больше приданное, в котором труд невесты есть.
Дочь: бабушка, а веселиться вы умели?
Бабушка: все было... песни-частушки пели, в игры играли.
Загадки
Потом Бабушка и Мама приглашают за стол.
Крестная: хватит милые, пора и честь знать. Самые веселые праздники еще впереди , успеете и натешиться, и наиграться. Давайте поблагодарим хозяек и пожелаем им доброй ночи.
Мать: вот и закончились посиделки. Мы желаем вам хорошего настроения. До свидания. До следующих посиделок!