Классный час "День Республики Казахстан"
Тема: «Цвети, мой Казахстан!»
Цель и задачи: Познакомить с произведениями о родном крае, о родной земле, о Родине; расширить кругозор детей о РК, о законах РК; познакомить с некоторыми обычаями и традициями казахского народа; воспитание патриотизма, любви к Родине.
Ход мероприятия:
Организационный момент. Деление на группы «Я выбираю тебя»
Исполнение гимна Республики Казахстан
1.Беседа
Учитель 1: Сегодня наш классный час посвящён Дню Рождения нашей Республики Казахстан.
25 октября 1990 года был принят документ о суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики т.е. о самостоятельности нашей Республики.
С 10 декабря 1991года Казахская Советская Социалистическая Республика
стала называться Республикой Казахстан. Наша Республика стала отдельной
независимой страной. У нашего государства появились свои: герб, флаг, гимн.
Просмотр видео https://youtu.be/iS-H479GfSU
Учитель1: Земля моя! В зелёном летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
Учитель1: - О чём говорится в этом отрывке из произведения С. Сейфуллина?
-Ребята, предлагаю вам написать синквейн Родина (какая? Что делает? О родине, синоним)
Сегодня ребята подготовили стихи о нашей родине. Давайте прислушаемся с словам поэтов
«Казахстан» Ж. Жабаев
Посмотри, мой жолдас, посмотри,
В чистом пламени ясной зари,
Перед хозяевами сполна
Все богатства раскрыла страна!
Каратау даёт свинец.
Кокшетау гонит овец.
Тянет с золотом руки Алтай,
Медь обильно даёт Карсакпай .
Белый хлопок дарит Шымкент.
Предлагает руно Жаркент.
Золотые, как в сказке, хлеба
Для народа растит Актюба…
Дни и ночи грузит поезда
Чёрным золотом Караганда.
В Эмбе вышки гордо стоят,
И кипит нефтяной водопад.
В Кармакчинской степи зреет рис,
В Алатау сады поднялись,
А в садах слаще сна и мечты
Спеют яблоки Алматы.
Всё, что щедро цветёт и поёт,
Это наше – твоё и моё.
«Моя Республика» Т. Айбергенов.
Она велика от Алтая до Каспия
Она широка, как народа душа.
Она же Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И плеск Иртыша.
Родная земля - молодая и древняя-
Пою о тебе и тобою живу!
На север взгляну - вижу зелень деревьев,
На юг посмотрю – ветры сушат траву.
Есть всё у тебя: и леса, и озёра,
И синие глуби натуженных рек
Бескрайние степи, высокие горы,
И я – твой хозяин
И твой Человек!
«О степь моя». С. Мауленов.
Дастархан у нас, как степь, широк,
Горы высоки и величавы.
Сколь гостипреимен мой народ,
Каждым, кто бывал здесь,
Отмечалось.
Родина,
Любимая земля.
Кланяюсь степям твоим, долинам.
Я бы нежно обнял всю тебя,
Если б великаном стал былинным.
Блеск верши, безбрежие озёр,
Буйство белых речек;
И без края.
Без конца, куда не бросишь взор,
Степь лежит –
То мать моя вторая.
Обнимает Каспий и Алтай
Степь моя, великая по праву.
Носятся ветра из края в край.
По земле
Её разносят славу,
Если бы я мог тебя обнять,
Как батыр,
О степь! О мать!
«Родина моя.» Н. Полякова
- Что значит'' Родина моя?'' –
Ты спросишь , я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад.
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
2 Основной этап мероприятия.
Учитель 2.
1. Казахстан – свободное и независимое государство: Родина.
Учитель: (работа по карте) Казахстан - твоя родная земля, твоё Отечество. Если сесть на поезд в Петропавловске (северная точка нашей республики) и доехать до Алматы, то можно увидеть всё разнообразие и богатство нашей природы. Прозрачные озёра сменяются густыми лесами, которые внезапно уступают место пустыне. Большую часть территории занимают равнины. На юго-востоке границу нашего государства обрамляют высокие снежные вершины гор.
Казахстан богат полезными ископаемыми. В республике в основном занимаются животноводством, выращиванием хлеба.
В нашем государстве проживают представители более ста национальностей и все они являются равноправными гражданами Казахстана.
Казахстан граничит с пятью государствами и находится в тесных дружественных отношениях с каждым из них.
Республика Казахстан административно разделена на 14 областей и 3 города республиканского значения. Кроме того, имеется город с особым статусом, Байконур, который до 2050 года арендуется Российской Федерацией и на этот период в отношениях с ней наделён статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации.
Учитель 1
-Ребята, давайте поработаем с картой нашей Родины и отгадаем города и области по прочитанному тексту.
Тексты по очереди читаются группам. (4 группы)
-
Крупный город в центре евразийского континента. Имеет особый статус с 10.12.1997 года. Статус города имеет с 1862 года. В июне 2017 года был достигнут уровень города-миллионера. В 2019 году население составило 1 миллион 82 тысячи человек. Тем не менее по числу жителей она уступает крупнейшему городу этой страны – Алма-Ате. (Астана)
-
солнечный, утопающий в зелени город, с широкими улицами, красивыми зданиями, многочисленными парками и скверами. 150 летняя богатая история города отражена в многочисленных достопримечательностях, исторических памятниках культуры и истории, в контрастной архитектуре города – от старинных зданий в крепостном стиле до суперсовременных высотных комплексов. Экономический, культурный центр страны. (Алматы)
-
Один из старейших городов Казахстана, был основан в XII веке[6] как караван-сарай для защиты близлежащего торгового города на Шелковом пути Сайрам, расположенного в 10 км к востоку. название берёт своё начало от согдийского (иранского) «чиминь-чемень», то есть луг, цветущая долина, или с добавлением «кент» — зелёный (цветущий) город. (Шымкент)
-
Красивы и разнообразны природные ландшафты региона: лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. ... Это священная земля многих славных событий казахской истории, родина знаменитых сынов Казахстана – мудрых биев и могучих батыров. Первым среди знатных казахов получил почетное звание тархана талантливый военачальник, герой битв с жонгарами Шакшак Жанибек Кошкарулы. На этой земле прошли основные боевые действия национально-освободительного восстания Кенесары хана. (Костанайская область)
-
город, соединяющий Европу и Азию. История города начинается с 1640 года, когда ярославский купец Гурьев уплатил Ногайскому ханству дань за построенный деревянный острог в устье реки Яик. До 1991 года город носил название Гурьев и был известен благодаря своей нефтедобычи и рыбной промышленности. (Атырау)
-
город в Казахстане, расположенный на восточном берегу Каспийского моря. Его нынешнее название в переводе с казахского означает "белая гора", что может быть связано с его скалами, выходящими на Каспий. С 1964 по 1991 год город был известен как Шевченко. Его прежнее название было дано в связи с периодом ссылки одноименного украинского поэта в этот район. Он расположен на полуострове Мангышлак и является столицей Мангистауской области. (Актау)
-
город в Казахстане на реке Илек, административный центр области. Это самый восточный город в Европейской части Казахстана. Город расположен на левом берегу реки Илек – левого притока Урала в центральной части подуральского плато, представляющего собой равнину высотой 250-400 м. В области имеются золото, нефть, газ, уголь, хромиты, фосфориты, алюминиевые и никелевые руды; редкие металлы титан, цирконий, огромные запасы строительных материалов: мрамор, габро, каолин, мел, цементное сырье и другие. (Актобе)
-
город в Южно-Казахстанской области, расположенный в 180 км северо-западнее административного центра Шымкента. Сегодня город является довольно знаменитым городом среди мусульман всего мира. Ему даже был присвоен статус второй Мекки – священного города приверженцев ислама, так как здесь расположена одна из важнейших мусульманских святынь – мавзолей Яссави. (Туркестан)
Учитель2: Наше Отечество, наша Родина – это республика Казахстан.
Отечеством мы зовём Казахстан потому, что здесь жили испокон веков наши отцы и деды.
Родиной мы зовём его потому, что мы здесь родились, здесь говорят на родном языке и всё здесь для нас родное.
-Ребята, в нашей стране говорят на многих языках, государственный язык – казахский. Предлагаю вам сейчас рассказать о нашей Родине на казахском и русском языках. У каждой группы есть задание, вы можете использовать словари, переводчики. Важный критерий – донести смысл первоначального текста. На классном часе у нас присутствует учитель казахского языка. Она оценит вашу работу. Читаете текст на казахском и его перевод на русском языке.
1 группа
Біздің мемлекетімізде де осындай заңдар кітабы бар және ол Конституция деп аталады.
Конституция-бұл мемлекеттегі басқару формасын белгілейтін мемлекеттің Негізгі Заңы. Онда азаматтардың құқықтары мен міндеттері жазылған.
ҚР Конституциясы 30.08.95 қабылданды. ҚР Конституциясында Қазақстан тәуелсіз және егемен мемлекет болып табылатыны жазылған. Сондай-ақ, онда азаматтардың өз мемлекетіне қатысты міндеттері жазылған.
2 группа
ҚР жас азаматтары міндетті:
- мемлекет рәміздерін құрметтеу: Әнұран, Ту, ҚР Елтаңбасы;
- мектепте оқу;
- табиғатты қорғау;
- ата-анаңызды сүю және құрметтеу;
- өз Отаныңды сүю және қорғау-патриот болу, өз Отаныңмен мақтану, ел заңдарын құрметтеу және сақтау, өз міндеттерін орындау, қоғамдық өмірде белсенді болу.
3 группа
Сіз Қазақстан Республикасында туып-өскенсіз, сондықтан осы мемлекеттің азаматы болып табыласыз. Әр адам туылған сәттен бастап азамат болады. Бұл оның мемлекеттің қорғауында екенін білдіреді. ҚР азаматы болу-жоғары құрметті атақ. Азамат болу-Отан алдындағы борышын өтеу.
4 группа
Мен егемен мемлекеттің азаматымын және осы жерде тұрғанымды мақтан тұтамын. менің білім алуға, спортпен шұғылдануға, шығармашылық ойларымды дамытуға мүмкіндігім бар. мен болашақта жақсы маман болғым келеді.
Учитель 1: 32 года как был провозглашен праздник День Республики! Много это или мало? Для человека – это очень много. Ведь за это время можно научиться ходить, говорить, читать, писать, думать, рассуждать, мыслить, сделать свои первые открытия, совершить подвиги … А для истории - очень мало. А сколько сделано. Чего добился народ на этом этапе.?
Игра «Вчера и сегодня». Заполните таблицу времени. Вспомните как мы жили когда вы только пришли в школу, какой жизнь стала сейчас и каким вы видите будущее своей семьи, школы и родины.
Период | В семье | В школе | В Республике Казахстан |
Вчера | | | |
Сегодня | | | |
Завтра | | | |
Учитель 1 : Современность учит дальновидности, целеустремленности, ответственности, гуманности, жизнелюбию и выносливости. Любое государство имеет стратегии развития, перед народом правительство ставит достижимые цели. Каждый человек должен учиться ставить цели и стремиться их выполнять. Предлагаю вам, ребята, поставить перед собой цели. Заполните листы. Прошу некоторых из вас озвучить свои цели. Прошу сохранить вас этот лист и добиваться поставленных целей.
Мои цели: Что я должен сделать…
1. Через 5 лет
2. Через 2 года
3. Через год
4. Через месяц
5. Завтра
6. Сейчас
Учитель 2. Дорогие ребята! Уважаемые гости на этом наш классный час подошел к завершению. Поздравляем всех с праздником и желаем благополучия нашим семьям и нашей Родине. До новых встреч!
.
Период | В семье | В школе | В Республике Казахстан |
Вчера | | | |
Сегодня | | | |
Завтра | | | |
Мои цели: Что я должен сделать… 1. Через 5 лет 2. Через 2 года 3. Через год 4. Через месяц 5. Завтра 6. Сейчас |
Мои цели: Что я должен сделать… 1. Через 5 лет 2. Через 2 года 3. Через год 4. Через месяц 5. Завтра 6. Сейчас |
Мои цели: Что я должен сделать… 1. Через 5 лет 2. Через 2 года 3. Через год 4. Через месяц 5. Завтра 6. Сейчас |
Мои цели: Что я должен сделать… 1. Через 5 лет 2. Через 2 года 3. Через год 4. Через месяц 5. Завтра 6. Сейчас |
Мои цели: Что я должен сделать… 1. Через 5 лет 2. Через 2 года 3. Через год 4. Через месяц 5. Завтра 6. Сейчас |