СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час: Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка.»

Цель: расширение кругозора учащихся, повышение их культурного уровня; пробудить

у учащихся интерес и любовь к окружающей природе;

Оборудование: презентация «Экологическое ассорти»; музыкальная заставка «Звуки

природы»; цветные карандаши, ватман.

Подготовительный этап: класс разделить на две команды, команда придумывает

название и свой девиз, выбирает капитана.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, ребята!

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Сегодня у нас проходит информационно – развлекательная игра «Экологическое

ассорти», на которой мы узнаем, насколько грамотны, с точки зрения экологии, наши

друзья - школьники. В игре участвуют две команды и жюри.

(жюри состоит из ребят - старшеклассников)

Учитель – I задание – Представление. Команды представляют себя, жюри оценивает

название и девиз команды. Максимальная оценка – 5 баллов.

Учитель – II задание, презентация «Собери картинку», (слайды № 2-10) правильный

ответ оценивается в 3 балла при условии, что ответ получен зразу же, каждая

следующая попытка – 1 балл.

Учитель – III задание - (слайды № 11 – 15).

В 1902 г. в Париже рядом стран была подписана Международная конвенция по охране

птиц, которую можно считать первым международным соглашением по охране

биоразнообразия. В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы . В

1949 г. была создана специальная общественная Комиссия по редким видам .

Основной своей целью комиссия поставила создание мирового аннотированного

списка животных, которым грозит исчезновение. Для того, чтобы подчеркнуть особую

значимость этого кадастра, Питер Скотт, возглавлявший комиссию вплоть до 1978 г.,

предложил назвать его Красной книгой, поскольку красный цвет - сигнал опасности.

Сейчас не много найдется людей, которые бы ничего не слыхали о Красной книге!

Уже в 1949 г. МСОП начал собирать информацию о редких животных и растениях.

Понадобилось 14 лет, чтобы в 1963 г. появилась первая Красная книга. Сейчас в

каждой стране, регионе есть своя Красная книга. И сейчас вам предлагаю выполнить

следующее за

(хлорофитумы, пеларгония)

Учитель - VI задание – Решите ребусы – (Слайды № 18-21), правильный ответ – 5

баллов.

Учитель - Слово предоставляется жюри.

( подведение итогов игры, награждение)

Учитель – В завершении нашего мероприятия послушайте стихотворение

Е.Каргановой.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Классный час: Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с правами и обязанностями школьников, рассказать о Конституции РК.

  2. Учить учащихся определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе.

  3. Формировать коммуникативные умения школьников.



Вступительная беседа.

Учитель:

У нас сегодня очень торжественный день. Впервые мы с вами, ребята, собрание всего класс. Это наш общий сбор. На собраниях мы с вами будем собираться вместе, мы будем говорить о наших радостях и горестях, удачах и неудачах, победах и поражениях. Мы будем учиться дружить и говорить правду, учиться исправлять свои ошибки и радоваться успехам ребят класса.

Учитель:

Каждый человек является членом общества, в котором он живет. Все государства имеют свою Конституцию — Основной Закон страны. У Республики Казахстан имеется своя Конституция. В ней рассказывается о личной свободе, правах и обязанностей граждан. В светлое сентябрьское утро вы пришли в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. Оно обеспечивается государством бесплатным обучением, бесплатными учебниками, светлой просторной школой, лабораторными и спортивными залами, библиотеками и наглядными пособиями. Звучит первый звонок. Он призывает не только сесть за парту, он напоминает об обязанности, которая возлагается на вас, юных граждан, Конституцией. Первая, очень серьёзная обязанность — прилежно учиться, получить среднее образование. Каждый из вас обязан стать образованным, много знающим человеком, готовым к труду.

Рассказ учителя: «Основные права несовершеннолетних детей»

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в казахстанском законодательстве лишь с принятием Закона о браке и семье. С 1990 года Казахстан является участником Конвенции ООН «О правах ребенка». Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года, ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года. Конвенция является частью казахстанского законодательства.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Определение понятия ребенка дается в статье 1 Конвенции и в пункте 1 статьи 52 ЗоБС. По казахстанскому законодательству, ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе, его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Конвенция запрещает дискриминацию ребенка по каким-либо основаниям: в зависимости от расы, пола, языка, религии, национального, этнического происхождения, социального происхождения, политических взглядов. Обеспечение этих прав - задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях. Статья 51 ЗоБС, в частности, запрещает дискриминацию ребенка в зависимости от того, родился он в зарегистрированном браке или вне брака. Независимо от способа установления отцовства, дети имеют такие же права по отношению к отцу и его родственникам, что и дети, рожденные в зарегистрированном браке.

Каждый ребенок, в соответствии с Конвенцией, имеет право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи [8]. Право ребенка на имя закреплено в статье 55 ЗоБС. Имя ребенку дается по соглашению между родителями. При этом, родители могут дать ребенку любое имя, какое они пожелают. Отчество ребенка определяется именем отца.

Однако новое семейное законодательство допускает и другое. Дело в том, что не все народы, населяющие Республику Казахстан, имеют традицию именовать людей не только по имени, но и по отчеству. В настоящее время присвоение отчества необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенку решается по соглашению между ними. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, имя и фамилия ребенка определяются в судебном порядке в соответствии с Правилами о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан от 22 мая 1999 года и статьей 55 ЗоБС.

Родители вправе изменить имя или фамилию ребенка только до достижения им 16-летнего возраста. По достижении 16 лет лишь сам ребенок может в обычном порядке, предусмотренном для изменения имен и фамилий, ходатайствовать об их изменении. Если ребенку еще не исполнилось 16 лет, родители вправе по взаимному согласию обратиться в органы ЗАГСа с просьбой об изменении ребенку имени или об изменении его фамилии на фамилию другого родителя. Орган ЗАГСа разрешает вопрос, исходя из интересов ребенка.

Если ребенок достиг возраста 10 лет, изменение его имени или фамилии невозможно без его согласия, что является важной гарантией права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 12 Конвенции и статья 54 ЗоБС предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не указывает минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В Конвенции закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося. В зависимости от обстоятельств, ребенок может быть вызван в суд для выяснения его мнения. Если присутствие в судебном заседании может оказать на него неблагоприятное влияние, ребенок опрашивается вне судебного заседания представителями органов опеки и попечительства.

В зависимости от возраста ребенка, его мнению придается различное правовое значение. Конвенция предписывает «уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью». Согласно статье 54 ЗоБС, учет мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, обязателен. До этого возраста ребенок, способный выразить свои взгляды, тоже должен быть заслушан, но в силу его малолетства, при несогласии с его мнением родители, опекуны и должностные лица не обязаны мотивировать свое несогласие. Это не значит, что указанные лица всегда обязаны соглашаться с мнением ребенка, достигшего 10 лет. Ребенок и в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью. Часто он, хотя и способен сформулировать свое мнение, но еще не обладает способностью осознать собственные интересы.

Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка.

Одним из важнейших прав ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное пунктом 2 статьи 52 ЗоБС. Это право, прежде всего, заключается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание - наилучшая форма воспитания ребенка, которую знает человечество. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей, а неоднократные попытки заменить семейное воспитание общественным служат тому подтверждением. Поэтому задачей семейного законодательства является защита права ребенка на воспитание в семье.

Обычно речь идет о проживании ребенка в семье своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам, в том числе, и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. В соответствии со статьей 10 Конвенции, государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей. В некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был найден.

Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение интересов и уважение его человеческого достоинства. Ребенок вправе общаться с обоими родителями, в том числе, и в случае, если они прекратили супружеские отношения и проживают отдельно.

Право ребенка на семейное воспитание включает в себя также право на общение с членами расширенной семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками. Это право ребенка сохраняется и в случае расторжения брака между его родителями или признания их брака недействительным (статья 52 ЗоБС).

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации, имеет право на общение с родителями и иными родственниками. Экстремальная ситуация может возникнуть в случае его ареста, задержания, заключения под стражу, несчастного случая, тяжелой болезни. Ребенок, оказавшийся в таком положении, особенно нуждается в поддержке своих близких. Поэтому отказать ему в контакте с родителями или родственниками возможно только при наличии серьезных оснований. Например, если допуск этих лиц в реанимационную палату может представлять опасность для ребенка.

Право собственности на суммы полученных алиментов, пенсий и пособий также признается за ребенком. Однако право распоряжаться этими средствами в интересах ребенка принадлежит его родителям. Родители и заменяющие их лица обязаны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка (пункт 2 статьи 58 ЗоБС).

Большинство из перечисленных выше прав не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей.

Статья 63 Закона о браке и семье предусматривает, что обязанности по защите прав ребенка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также органы опеки и попечительства и прокурора. Эмансипированный несовершеннолетний или несовершеннолетний, приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, имеет право самостоятельно защищать свои права наравне с совершеннолетними гражданами.

В наиболее тяжелом положении ребенок оказывается, когда его права нарушены лицами, призванными осуществлять их защиту - родителями или заменяющими их лицами. В Законе о браке и семье закреплено право ребенка непосредственно обращаться за защитой от злоупотреблений со стороны родителей и иных законных представителей.

Если указанные лица нарушают права и законные интересы ребенка, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, содержанию, образованию ребенка, унижают достоинство ребенка, нарушают его право на выражение собственного мнения, ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в органы опеки и попечительства. Никаких возрастных пределов для такого обращения не установлено. Естественно, трудно себе представить, что малолетний ребенок сам сможет установить контакт с этими органами. Чаще всего он сообщает о нарушениях родственникам, соседям, учителям, воспитателям или иным лицам, которые доводят эти сведения до органов опеки и попечительства. После этого работники органов опеки и попечительства обследуют условия жизни ребенка и непосредственно знакомятся с его жалобами. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, вправе при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей непосредственно обратиться с иском в суд. Однако дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, часто не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть такие злоупотребления из страха перед родителями или из боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства ребенка.



А что собой представляет человек, которого называют школьником? Чем отличается школьник от тех, кто не ходит в школу? (Учащиеся дают самостоятельные ответы)

Учитель: Поэтесса Ирина Токмакова написала такие строчки:

«Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее — я),
То значит он (точнее — я)
Он в школу собирается».

Понравились ли вам эти строчки? А можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счетных палочек? (Ответы учащихся)

Учитель:

А какие обязанности есть у школьника? (Ребята по цепочки говорят о том, что должен делать школьник в школе).

Учитель фиксирует на доске те утверждения, которые называют учащийся. Школьник не имеет права:

  • Опаздывать без уважительной причины;

  • Не выполнять домашние задания;

  • Плохо учиться;

  • Пропускать уроки без уважительной причины;

  • Врать старшим;

  • Обижать младших и своих сверстников;

  • Драться;

  • Молчать, если его обижают.

Дискуссия.

Учитель:

Ребята! Когда в стране принимаются очень важные решения, людям предлагается за эти решения голосовать. Сегодня мы с вами тоже будем голосовать.

Голосовать — это значит отдать свой голос, своё мнение. Мы с вами обсудили вопрос о том, что должен делать ученик — школьник. Давайте проголосуем за те обязанности, которые мы будем выполнять в классе. (Дети голосуют).

Учитель: А какие права есть у школьника? И есть ли вообще у него права? (Ответы детей) Запись на доске:

  • Право на учебу

  • Право на каникулы

  • Право на занятия в кружках и секциях

  • Право на общение друг с другом

  • Право на помощь в учебе.

Ребята голосуют по предложению учителя.

В конце собрания ребята встают, поворачиваются друг к другу и пожимают друг другу руки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!