Классный час «Права ребенка»
Цели: Показать роль государства по отношению к детству. Обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Основные понятия: Конвенция, принципы, гарантии прав детей, обязанности
Дидактический материал:, Конвенция прав ребенка, способы защиты прав ребенка.
Форма работы: групповая.
Методы работы: Дидактическая игра «права ребенка и их защита».
Этапы:
Слайд 1. «Быть ребенком так непросто!» Согласны ли вы с данным утверждением? Поясните свой ответ
Работа в группах с тезисами из Конвенции прав ребенка.
Задание для групп:
• Каждая группа должна сделать по 2 карточки. На каждой карточке напишите случай из жизни детей, в котором есть нарушения прав ребенка.
Карточки с нарушениями прав ребенка раскладываются на поле с гарантией их защиты. Группы должны подобрать к каждой ситуации, как можно защитить нарушенные права.
Результаты работы в группах.
«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». Разбор ситуаций.
Сценка 1. Брат. сделай музыку потише! Я хочу отдохнуть и уже давно пора спать !
Ответ . А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Он нарушает право других на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Д и м а. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУГИХ людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!
Сценка 3
Учитель. Наиль, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Наиль. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Классный руководитель. Кто разъяснит Наилю его права и обязанности?
Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4
Учитель. Андрей, ты почему на математике бегал по классу?
Андрей. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка5.
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Классный руководитель. Может быть, он прав? Примерные ответы детей:
- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести – за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Классный руководитель. Ребята, что очень хорошо знают герои этих сценок?
Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?
Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя ставить права свои выше прав других людей.
Советы психолога.
6. Подведение итогов (рефлексия)
Список использованной литературы
1. Конвенция ООН о правах ребенка
2. Права ребенка. Основные международные документы. — М., 1992.
3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под редакцией С. Шехтера и Н. Воскресенской при участии А. Иоффе и Ч. Уайта; Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». — М., 1997.
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»