СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Право для тебя и для меня»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час разработан для учащихся 8 класса с целью раскрыть смысл понятий «право», «закон», «правонарушение», «уголовная ответственность», «обязанность»; осознать общественную значимость и важность законопослушного поведения; аргументировать ответ, вести дискуссию, моделировать своё поведение в проблемной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Право для тебя и для меня»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СШ №31 г. Липецк



Конспект классного часа в 8 классе

«Право для тебя и для меня»













подготовила

преподаватель английского языка

Жаглина Татьяна Владимировна































Липецк 2025






Цель: мотивировать восьмиклассников на анализ и синтез правовых и морально-этических норм бытия; сформировать представление о Конституции как об основном законе РФ, о правах и обязанностях гражданина России.

Задачи: раскрыть смысл понятий «право», «закон», «правонарушение», «уголовная ответственность», «обязанность»; осознать общественную значимость и важность законопослушного поведения; аргументировать ответ, вести дискуссию, моделировать своё поведение в проблемной ситуации.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оснащение: компьютер, экран, презентация.



Ход

I. Вступление

Учитель: (слайд 2) Тема сегодняшнего классного часа «Право для тебя и для меня».

В повседневной жизни мы всё время выступаем в разных ролях и участвуем в разных играх. Какие вы знаете социальные роли? (Ребёнок, водитель, ученик, учитель, чиновник, рабочий, покупатель. пассажир, гражданин, и т. д.) (слайд 3)

II. Работа с понятиями в группах

1. Работа над понятием «закон» (слайд 4)

Учитель: Используя слова для справок, в которых содержится характеристика данного понятия, закончите предложение. Сформулируйте определение понятия «закон». Закон - это установленные государственной властью....

Слова для справок: общеобязательные правила, нарушение закона, судьи, полиция и другие государствен­ные службы, карается государством, за соблюдением следят.

Закон - это установленные государственной властью общеобязательные правила, за соблюдением которых следят судьи, полиция и другие государственные службы. Нарушение закона карается государством.

Учитель: Самый главный Закон нашей страны - Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. (слайд 5)

Слово «конституция» произошло от латинского «constitutio» - устройство, установление. В конституции записано самое главное: как устроено государство, каковы права и обязанности гра­ждан, что представляет собой государственная символика. Все законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией. Цель закона - установление порядка.

2. Работа над понятием «право» (слайд 6)

Учитель: В определение вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.

Право - это совокупность ... и ... государственной властью ... и ... , регулирующих ... людей в об­ществе, а также наука,... эти ... нормы.

Слова для справок: устанавливаемых, норм, правил, охраняемых, изучающая отношения.

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

Учитель: Вспомните сказку А. Толстого «Приключения Буратино». Определите, какое право сказочного героя нарушено. (слайд 7)

1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право ...

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино восполь­зуется своим правом на ....

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ....

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино ....

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на....

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом …

Слова для справок: образование, уехать из своей страны и вернуться на родину, пользование учреж­дениями культуры, неприкосновенность имущества, иметь имущество в собственности, личная не­прикосновенность.

(1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на личную неприкосновенность.

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользу­ется своим правом на образование.

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право пользования учреждениями куль­туры.

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино иметь имущество в собственности.

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на неприкосновенность иму­щества.

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались пра­вом уехать из своей страны и вернуться на родину.)

Право регулирует отношения между государством и его гражданами. Права человека: права лично­сти (гражданские, политические и социально-экономические), право на жизнь, свободу и неприкосновен­ность личности, на равенство всех перед законом, право на труд, отдых, образование.

3. Работа над понятием «правонарушение» (слайд 8)

Учитель: Прочитайте отрывок из статьи и, пользуясь словами для справок, сформулируйте определение понятия «правонарушение».

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, они чувствуют себя в безо­пасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость.

Слова для справок: носящее, общественно опасный характер, на установленный порядок, посягаю­щее, деяние лица, деяние лица, противоправное, общественных отношений.

Правонарушение - противоправное деяние лица, носящее общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений.

Учитель: Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления. И проступки, и преступления при­чиняют вред. Главное их отличие.

(слайд 9)Преступление - деяние, которое представляет общественную опасность.

Однако большинство правовых предписаний и запретов не столь серьезны, чтобы за них привлекать человека к уголовной ответственности. Такие деяния называются проступками.

Учитель: Во многих случаях юридическая квалификация правонарушения - преступление это или админист­ративный проступок - не вызывает трудностей. Убийство, разбой, измена Родине всегда относятся к числу преступлений.

А безбилетный проезд в общественном транспорте, небрежное хранение паспорта и его потеря, без сомнения, относятся к разряду административных проступков.

Учитель: (слайд 10) Определите , что относится к проступкам, а что к преступлениям.

1. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся.

2. Нарушил правила дорожного движения.

3. Позволил себе нецензурную брань, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах.

4. Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.

5. Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.

6. В автобусе залез пассажиру в карман.

7. Опоздал на работу.

8. Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу.

9. Продавец предложил покупателю некачественный товар.

10. Вовлёк в азартную уличную игру и путём обмана обыграл.

11. Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей.

12. Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120, но деньги так и не вернул.

Проступки: 2, 3, 7, 9,12. Преступления: 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11.

Всё вышеназванное - нарушение чьих-либо прав.

4. Работа над понятием «юридическая ответственность» (слайд 11)

Учитель: В определение вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.

Юридическая ответственность - ... последствие, результат применения к ... лицу норм ... права за совершённое им....

Слова для справок: виновному, правовое, уголовного, преступление.

Юридическая ответственность - это правоотношение, возникающее между правонарушителем и го­сударством.

Юридическая ответственность - правовое последствие, результат применения к виновному лицу норм уголовного права за совершённое им преступление

Учитель: Напишите синквейн к понятию «юридическая ответственность» (слайд 12)


Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность.

Осознавать, соблюдать.

Управляет, защищает.

Законная, повсеместная, обязательная.

Необходимая, законная, справедливая

Регулирует действия граждан.


Управляет поведением людей в обществе.

Законность. Обязанность.


Обязанность.

Для справки

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка - три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка - короткое предложение, фраза, в которой автор высказывает свое отношение к данному поня­тию.

5 строка - резюме, вывод, одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Возможные ответы:

1)Юридическая ответственность.

Законная, обязательная.

Осознавать, соблюдать.

Регулирует действия граждан.

Обязанность.

2) Юридическая ответственность.

Законная, справедливая.

Управляет, защищает.

Управляет поведением людей в обществе.

Обязанность.

5. Работа над понятием «обязанность» (слайд 13)

Учитель: Прочитав предложения, подумайте, какие обстоятельства могут вынудить вас совершить эти дейст­вия? Пользуясь словами для справок сформулируйте определение понятия «обязанность».

Слова для справок: возложенных на кого-либо, круг действий, определенный, намеченный, для вы­полнения, им самим, или.

Обязанность - это определённый круг действий, возложенных на кого-либо или намеченный им самим для выполнения.

Учитель:

1) Пойти в школу на занятия.

2) Купить и принести лекарство бабушке.

3) Перейти дорогу на зелёный свет.

4) Напечатать фотографии и отдать одноклассникам, как и обещали.

5) Беспрекословно выполнять правила для учащихся.

6) Видя, что уничтожают редкие растения, сделать замечание.

7) После 11 часов вечера выключать музыку, чтобы не мешать соседям.

Эти действия мы совершаем, так как у каждого из нас есть определённые обязанности.

Учитель: (слайд 14) Обязанность бывает двух видов: конституционная и личная. Заполните таблицу, ответив на вопрос, какие обязанности могут возникать на основе конституцион­ных и личных обязанностей.

Конституционные

  • Сохранять природу.

  • Получить основное общее образование.

  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники

истории и культуры.

  • Заботшпься о старшем поколении.

Личные

  • Посадить дерево.

  • Ходить в школу, посещать кружки, секции.

  • Собирать материал для музея школы, города.

  • Но просьбе бабушки сходить в магазин, аптеку.

6. Учитель: (слайд 15) В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ прописаны права граж­дан.

Права

Обязанности

право на жизнь;

защищать Отечество;

право на образование;

платить законно установленные налоги и сборы;

право на участие в культурной жизни;

право на свободу и личную неприкосновенность;

право на благоприятную окружающую среду;

сохранять природу и

окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

право на труд;

право на отдых;

право на охрану здоровья;

право на социальное обеспечение;


право на жилище;

право на семью;

право на детство;

свобода литературного, художественного, научного,

технического и других видов творчества;

право на получение квалифицированной юридической помощи

IV. Заключение.

Учитель: Для кого прописаны права в Конституции?

(Для гражданина РФ)

Учитель: Обязательно ли знать законы?

(Да. Главная обязанность граждан — знать и соблюдать законы)

Учитель: Что нам даёт знание законов?

(Соблюдая законы, люди избегают возможных конфликтов, по крайней мере, сами не становятся их)

Учитель: Кто такие граждане?

(Лица, принадлежащие к постоянному населению данного государства, пользующиеся всеми правами и исполняющие все обязанности, установленные конституцией).

Учитель: Школьники являются гражданами?

(Да. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения).

Учитель: Школьники могут пользоваться правами, записанными в законе?

(Да, гражданин от рождения обладает всеми конституционными правами, но решать, как воспользо­ваться некоторыми из прав, можно, достигнув определённого возраста.)

Учитель: Каким образом защищаются права гражданина?

(Законы восстанавливают нарушенные права и заставляют компенсировать нанесённый ущерб. За невыполнение законов обязательно наступает юридическая ответственность).

IV. Итоги.

Учитель: (слайд 16) Давайте вернёмся к эпиграфу. Почему Цицерон решил, что быть свободными, нужно быть рабами закона? (Если человек знает свои права и пользуется ими, он сумеет их защитить или обратиться в суд. Полной свободы человека в обществе быть не может, он должен подчиняться законам.)

Мы должны хорошо знать свои права, пользоваться ими, но и не забывать о своих обязанностях.

V. Рефлексия. (слайд 17)

На занятии я узнал(а)…

Меня удивило, что…

Теперь я знаю, что…

Использованные материалы:

Методическое пособие для классных руководителей 1 -11 классов общеобразовательных учреждений города Липецка «Я – Липчанин» (Шишкина Л. В. Раздел «Право для тебя и для меня»): Липецк, 2011г.