Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СШ №31 г. Липецк
Конспект классного часа в 8 классе
«Право для тебя и для меня»
подготовила
преподаватель английского языка
Жаглина Татьяна Владимировна
Липецк 2025
Цель: мотивировать восьмиклассников на анализ и синтез правовых и морально-этических норм бытия; сформировать представление о Конституции как об основном законе РФ, о правах и обязанностях гражданина России.
Задачи: раскрыть смысл понятий «право», «закон», «правонарушение», «уголовная ответственность», «обязанность»; осознать общественную значимость и важность законопослушного поведения; аргументировать ответ, вести дискуссию, моделировать своё поведение в проблемной ситуации.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оснащение: компьютер, экран, презентация.
Ход
I. Вступление
Учитель: (слайд 2) Тема сегодняшнего классного часа «Право для тебя и для меня».
В повседневной жизни мы всё время выступаем в разных ролях и участвуем в разных играх. Какие вы знаете социальные роли? (Ребёнок, водитель, ученик, учитель, чиновник, рабочий, покупатель. пассажир, гражданин, и т. д.) (слайд 3)
II. Работа с понятиями в группах
1. Работа над понятием «закон» (слайд 4)
Учитель: Используя слова для справок, в которых содержится характеристика данного понятия, закончите предложение. Сформулируйте определение понятия «закон». Закон - это установленные государственной властью....
Слова для справок: общеобязательные правила, нарушение закона, судьи, полиция и другие государственные службы, карается государством, за соблюдением следят.
Закон - это установленные государственной властью общеобязательные правила, за соблюдением которых следят судьи, полиция и другие государственные службы. Нарушение закона карается государством.
Учитель: Самый главный Закон нашей страны - Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. (слайд 5)
Слово «конституция» произошло от латинского «constitutio» - устройство, установление. В конституции записано самое главное: как устроено государство, каковы права и обязанности граждан, что представляет собой государственная символика. Все законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией. Цель закона - установление порядка.
2. Работа над понятием «право» (слайд 6)
Учитель: В определение вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.
Право - это совокупность ... и ... государственной властью ... и ... , регулирующих ... людей в обществе, а также наука,... эти ... нормы.
Слова для справок: устанавливаемых, норм, правил, охраняемых, изучающая отношения.
Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Учитель: Вспомните сказку А. Толстого «Приключения Буратино». Определите, какое право сказочного героя нарушено. (слайд 7)
1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право ...
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на ....
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ....
4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино ....
5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на....
6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом …
Слова для справок: образование, уехать из своей страны и вернуться на родину, пользование учреждениями культуры, неприкосновенность имущества, иметь имущество в собственности, личная неприкосновенность.
(1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на личную неприкосновенность.
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на образование.
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право пользования учреждениями культуры.
4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино иметь имущество в собственности.
5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на неприкосновенность имущества.
6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину.)
Право регулирует отношения между государством и его гражданами. Права человека: права личности (гражданские, политические и социально-экономические), право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, на равенство всех перед законом, право на труд, отдых, образование.
3. Работа над понятием «правонарушение» (слайд 8)
Учитель: Прочитайте отрывок из статьи и, пользуясь словами для справок, сформулируйте определение понятия «правонарушение».
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость.
Слова для справок: носящее, общественно опасный характер, на установленный порядок, посягающее, деяние лица, деяние лица, противоправное, общественных отношений.
Правонарушение - противоправное деяние лица, носящее общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений.
Учитель: Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления. И проступки, и преступления причиняют вред. Главное их отличие.
(слайд 9)Преступление - деяние, которое представляет общественную опасность.
Однако большинство правовых предписаний и запретов не столь серьезны, чтобы за них привлекать человека к уголовной ответственности. Такие деяния называются проступками.
Учитель: Во многих случаях юридическая квалификация правонарушения - преступление это или административный проступок - не вызывает трудностей. Убийство, разбой, измена Родине всегда относятся к числу преступлений.
А безбилетный проезд в общественном транспорте, небрежное хранение паспорта и его потеря, без сомнения, относятся к разряду административных проступков.
Учитель: (слайд 10) Определите , что относится к проступкам, а что к преступлениям.
1. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся.
2. Нарушил правила дорожного движения.
3. Позволил себе нецензурную брань, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах.
4. Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.
5. Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.
6. В автобусе залез пассажиру в карман.
7. Опоздал на работу.
8. Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу.
9. Продавец предложил покупателю некачественный товар.
10. Вовлёк в азартную уличную игру и путём обмана обыграл.
11. Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей.
12. Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120, но деньги так и не вернул.
Проступки: 2, 3, 7, 9,12. Преступления: 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11.
Всё вышеназванное - нарушение чьих-либо прав.
4. Работа над понятием «юридическая ответственность» (слайд 11)
Учитель: В определение вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.
Юридическая ответственность - ... последствие, результат применения к ... лицу норм ... права за совершённое им....
Слова для справок: виновному, правовое, уголовного, преступление.
Юридическая ответственность - это правоотношение, возникающее между правонарушителем и государством.
Юридическая ответственность - правовое последствие, результат применения к виновному лицу норм уголовного права за совершённое им преступление
Учитель: Напишите синквейн к понятию «юридическая ответственность» (слайд 12)
Юридическая ответственность. | Юридическая ответственность. |
Осознавать, соблюдать. | Управляет, защищает. |
Законная, повсеместная, обязательная. | Необходимая, законная, справедливая |
Регулирует действия граждан. | Управляет поведением людей в обществе. |
Законность. Обязанность. | Обязанность. |
Для справки
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка - три глагола, показывающих действие понятия.
4 строка - короткое предложение, фраза, в которой автор высказывает свое отношение к данному понятию.
5 строка - резюме, вывод, одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Возможные ответы:
1)Юридическая ответственность.
Законная, обязательная.
Осознавать, соблюдать.
Регулирует действия граждан.
Обязанность.
2) Юридическая ответственность.
Законная, справедливая.
Управляет, защищает.
Управляет поведением людей в обществе.
Обязанность.
5. Работа над понятием «обязанность» (слайд 13)
Учитель: Прочитав предложения, подумайте, какие обстоятельства могут вынудить вас совершить эти действия? Пользуясь словами для справок сформулируйте определение понятия «обязанность».
Слова для справок: возложенных на кого-либо, круг действий, определенный, намеченный, для выполнения, им самим, или.
Обязанность - это определённый круг действий, возложенных на кого-либо или намеченный им самим для выполнения.
Учитель:
1) Пойти в школу на занятия.
2) Купить и принести лекарство бабушке.
3) Перейти дорогу на зелёный свет.
4) Напечатать фотографии и отдать одноклассникам, как и обещали.
5) Беспрекословно выполнять правила для учащихся.
6) Видя, что уничтожают редкие растения, сделать замечание.
7) После 11 часов вечера выключать музыку, чтобы не мешать соседям.
Эти действия мы совершаем, так как у каждого из нас есть определённые обязанности.
Учитель: (слайд 14) Обязанность бывает двух видов: конституционная и личная. Заполните таблицу, ответив на вопрос, какие обязанности могут возникать на основе конституционных и личных обязанностей.
Конституционные
Сохранять природу.
Получить основное общее образование.
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники
истории и культуры.
Личные
Посадить дерево.
Ходить в школу, посещать кружки, секции.
Собирать материал для музея школы, города.
Но просьбе бабушки сходить в магазин, аптеку.
6. Учитель: (слайд 15) В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ прописаны права граждан.
Права | Обязанности |
право на жизнь; | защищать Отечество; |
право на образование; | платить законно установленные налоги и сборы; |
право на участие в культурной жизни; |
право на свободу и личную неприкосновенность; |
право на благоприятную окружающую среду; | сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам |
право на труд; |
право на отдых; |
право на охрану здоровья; |
право на социальное обеспечение; | |
право на жилище; |
право на семью; |
право на детство; |
свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; |
право на получение квалифицированной юридической помощи |
IV. Заключение.
Учитель: Для кого прописаны права в Конституции?
(Для гражданина РФ)
Учитель: Обязательно ли знать законы?
(Да. Главная обязанность граждан — знать и соблюдать законы)
Учитель: Что нам даёт знание законов?
(Соблюдая законы, люди избегают возможных конфликтов, по крайней мере, сами не становятся их)
Учитель: Кто такие граждане?
(Лица, принадлежащие к постоянному населению данного государства, пользующиеся всеми правами и исполняющие все обязанности, установленные конституцией).
Учитель: Школьники являются гражданами?
(Да. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения).
Учитель: Школьники могут пользоваться правами, записанными в законе?
(Да, гражданин от рождения обладает всеми конституционными правами, но решать, как воспользоваться некоторыми из прав, можно, достигнув определённого возраста.)
Учитель: Каким образом защищаются права гражданина?
(Законы восстанавливают нарушенные права и заставляют компенсировать нанесённый ущерб. За невыполнение законов обязательно наступает юридическая ответственность).
IV. Итоги.
Учитель: (слайд 16) Давайте вернёмся к эпиграфу. Почему Цицерон решил, что быть свободными, нужно быть рабами закона? (Если человек знает свои права и пользуется ими, он сумеет их защитить или обратиться в суд. Полной свободы человека в обществе быть не может, он должен подчиняться законам.)
Мы должны хорошо знать свои права, пользоваться ими, но и не забывать о своих обязанностях.
V. Рефлексия. (слайд 17)
На занятии я узнал(а)…
Меня удивило, что…
Теперь я знаю, что…
Использованные материалы:
Методическое пособие для классных руководителей 1 -11 классов общеобразовательных учреждений города Липецка «Я – Липчанин» (Шишкина Л. В. Раздел «Право для тебя и для меня»): Липецк, 2011г.