СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Преступление и наказание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка воспитательного часа по профилактике правонарушений.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Преступление и наказание"»

Классный час « Преступление и наказание»

Цель: провести совместный диалог учащихся, представителей общественности о правонарушениях.

Задачи:

 1.познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;                                                                                                                                                         

2. формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;

3.  способствовать воспитанию законопослушного гражданина;

Оборудование: плакат «дерево мнений», выставка  книг на правовую и моральную темы

 «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход мероприятия:

Кл. руководитель: Тема классного часа, на который мы собрались , звучит так:

« Подросток в мире прав»

И сейчас я представлю гостей, которые пришли на нашу встречу

( священнослужитель, инспектор по делам несовершеннолетних).




Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

А что значит слово ЗАКОН, как вы понимаете?

А сейчас обратимся к толковому словарю Даля и зачитаем толкование этого слова.

Закон - в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общегосударственные правила. В собственноюридическом смысле ЗАКОН - нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъяв лением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения.ЗАКОН составляет основу системы права государства. ЗАКОН как самостоятельный источник права сложился еще в древности и пришел на смену право вому обычаю.


- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

Где прописаны эти законы?

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

- В Конституции РБ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РБ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.


К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям, за которы нужно нести ответственность.

- Какие виды ответственности вы знаете?


Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок.                        Правонарушение.             Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций, анализ и оценку которых нам поможет дать сотрудник ИДН

Ложный звонок

Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

(Оценка ситуации сотрудником ИДН)

(Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом, либо исправительными работами , либо арестом , либо лишением свободы .

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ( может случится так, что при настоящем пожаре, гибнут люди ), ложных вызовов скорой помощи, милиции.


Нанесение побоев

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

- Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом или арестом до трех месяцев.

(Оценка ситуации сотрудником ИДН)


(Обычная драка вполне может быть рассмотрена как , побои.

Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик

В этом случае действует Гражданский кодекс, который гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.


- Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом , либо лишением свободы сроком до пяти лет.

(Оценка ситуации сотрудником ИДН)

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу  А ст. предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ест другая ст. штраф , либо лишение свободы

.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

(Оценка ситуации сотрудником ИДН)

( Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы.)


Оскорбление

Ситуация 5:  Две девочки  в классе   ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама гадина!!!

(-Оскорбление - штраф либо исправительные работы)

(Оценка ситуации сотрудником ИДН)


Осквернение зданий и транспорта


Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

(Оценка ситуации сотрудником ИДН)


( вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф и возмещение ущерба.)

- Часто,по улицам города, на автобусных остановках мы видим следы пребывания  детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.


- Какие же виды наказаний применяются к несовершеннолетним? 


На этот вопрос нам поможет дать ответ сотрудник ИДН


К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣ штраф;

➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣ обязательные работы;

➣ исправительные работы;

➣ арест;

➣ лишение свободы на определенный срок.

Классный рук. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 

Классный рук. Когда законы еще не существовали, люди жили по правилам – запретам делать то, что вредит людям, всему обществу. Эти запреты еще называют заповедями. В библейской легенде о Моисее говорится, о том, что эти заповеди были составлены Моисеем. «Если ты будешь исполнять их, – сказал маленькой девочке Моисей, - то не поседеешь раньше времени». И стал читать их:

- не создавай себе кумира;

- люби мать и отца;

- не убивай;

- не кради;

- не завидуй;

- не лги;

- не ябедничай

Кл. руководитель: Почему если не выполнять эти заповеди можно рано поседеть? (примерный ответ: от переживаний замучает совесть). О нравственных последствиях  правонарушений рассказывает священнослужитель.

                                   Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой  дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « а вот это и есть небеса», заметил старец»

                О чем эта притча?

Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе

В современном мире  у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток  не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что  проводит его  и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем  найти  ответы на вопросы


- Ребята, у вас теперь сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры  Марка  Туллия Цицерона    



"Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными "