Классный час « Преступление и наказание»
Цель: провести совместный диалог учащихся, представителей общественности о правонарушениях.
Задачи:
1.познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;
2. формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;
3. способствовать воспитанию законопослушного гражданина;
Оборудование: плакат «дерево мнений», выставка книг на правовую и моральную темы
«Незнание закона не освобождает от ответственности».
Ход мероприятия:
Кл. руководитель: Тема классного часа, на который мы собрались , звучит так:
« Подросток в мире прав»
И сейчас я представлю гостей, которые пришли на нашу встречу
( священнослужитель, инспектор по делам несовершеннолетних).
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
А что значит слово ЗАКОН, как вы понимаете?
А сейчас обратимся к толковому словарю Даля и зачитаем толкование этого слова.
Закон - в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общегосударственные правила. В собственноюридическом смысле ЗАКОН - нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъяв лением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения.ЗАКОН составляет основу системы права государства. ЗАКОН как самостоятельный источник права сложился еще в древности и пришел на смену право вому обычаю.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.
Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1
- В Конституции РБ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РБ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям, за которы нужно нести ответственность.
- Какие виды ответственности вы знаете?
Задание 2
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций, анализ и оценку которых нам поможет дать сотрудник ИДН
Ложный звонок
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
(Оценка ситуации сотрудником ИДН)
(Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом, либо исправительными работами , либо арестом , либо лишением свободы .
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ( может случится так, что при настоящем пожаре, гибнут люди ), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
- Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом или арестом до трех месяцев.
(Оценка ситуации сотрудником ИДН)
(Обычная драка вполне может быть рассмотрена как , побои.
Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
В этом случае действует Гражданский кодекс, который гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере
расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
- Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом , либо лишением свободы сроком до пяти лет.
(Оценка ситуации сотрудником ИДН)
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ест другая ст. штраф , либо лишение свободы
.
Угроза «болтовней»
Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
(Оценка ситуации сотрудником ИДН)
( Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы.)
Оскорбление
Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама гадина!!!
(-Оскорбление - штраф либо исправительные работы)
(Оценка ситуации сотрудником ИДН)
Осквернение зданий и транспорта
Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
(Оценка ситуации сотрудником ИДН)
( вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф и возмещение ущерба.)
- Часто,по улицам города, на автобусных остановках мы видим следы пребывания детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
- Какие же виды наказаний применяются к несовершеннолетним?
На этот вопрос нам поможет дать ответ сотрудник ИДН
К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):
➣ штраф;
➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;
➣ обязательные работы;
➣ исправительные работы;
➣ арест;
➣ лишение свободы на определенный срок.
Классный рук. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Классный рук. Когда законы еще не существовали, люди жили по правилам – запретам делать то, что вредит людям, всему обществу. Эти запреты еще называют заповедями. В библейской легенде о Моисее говорится, о том, что эти заповеди были составлены Моисеем. «Если ты будешь исполнять их, – сказал маленькой девочке Моисей, - то не поседеешь раньше времени». И стал читать их:
- не создавай себе кумира;
- люби мать и отца;
- не убивай;
- не кради;
- не завидуй;
- не лги;
- не ябедничай
Кл. руководитель: Почему если не выполнять эти заповеди можно рано поседеть? (примерный ответ: от переживаний замучает совесть). О нравственных последствиях правонарушений рассказывает священнослужитель.
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « а вот это и есть небеса», заметил старец»
О чем эта притча?
Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы
- Ребята, у вас теперь сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
5. Рефлексия.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
"Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными "