СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендаций, направленных на профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде

Просмотр содержимого документа
«Классный час Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский автомеханический техникум»









КЛАССНЫЙ ЧАС

на тему:



«Профилактика экстремизма и терроризма

в молодежной среде»







Разработала:

классный руководитель

Никифорова У.А.













г. Нижний Новгород

2021 г.



Классный час в группе 19-8 ПО
«Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»


В соответствии с решениями, принятыми на заседаниях антитеррористической комиссии в Нижегородской области 10 марта 2021 г. и 25 мая 2021 г. направляем материалы по проведению разъяснительной работы и инструктажей с педагогическим составом образовательных организаций по проблеме вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность, на реальных примерах, демонстрирующих ее преступную сущность, а также необходимость концентрации совместных усилий органов власти всех уровней, институтов гражданского общества, образовательных организаций, семьи по индивидуальной профилактической работе с конкретными молодыми людьми, испытывающими психологические и жизненные трудности, по определению основных критериев выявления иностранных граждан, придерживающихся идей радикального ислама, а также лиц, причастных к деятельности террористических и экстремистских организаций, для индивидуальных профилактических бесед с учащимися и студентами, у которых в процессе мониторинга выявлены мировоззренческие взгляды и идеологические установки экстремистской и террористической направленности и с несовершеннолетними, стоящими на профилактическом Руководителям образовательных организаций, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области О направлении методических рекомендаций, направленных на профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде 2 учете в связи совершением правонарушения в сфере общественной безопасности.


Материалы, направленные на профилактику экстремизма и терроризма
в молодежной среде

Индивидуальные беседы по профилактике преступлений экстремистского
и террористического характера

Беседы по профилактике экстремизма и терроризма направлены на решение следующих задач:

 формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;

 формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера.

  1. Сущность экстремистской и террористической деятельности.

Краткое содержание: Понятие экстремизма. Признаки экстремизма. Причины экстремизма. Мотивы преступлений экстремистского и террористического характера. Знакомство с понятием «терроризм», «террористический акт». Виды преступлений террористического характера.

  1. Ответственность за совершение преступлений экстремистского и террористического характера

Краткое содержание: Возраст наступления административной и уголовной ответственности.

Ответственность за проявления экстремизма. Административные правонарушения: производство и распространение экстремистских материалов. Уголовная ответственность за экстремистские преступления. Понятие о преступлениях экстремисткой направленности. Преступления против личности. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а также безопасности 4 государства. Информирование подростков об ответственности за отдельные преступления экстремистской направленности: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; организация и участие в экстремистском сообществе. Правовая ответственность за «шутки» о террористических актах.

Профилактика попадания подростка под деструктивное влияние

Профилактику попадания под деструктивное влияние стоит начинать с распознавания личных уязвимостей человека, делающих его более открытым к воздействию. Волков Е.Н. отмечает, что вербовщики чаще всего обращаются к тем, кто находится в неустойчивом, непривычном или неприятном социальном и психологическом состоянии. Общим для этих людей будет то, что все они, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей. Это могут быть:

 люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений);

 студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы);

 пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве);

 люди, переживающие психологические кризисные периоды жизни, например, подростки с их кризисом самоопределения;

 любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.);

 мигранты, беженцы;

 безработные.

Если говорить не о категориях людей, а о «психологических уязвимостях», то они следующие:

 низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своего Я;

 переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;

 социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы;

 сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.

Подростковый возраст является одним из наиболее драматичных этапов личностного становления. В это период человеком решаются существенные экзистенциальные задачи. В силу специфических возрастных особенностей, подросток является «легкой добычей» для разного рода вербовщиков. Знание и понимание «точек риска» подросткового возраста и профилактических мер позволит взрослым предупредить попадание подростка под деструктивное влияние. Ниже представлены «точки риска» подростка и пути профилактики.

  1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из возрастных задач подростков — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. Подросток отзывчив на новизну. Профилактические меры: Организация мероприятий, в которых подростку предоставляется возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

  1. Переживание «драйва».

Подростки любят рисковать, стремятся переживать состояние напряжения, перебарывать свой страх. Подросток ориентирован на конкретное «сегодня». Подростку хочется переживать нечто радостно-ужасное по-настоящему.

Профилактические меры:

Организация мероприятий, соревнований, походов, игр и т. д., где подросткам предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Подростки должны получать опыт проживания экстремальных ситуаций, причем задача взрослых максимально уменьшить возможные риски. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение, выражение гнева принимает четкие формы, ограниченные правилами, выбрасывается адреналин. Для тех, кому трудно найти внутренние границы и ориентиры, в спорте всегда есть определенные четкие правила, дисциплина и порядок.

  1. Поиск способов избавления от скуки.

Скука - тяжелое эмоциональное состояние. Никто не хочет переживать скуку, однако часто люди не могут самостоятельно избавиться от этого чувства. Особенно свойственно переживание скуки подросткам. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука — это следствие какой-либо из перечисленных ниже причин.

1) Отсутствие смысла жизни: нет желаний, все представляется бессмысленным, отсутствие интересов, стремлений.

2) Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: на фоне гормонального всплеска подросток томится в ожидании «настоящей любви»; при общении с друзьями не происходит ничего интересного.

3)Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет; ожидание всегда томительно и скучно.

4) Неразвитость творческих способностей— творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

5) Неумение выстраивать цели для всей жизни и для временного периода: подросток может испытывать различные желания, но они сменяют друг друга в хаотическом порядке, никогда не реализуясь; когда нельзя просто протянуть руку и взять то, что хочешь, подросток не видит пути между желанием и его получением; это похоже на ребенка, который может решать задачки только в одно или два действия — более сложное решение ему недоступно; подросток, не умея сложную задачу разделить на небольшие шаги, просто отказывается от осуществления желаемого; это приводит к неудовлетворенности и скуке. День за днем переживая скуку, подросток стремится избавиться от нее наиболее простым путем.

Профилактические меры:

1) Профилактика насилия, жестокого обращения с детьми в семье.

2) Создание в семье условий, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, принимать необходимость ожидать возможности для получения чего-либо, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

3) Позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях, вместо того чтобы ругать и критиковать за неудачи.

4) Развивать лидерские качества, уверенность в себе.

5) Развивать творческие способности. Учесть, что все дети рождаются с творческими способностями. Их отсутствие — результат их блокирования 8 чрезмерной критичностью, чрезмерным контролем, гиперопекой или отсутствием возможности для их развития. Плюс в том, что творческие способности могут развиваться в любом возрасте.

6) Придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя.

7) Придерживаться и говорить об отношении к течению жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня.

8) Обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

4.Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).

В подростковом возрасте именно общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития. Друзья подростка, его соседи по дому или одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять, как они к нему относятся, представляет ли он для кого-нибудь интерес, ценят ли они его или презирают и т. д. Если у подростка складываются хорошие отношения с приятелями, то самое трудное для него — потерять их расположение. В подростке одновременно борются две тенденции: быть принятым группой и найти, и сохранять собственную идентичность.

Профилактические меры:

1) Развитие уверенности в себе.

2) Развитие положительного отношения к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

3) Обучение выстраиванию независимых отношений.

4) Обучение эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

5) Развитие физической силы, а как следствие смелости при угрозах. Физическое развитие подростка значительно снижает желание сверстников воздействовать на него силовыми методами.

6) Развитие коммуникабельности. Умение легко устанавливать отношения помогает подростку отказываться от общения с неподходящей компанией без опасения остаться в одиночестве. Он легко может создать отношения в другом окружении.

5. Протест против родителей.

Особенностью подросткового возраста является стремление расширить свою свободу. При этом понимание свободы далеко не всегда сочетается с представлениями об ответственности за содеянное. Подросток бунтует против родителей, их правил, установок, но на самом деле его зависимость от семьи еще очень велика. Правда, это проявляется со знаком минус. «Я не буду жить так, как вы!» — заявляет подросток родителям. Но как жить по-другому, он еще не знает. Часто подростки совершают тот или иной поступок не потому, что осмысленно сделали выбор, а просто из духа противоречия. Их могут привлекать люди, которые не нравятся родителям, или они просто сильно отличаются по своим убеждениям и образу жизни. Подросток часто делает именно то, что ему запрещают. Иногда, заведомо зная, что вредит себе, он делает что- либо, следуя формуле: «Я сам знаю, что мне делать, и никто мне не указ!» В той или иной степени, такое поведение свойственно всем подросткам, независимо от благополучия семьи. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям.

Профилактические меры:

1) Обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?»

2) Обучение подростка ассертивному (уверенному и неагрессивному) отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

3) Обучение родителей эффективному взаимодействию с подростком.

6. Стремление снизить тревожность, вызванную неуверенностью в себе.

Подросткам свойственна неуверенность в себе. Это вызвано тем, что он примеривает на себя образ жизни взрослого человека (так, как он ее понимает). Соответственно он предъявляет к себе высокие требования, которые достигают уровня идеала: супермен, суперталант, суперпривлекательность, суперуспешность, суперсмелость и т. д. Этим требованиям трудно соответствовать даже взрослым людям. Так что разница между идеальным образом себя и тем, что подросток представляет собой в реальности, велика и очень его расстраивает. С одной стороны, он стремится показать себя лучше, чем есть на самом деле, с другой — чувство «несоответствия» держит его в постоянном напряжении.

Профилактические меры:

1) Развитие умения видеть в себе реальные позитивные качества, принятие себя.

2) Обучение ставить перед собой реалистичные цели личного развития и пошагового их достижения.

3) Постоянная поддержка при достижении поставленных целей и развитие веры в себя через подчеркивание достижений и спокойного отношения к временным неудачам.

4) Обучения приемам и методам снятия стрессового напряжения.

7. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Он особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его высоким идеалам. Часто его требования справедливости и категоричные оценки вызывают откровенные насмешки взрослых. При этом подросток уже многое понимает, многое видит. Будучи не в силах преодолеть равнодушие и/или погруженность в себя взрослых, он бессознательно формирует психологические защиты от остроты переживаний. Он может стать циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать. Внутренний конфликт между стремлением к справедливости, чистоте и демонстрацией цинизма и равнодушия тревожит подростка. Он ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.

Профилактические меры:

1) Обучение подростка видеть дуальность жизни и социальных явлений, то есть показывать, что в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным изменениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативу.

2) Обучение приемам позитивного осмысления негативных явлений.

3) Психологическое сопровождение подростка при переживании им горя, разочарования в любви.

4) Распространение информации о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Психологическое просвещение: для чего люди ходят к психологу, какие проблемы называют психологическими, как обратиться к психологу.

Индивидуальные беседы с несовершеннолетними, стоящими на профилактическом учете в связи совершением правонарушения в сфере общественной безопасности

Беседы с несовершеннолетними, стоящими на профилактическом учете в связи совершением правонарушения в сфере общественной безопасности направлены на решение следующих задач:

 Формирование у обучающихся понятий «проступок», «правонарушение», «преступление»;

 Воспитание у обучающихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

 Развивать умение анализировать поступки свои и других, выражать свои взгляды.

Необходимые действия педагога при обнаружении признаков деструктивного поведения у обучающихся

 привлечь к работе с несовершеннолетним педагога-психолога для проведения диагностических и, при необходимости, коррекционных мероприятий

 проинформировать родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию

 проинформировать классного руководителя

 сообщить о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрации образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел

Направления социально-психологической профилактики деструктивного поведения

несовершеннолетних

 формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;

 формирование негативного образа и эмоционального неприятия экстремистских формирований и их лидеров;

 активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;

 создание комфортной социокультурной среды, микроклимата в детском коллективе  проведение политики защиты несовершеннолетних от негативного влияния Интернета, обеспечения безопасности в сети Интернет;

 проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц).



Список литературы


Классный час подготовлен использованием материалов ГБУ ДПО НИРО ГУ МВД России по Нижегородской области.