Классный час
«Роскошь человеческого общения»
Провела:
Чараева Елена
Тема: роскошь человеческого общения.
Цель занятия:
формирование толерантных отношений друг к другу, развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- воспитание в детях уважения, внимательности по отношению к окружающим людям;
- выделение для детей значимости отношений между людьми;
- развивать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу;
- развивать навыки самоанализа и самосовершенствования.
Оборудования:
Высказывания
Пословицы
Портреты
Ход занятия
I Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята. Мы очень рада нашей сегодняшней встречи.
Посмотрите на фотографии, Что вы на них видите? Какое понятие за ними скрыто?
Варианты детей. Каким, словом можно их все объединить? ОБЩЕНИЕ
Посмотрите, как об общении говорили великие люди:
«Тот, кто думает, что можно обойтись без других, – заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»?
Франсуа де Ларошфуко
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого».
Л.Н. Толстой
-Как вы понимаете данные высказывания?
-Важную роль играет общение в нашей жизни?
Вывод: общение – неотъемлемая составляющая человеческой жизни.
- Как выдумаете. Подойдут слова известного писателя Антуана де Сент Экзюпери в качестве эпиграфа к нашему занятию
«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент Экзюпери
II Основная часть
Тема нашего классного часа: Роскошь человеческого общения.
1)Беседа
- Как вы понимаете значение слова роскошь? ( Словарь Ожегова: «богатство и великолепие»).
Чтобы получить такое своего рода богатство, которое выражается для каждого из вас в умении общаться необходимо, придерживаться ряда правил. Именно об этом и еще, о том для чего необходимо общение мы и поговорим сегодня на классном часе.
Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Культура общения начинается с овладения родным языком. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку. Так, что же такое язык? Давайте послушаем притчу.
2) Притча
«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Так что же такое язык?
Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть. По манере говорить - интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.
Родной язык - это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем: Это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения: золотой ключик к познанию истории, народной мудрости".
3)Пословицы
Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи (прокомментировать следующие пословицы)
• Красна птица пером, а речь - словом.
• Красно поле пшеном, а речь - слушанием.
• Хорошие речи и слушать приятно.
• С умным разговориться, что меду напиться.
• Ласковое слово многих прельщает.
• Есть слово, как мед сладко, а есть слово, как полынь горько.
Вывод:
- Чему учат данные пословицы? (культуре общения)
Каким образом наиболее часто нарушается культура общения. Бывает, мы слышим сквернословие. Некоторые считают, что ругаться матом - это вполне нормально, потому что ругаются практически все.
4) Жаргонные слова и выражения
А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте"
-Ребята, а вы замечали данное общение между сверстниками?
-А вы знаете, как называются эти слова паразиты? (жаргонные слова)
Мы можем сделать вывод о том, что культура общения — это гуманный подход к другому человеку. В чем суть такого подхода?
- доброжелательность
- спорь, да не вздорь;
- начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
- прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.
- для человека нет более приятного звука, чем звук собственного имени.
Вывод: Помните об этих правилах, и тогда общение станет соприкосновением душ, и вы почувствуете всю роскошь и радость общения, не погрязнете в его нищете.
5)Чтение рассказа
Общение напоминает игру в мяч? Брошенную кем – то реплику надо умело подхватить, а если этого не произойдет, то может получиться следующее:
Чтение рассказа «Тайна марсианина Гриши»
Тайна марсианина Гриши
Чудо произошло в жизни Прошкина. На пустыре он приметил неопознанный летающий объект и поманил его рукой. Из объекта выкатился шар на ножках с очень умным взглядом. Он подмигнул Прошкину и предложил покататься.
Весь вечер катался Прошкин на летающей тарелки и слушал через наушники синхронный перевод с марсианского. Гриша (так, оказалось, звали инопланетянина ) поведал Прошкину о тайне планеты Марс, о пыльных дорожках его планеты и о том, какие на Марсе яблони. Всю ночь Прошкин не спал, только мечтал, как расскажет друзьям о Грише.
Представляете, с каким настроением он прибежал в школу?
Он поймал Дениса.
-Тут такое! - Закричал Прошкин.-Я марсианина повстречал. Шар, глазища, ножки.
-Ножки у моего кота такие пушистые!- Заорал Денис, стукнув Прошкина по плечу.- А вчера он такую мышь поймал!
-И этот шар на тарелке прями ко мне. Рта нет, а говорит. ушей нет ,а слышит…
- А видел, как Петька Кольку по уху жахнул!? А у Машки вскочил на глазу ячмень!
- А ячмень у них там не растет, там только, как ее? Кукуруза вроде,
Но Денис уже был далеко, и что-то там тараторил в другом конце коридора.
Тогда Прошкин подскочил к Люде
-Я с марсианином подружился! - Сказал он.
- Ага! - Сказала Люда без всякого чувства
-Так слушай, тебе первой расскажу. У них там цивилизация высокоразвитая. Всех друг друга без слов понимают.
-Ага, - кивнул Люда, глядя на Прошкина прозрачными равнодушными глазами
-Так чего же ты даже не удивляешься? Это разве не удивительно?
-Ага!- Вдруг обрадовалась Люда.- Сосчитала, наконец-то! Ура! Ответ- 2386.- и унеслась.
Тогда Прошкин схватил за рукав Никиту
- Я знаю, что есть жизнь на Марсе!- начал он сходу
-Да кому это надо?- протянул Никита, жуя жевательную резинку
-Как? Ведь это еще никто не знает. Он такой шар, а глаз у него умный…. И без ушей слышит
-А нафига?- Зевнул Никита и снова заработал челюстями
-как это? Вот там цветут такие пушистые…
- Не тяни резину! - Никита вытянул из- за рта жвачку . - Я все читал у Булычева. Ерунда! Фуфло!
Чуть не плача Прошкин вернулся домой. Тайна не давала ему покоя, Кто же его выслушает?
Он увидел понимающие глаза, умное лицо. Это было его отражение. «Вот он – То меня и выслушает», - Подумал Прошкин.
Он сел у зеркала. И тот сел. Он придвинулся ближе. И тот придвинулся. Прошкин открыл рот. И тот открыл.
-Вот слушал про летающую тарелку, марс и настоящего Марсианина. Он такой шар на ножках…
Тот, в зеркале, зевнул и уставился на Прошкина равнодушным взглядом.
-Можно установить контакт с Марсианином, - Чуть не плача, говорил Прошкин.
И вдруг тот, который сидел в зеркале, встал, посмотрел на Прошкина с призрением, сплюнул в сердцах:
- Скукота!- махнул рукой и удалился, куда - то в зазеркалье. Так произошло в жизни Прошкина еще одно чудо.
Утром в школе он снова поймал Дениса.
- Чудо! Отражение меня бросило!
- Мой Рыжик съел у соседей мясо из щей!
- Ребята, а как вы думаете, почему Прошкин так и не сумел поведать марсианскую тайну?
-Бывает ли у вас такое, что вы рассказываете что то, даже очень интересное, а вас не слышат?
Да, интересная информация – это еще не все. Важно поднести ее таким языком, что бы тебя услышали и поняли.
-А как научится слушать собеседника? Умеете ли вы сами слушать собеседника?
Это умение всегда полезно. Если вы им обладаете, то вам не чего не стоит стать душой компании.
- Почему Грише так и не удалось поделиться новостью с ребятами?
- Почему его никто не слушал?
Вывод: важной составной частью общения является умение человека слушать
6) Работа над тестом
Тест: «Умеете ли вы слушать» (анкетирование)
Проверьте себя, ответив на вопросы теста. За каждый утвердительный ответ – 1 балл.
Друзья делятся с вами своими секретами и тайнами, потому что они хорошо знают, что вы никому не проболтаетесь?
Вы с ходу можете припомнить множество самых разных историй – и смешных, и веселых, которые где-то когда-то услышали и почему-то запомнили?
Вас интересуют люди, вам нравится слушать истории их жизни, и в поезде вы с удовольствием расспрашиваете своих попутчиков о них самих?
Профессия журналиста кажется вам удивительно привлекательной?
Вы больше любите слушать радио, чем смотреть телевизор?
Вас сильно раздражают люди, совершенно не умеющие молчать и болтающие от нечего делать?
Вам кажется, что ужаснее глухоты ничего не может быть на свете?
Вы точно знаете, что не выдержите целый день в полной тишине? Отсутствие звуков совершенно невыносимо и даже пугает вас?
Если вам понравился фильм, то даже через пару месяцев вы можете вспомнить, о чем говорил главный герой, что его тревожило и радовало и Т.Д.?
Вы никогда не забываете имен тех, с кем вас знакомят?
Вы всегда в курсе всех событий, потому что обязательно найдется сведущий человек, который посвятит вас во все подробности происходящего вокруг?
Вы неоднократно замечали, что учителя и выступающие обязательно смотрят на вас, произнося свою речь, зачитывая докладную или объясняя новую тему?
У вас очень много знакомых, но вы всегда помните, кого как зовут и когда, при каких обстоятельствах вы познакомились?
Нередко бывает так, что кому-нибудь из ваших знакомых удается завлечь вас новой идеей и заинтересовать делом, которым вы раньше не занимались?
Вас очень любят малыши и животные, они верят вам и с удовольствием находятся в вашем обществе?
Результаты теста
15 баллов. Такого практически не бывает, разве что вы волевым усилием надеваете на себя маску внимательной заинтересованности и делаете все о вас зависящее, чтобы ребята сочли вас «своим в доску». Но смотрите, не переборщите, иначе вы просто станете всеобщей жилеткой, все будут вешать на вас свои проблемы и делиться невзгодами, а веселиться предпочтут без вас.
11-14 баллов. Внимательность и интерес. Вы нравитесь ребятам ведь вы искренне интересуетесь их проблемами, не забываете ничего из того, что они вам говорят. С вами всегда хорошо – вы знаете, что и кому следует сказать, какое подобрать слово в качестве утешения, чем подбодрить. Однако иногда вы ради других забываете о себе, жертвуете своим спокойствием и благополучием ради того, чтобы окружающим стало лучше. Но люди редко ценят это, так что постарайтесь побольше думать о себе, поверьте – вы этого заслуживаете!
5-10 баллов. Вы всегда в центре компании, вам нравится бурное веселье и шумное времяпровождение, вы просто умрете от тоски, если останетесь в одиночестве… так вам кажется иной раз. И окружающим вы очень нравитесь, они считают вас чутким человеком, внимательным и дружелюбным. Но всегда ли вы такой? К сожалению, нет. Вы заинтересованы в других лишь до тех пор. Пока они интересуются вами. Это про вас сказано: «С глаз долой – из сердца вон!» Может быть, вам стоит попробовать быть менее эгоистичным.
0-4 балла. Вы совершенно не умеете слушать. Да, наверное, и не хотите этого делать, поскольку никто, кроме вас самого, вас не интересует. Вы внутренне убеждены, что окружающие должны прислушиваться к вам и радоваться, что вы с ними, а самому вам вовсе не обязательно быть внимательным и благодушным. Верно? Что ж, возможно, вы действительно очень хороши, но ,если вы не научитесь слушать то, что вам говорят, у вас не только никогда не будет настоящих друзей, но и в жизни вы ничего не добьетесь.
7)Игра
Игра «Мы вместе»
Задания группам изобразить: СТАЮ ПТИЦ
- может ли один человек изобразить это?
- почему?
- попробуйте изобразить это группой
Вывод: Трудно было справиться с заданием? Всё ли получилось? Чувствовали ли вы единение в своей группе?
У вас все получилось – значит, вы действительно настоящие друзья.
Вывод: СТАЯ ПТИЦ – это понятие подразумевает некую общность между людьми, которая является важной составляющей человеческого общения
– Так и человек без других людей не может жить. Даже Робинзон Крузо…
- Как вы думаете было для этого человека человеческое общение роскошью? Почему?
- Что в его поведении указывает на то что он любой ценой стремился преодолеть отсутствие общения? (стал общаться с аборигеном Пятницей, который находился гораздо ниже его на культурном уровне)
Вывод: Если бы не другие люди, он бы погиб на этом острове. А представьте, что было бы с вами, если бы не было других людей.
8) Высказывания
Продолжите предложения (1 высказывание на ряд – дать заранее)
Если бы не другие люди, я бы никогда…
Если бы другой человек не пошел мне навстречу, я бы не смог…
Если бы меня не окружали добрые люди, я бы, наверное, …
(Работа в группах, обсуждение)
9)Метод синквейна.
А сейчас мы с вами обобщим то, что уже узнали об общении. А сделаем мы это с помощью синквейна (объяснение и работа с классом с последующим оформлением на доске)
СИНКВЭЙН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (тема синквэйна - общение)
ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (описывающих его - приятное, полезное, деловое, хорошее и т. д.)
ТРИ ГЛАГОЛА (характеризующих его действие- разговаривать, делиться, говорить, хвалить и т. д.)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ (Общение необходимо для развития человека)
ИТОГ (единение, взаимосвязь, дружба)
Каким глубоким смыслом наполнены ваши работы, они свидетельствуют о том, что для вас общение является очень важным, вы прекрасно справились с заданием.
На протяжении жизни нам приходится общаться с разными людьми, но наибольшую радость нам дарит общение с друзьями. Понятие дружбы неразрывно связано с общением. Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем её особая сила, непреходящая ценность.
10) Дополнительные задания
Напишите объявление, какой вам требуется друг
- Какими качествами он должен обладать?
– Спасибо. Вы были очень внимательны при выполнении этого задания.
- Исходя из чего вы определяли те свойства, которыми должен обладать друг?
– Подумайте, какие качества, есть ли эти качества у вас?
III Заключение
– Сегодня на классном часу мы хорошо поработали, И мы думаем приятно пообщались. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого классного часа , к чему вы пришли, что решили для себя. Что нужно сделать, чтобы общение было приятным, интересным?
- культура общения
-дружба
- уважение к другим
- единств