Классный час в 8 классе
на тему:
«Счастливый человек-какой он?»
Цель: - познакомить учащихся с понятием успех, успешный человек; исследовать, какими качествами необходимо обладать, чтобы достигнуть успеха в жизни.
- выявление динамики внутригрупповых отношений, повышение сплоченности и эффективности деятельности учащихся.
Классный руководитель: « Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня наш разговор пойдет о том, что мы понимаем под словом счастье. Я предлагаю вам разбиться на группы. Каждой группе было дано задание найти стихотворение, в котором говориться о счастье. Давайте послушаем и подумаем что же такое счастье?»
(каждая группа читает стихотворение о счастье)
2.Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа
1.Счастье – когда мир в душе,
Когда сердце не стонет от боли,
Когда жизнь проживая свою,
Сам хозяин ты выбранной доли…
Классный руководитель: «Каждому из вас я даю листок, который начинается со слова «Счастье -……….». Продолжите, пожалуйста, фразу, как вы её панимаете» Каждый ребёнок обдумывает своё мнение и продолжает фразу. Ученик от группы зачитывает всё, что у них получилось.
После этого оформляется дерево счастья. Ученики по очереди прикрепляют листочки с ответами на импровизированную ветку дерева.
Классный руководитель: «Ребята, а вот, что принято понимать под словом счастье.
Счастье – состояние и полного удовлетворения. ( С.И.Ожегов Словарь русского языка.)
Счастье – иметь много друзей.
Счастье – иметь любимую игрушку.
Счастье – в дружной семье, добрых и ласковых родителях.
Счастье - найти дело по душе и творчески трудиться.
Счастье - в том чтобы жить для людей и делать их счастливыми.
Счастье – в общении с друзьями и родными.
Счастье - иметь всё необходимое для интересной жизни.
Счастье – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их.
Счастье – когда вы все нужны друг другу. Тогда мы все вместе.
Счастье - быть здоровым, уметь заботится о своём здоровье и окружающих.
Классный руководитель: « Ребята, а давайте посмотрим какое «дерево счастья» у нас получилось пушистое и красивое. Каждый из вас предложил своё понятие слова – счастье.
Да, перед человеком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, на некоторые из них попробуйте ответить сегодня.
Люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. В жизни необходимо выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим.
В предлагаемом списке с правилами жизни выбрать для себя самое главное, прочитать по одному примеру.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.
Ничего не делай против своей воли.
Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься – до ста.
Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
Никогда не отступай перед трудностями.
Чтобы глаза были красивыми, излучай добро.
Если тебе понадобится рука помощи, она всегда при тебе - твоя собственная. Одна рука, чтобы помогать себе, другая - чтобы помогать другим.
3.
а) А теперь давайте подумаем, каким по-вашему должен быть друг?
Продолжите предложение, не задумываясь: «Я МОГУ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ, ПОТОМУ ЧТО Я -…»
б) А теперь в каждой группе нужно составить объявление с заголовком « Ищу друга».
(В своем объявлении каждый ребенок должен указать как можно больше своих положительных качеств, интересов и увлечений, чтобы тем самым заинтересовать читающих объявление.)
Теперь я хочу предложить вам разрешить проблемные ситуации.
Как бы ты поступил? Или поступаешь?
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.
4.
Давайте подумаем: что же такое зависть? Завидуют все (почти без исключений), но многие не понимают этого, ибо не умеют наблюдать за ходом своих мыслей и душевных состояний. Зависть родилась вместе с нами. Она возникает из соперничества со сверстниками, с братьями-сестрами. Зависть питает себя сама: всегда есть рядом кто-то красивее, сильнее, богаче... В возникновении зависти большое значение имеет сравнение себя с кем-то .Зависть - это отрицательное чувство. Но мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, - значит, согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее.
Если говорить о видах зависти, то их имеется множество. Всем известна:
.
1. Зависть черная. Она смущает не только отдельных личностей, но и целые общества, провоцируя драки, склоки. Черная зависть - удел неудачников. Она разъедает душу, человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу, это переходит в навязчивую идею.
2. Зависть белая. «Да, я позавидовал! Но я решил, что я тоже так могу. Я приложил труд и добился успеха. Я не пожелал человеку зла, но обратил свою энергию в русло созидания». Именно такой «завистник» часто добивается успеха.
В художественной литературе мы встречаем множество примеров проявления зависти. Например: старик из сказки «о рыбаке и рыбке» Пушкин как бы учит нас, что зависть ведет человека к «разбитому корыту».
Но, к счастью, в нашей жизни кроме зависти есть еще такое понятие как восхищение, понятие противоположное зависти. Это умение радоваться за чужие победы и достижения. Восхищаясь, мы испытываем почти те же чувства, что и сам победитель. Но, к сожалению,
искренне радоваться чужим успехам может не каждый. На это способны лишь добрые, великодушные люди.
5.
А каким человеком быть легче – добрым или злым?
Давайте послушаем стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
Мы с вами ребята определились, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться. Ответили на вопрос, что быть добрым, гораздо приятнее, чем злым.
Все мы радуемся солнцу, особенно, если небо долго бывает затянуто мрачными тучами. Каждый лучик солнца несет нам тепло, доброту, счастье, здоровье, улыбку.
Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, выберите из предложенного списка 5-7 положительных качеств и 1 на ваш взгляд допустимое отрицательное качество.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: Добросовестный, трудолюбивый, Самоотверженный, сердечный, душевный, внимательный, добрый, чуткий, преданный, доброжелательный, великодушный, деликатный, отзывчивый, тактичный, аккуратный, мужественный, правдивый, выдержанный, стойкий, надежный, искренний, благородный, справедливый, честный.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: Лежебока, бездельник, лентяй, недоброжелательный жестокий, злобный, безжалостный, себялюбивый, черствый, бесчеловечный, бессердечный, раздражительный, ненасытный, скупой, алчный, свирепый, боязливый, беспощадный, робкий, трусливый, подлый, двуличный, неискренний, лживый, нечестный.
Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Все люди хотят быть счастливы, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей.
Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что – то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя. И очень важно, чтобы рядом были ваши друзья.
Задание постарайтесь собрать по смыслу слова, что бы получилось высказывание:
«Один из самых верных способов достигнуть счастья - это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку»
Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми и успешными. Вот они:
- Делай добро!
- Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.
- Найди свой смысл жизни.
- Бойся обидеть человека.
- Умейте дарить людям радость.
- Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
Вырабатывай в себе следующие качества:
-не допускай ссор, драк, крика, угроз – это унижает человека,
-дорожи честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков, помогай младшему, незащищенному, будь справедлив.
Домашнее задание: нарисовать ваше видение дружбы, радости.
Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.
П