Классный час с элементами тренинговых упражнений и с презентацией
Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
«Научить человека быть счастливым нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
А.С. Макаренко
Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного воспитания в развитие культуры мира на Земле.
Тема классного часа: «Сделай счастье своими руками!»
Цели:
показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Оборудование: магнитная доска, мультимедийная техника.
Участники: ученики, классный руководитель, родители.
Ход мероприятия
1. Орг. момент
Слайд 1.
2. Введение в тему
– Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
Слайд 2.
(На магнитной доске появляется мальчик.)
– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?
– Что ему нужно для счастья?
(На магнитной доске – друзья, дом, солнце…)
– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
3. Основная часть
а) Игра «Паутинка»
Цели:
показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)
Обсуждение:
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
б) Игра «Комплименты»
Слайд 3.
Цель:
создание доброжелательной атмосферы;
повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
(ребята делают комплименты друг другу, гостям и родителям, пожимают руку)
Обсуждение:
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
(Ученица рассказывает стихотворение)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
в) Работа в группах
С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.
В пустые клеточки с помощью родителей вписывают положительные качества.
Слайд 4.
– Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).
4. Закрепление
а) Игра «Волшебная лавка»
Цель:
– дать возможность ребятам выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать толерантными людьми.
Ход игры:
– У меня в руках волшебная шкатулка. В ней не золото и не бриллианты. В ней человеческие качества. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает. А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много.
б) Игра «Пять желаний»
– На столе лежат две ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего человечка, написав ему пожелания.
(Родители помогают писать. Руки приклеиваем человечку, и он улыбается)
– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса, а самое главное смогли признать свои недостатки.
5. Итог
Родители приготовили сюрприз.
Слайд 5.
(Вносят букет из гелиевых шаров и читают стихи).
Приложение: Презентация «Сделай счастье своими руками!» (5 слайдов, объем 4,7 МБ).
Автор: Веселова Ольга Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ ООШ № 1, город Майкоп Республика Адыгея. Стаж работы по специальности – 11 лет.
О себе: Учителем начальных классов работаю 11 лет. Считаю, что именно чётко спланированная воспитательная работа создаёт отличную почву для осуществления плодотворного процесса обучения и воспитания младших школьников.
Наша республика отличаются живописной природой, поэтому своими увлечениями считаю активный отдых с семьёй и друзьями. Это поездки в горы, разнообразные экскурсии, занятия рафтингом. Свободную минутку посвящаю чтению классических произведений.
Являюсь активным участником городских мероприятий:
призёр городского конкурса профессионального мастерства классных руководителей общеобразовательных учреждений «Самый классный классный - 2009»;
победитель первой городской олимпиады среди педагогических работников в номинации «Начальные классы» 2010 г.;
участник Всероссийской акции «Единый методический день».
Фото автора