Классный час
Дата:
Класс: 7
Тема: Семья в моей жизни.
Цель: Способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи.
Задачи:
Обучающая: сформировать знания о семейных отношениях.
Развивающая: развивать правильные отношения между мужчиной и женщиной, мальчиком и девочкой.
Воспитательная: воспитывать уважения к членам семьи.
Оборудование:
Презентация «Семья в жизни человека».
Наглядность:
Ручки бумажные, наградные жетоны, кирпичики, листы с заданиями, листы для заданий
Хронометраж классного часа.
-
| Орг.Момент | 1мин. |
-
| Вступительное слово учителя | 7мин |
-
| Основная часть | 35мин. |
-
| Заключение | 2мин |
1.Орг.Момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня классный час проведу у вас я меня зовут Елена Николаевна.
2. Вступительное слово учителя
Послушайте загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
-О чем пойдет речь (о семье) .Посмотрите на экран.(слайд 1)
-Тема классного часа «Семья в моей жизни».
-Каковы взаимоотношения между членами семьи? А как у вас в семье?
Вывод: Семьи бывают разные.
(слайд 2)
- Об этом мы будим говорить.
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
3. Основная часть.
1.Задание: « Характеристика качеств семьи».
-Перед вами лежат ладошки. ()
-Опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.(взаимоотношения между людьми ).
- Как вы думаете, почему именно руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
-Посмотрите на экран (если затрудняетесь ответить -слайд 4)
-Всю жизнь родители протягивают руку помощи своему ребенку.
- А сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы.
2.Викторина.
- Проводим викторину по теме «Семья».
- Слушайте первый вопрос:
- Как говорят в тех случаях, когда разглашаются внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
- Пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол)». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.) (Как вы это понимаете,приведите жизненные примеры слайд 5?)
- Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)(слайд 6)
- Назовите сказку Андерсена, в которой героиню пытались выдать замуж. («Дюймовочка».)
- Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)
- В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
- Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
-Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
- Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)
- Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
- В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае;
- Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
- По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)
- Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.)
- Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)
- О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?(Матрешка)
- Как называется фамилия женщины до её замужества?(Девичья.)
- Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
- Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
- Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.)
3. «Сценки из семейной жизни».
-Угадай, кто это? Разыграй по ролям типичную семейную ситуацию, задания написаны на листочках, но не употребляй слова, а мимически. :
- делает макияж и расчесывается перед зеркалом,
- забивает молотком гвоздь,
- меняет ребенку пеленки,
- месит тесто и делает пирожки,
- чистит ботинки.
- настраивает телевизор
4.Задание «Для моих родных»
-Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.
(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи. После чего говорят об этом вслух).
- Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать для каждого члена семьи, о котором вы писали, то, что вы бы сделали для них хорошего.(пример).
(Учащиеся пишут, а потом каждый говорит).
- Зачитайте, что вы написали на ваших листочках.
- Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: В каждой семье свои взаимоотношения, и по – разному друг друга любят.
5.Житейские ситуации
- Будни это тяжелый труд всех членов семьи. Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и .т.д.
-. Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
-О каком тепле идет речь?(душевной)
- В каждом доме своя обстановка.
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
-О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)
-В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.
-Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
6.Игра строители.
1. Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом - это….(крепость, очаг…)
2.Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
-Зачитайте, первая бригада, что у вас получилось, объясните. Сделайте правильный вывод.
-А как у вас в семье?
- Как вы думаете, какая из бригад выполнила работу лучше ?
- В чем это проявляется, объясните?
4.Заключение.
Семья - это не только родители, но и коллектив вашего класса.