Классный час на тему: «Семья в жизни человека»
Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Задачи: воспитывать уважительное отношение к понятию «семья», развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной темой.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная подготовка.
1. Учащиеся пишут сочинение-размышление на тему: «Моя будущая семья. Какой я ее вижу».
2. Подбор пословиц и поговорок на данную тему.
3. Предварительные проблемные вопросы для обсуждения в ходе круглого стола:
- история возникновения слова «семья»;
- условия, при которых семья не может существовать;
- взаимоотношения между детьми и родителями в семье.
План.
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. История слова «семья». Исследования учащихся.
3. Обсуждение условий, при которых семья не может существовать.
4. Сценка на тему «Отцы и дети».
5. Анализ сочинений учащихся.
6. Тайное мнение.
7. Итоги и выводы.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Классный руководитель:
Отрывок из стихотворения Э. Асадова.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же - не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной - покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?
(Учащиеся называют свои ассоциации по цепочке без повторений).
2. История слова «семья». Исследования учащихся.
Выступает учащийся с докладом.
3. Обсуждение условий, при которых семья не может существовать.
Учащиеся делятся на три группы и обсуждают условия, при которых не может существовать семья, а затем записывают их на доске.
1. Психологические условия.
2. Материальные условия.
3. Нравственные условия.
Классный руководитель: А самое главное условие существования семьи - это любовь.
Рассказ-притча «Сон про тихих старичков (монолог хозяйского кота)».
Рыжим котом сидел я на стуле в маленькой кухне и следил за своими тихими старичками. Каждый кот в сердце своем романтик, не забывший свою тигриную суть. И я слегка презирал своих за тихость и домоседство. Подумаешь рыцарство - заварить свежего чаю! Подумаешь самоотверженность - нажарить оладий!..
Мой старичок писал картины, и сейчас сидел, колдуя над красками, разводя их и перемешивая. А старушка - смешно! - сочиняла стихи! И сейчас она склонилась над перечерканным листом бумаги и черкала там еще сильнее. Известно уже: навыдумывают чего-то, а потом начнут восхищаться друг дружкой. Ах, какая картина! Ах, какие стихи!
В дверь застучали. Старичок заторопился к двери, глянул в глазок и досадливо крякнул. В дверь ударили сильнее. Не люблю я таких стуков, но хозяин открыл.
Мне оставалось лишь фыркнуть: на пороге стоял сосед, пинающий меня башмаком под брюхо. «Одолжи денег!» - завел он свое вечное заклинание, и, увидев отрицательный жест, угрожающе шагнул в квартиру.
Старушка побледнела, она знала, что сосед-хулиган, способен на все. Я вздыбил шерсть, наверное, это было красиво и грозно, но на соседа почему-то не подействовало.
А хозяин схватил свою кисть и, подбежав к стене, несколькими мазками обрисовал там фигуру. И соседище, взмахнувший кулаком, вдруг влип в эту фигуру, заполнил ее и превратился в маленькое нелепое чудище с темными кругами злобы в глазах. Чудище заплясало, негодуя на свое превращение, и вдруг, выставив из стены две когтистые лапы, ухватило и потащило к себе моих старичков.
Нет, уже не старичков! Юные и прекрасные, они с кошачьей гибкостью увернулись от чудища в уходящем вглубь пространстве живописной стены и, спина к спине, одновременно сверкнули оружием. Кисть превратилась в шпагу с золотым эфесом, а карандаш моей хозяйки-сочинительницы стал красивой шпагой с узорчатой изящной рукояткой.
Я в восторге мяукнул, когда одновременные удары шпаг поразили чудище, и оно рассыпалось и превратилось в песок. Но вдруг песок ожил, и из него появились новые чудища. Они стремились ударить моих хозяев в спину, в лицо снова и снова.
Ах, как сражались мои хозяева! Как они защищались и защищали: он - ее, она - его! Я прыгнул к ним и почувствовал, как расту в собственных глазах. Я смотрел на них и видел перед собой молодых и счастливых людей, у которых в глазах жила ЛЮБОВЬ!
Предлагается обсудить притчу:
1. В чем главный смысл?
2. Чем она вам понравилась?
3. Заставляет ли она задуматься?
4. Приходилось ли вам наблюдать примеры таких семейных отношений в жизни?
5. Хотелось бы вам иметь такие отношения в своей будущей семье?
4. Сценка на тему «Отцы и дети».
Классный руководитель: А что еще очень важно в семье? Да, взаимопонимание. Но, вспомните, как часто мы приходили домой и вместо слов: «Добрый вечер! Как я рада тебя видеть!» - звучит: «Опять посуду не вымыл!»
Не отсюда ли берут начало долговременные семейные конфликты и вообще все проблемы «отцов и детей»? Давайте посмотрим сюжет на эту тему, а затем все обсудим.
Ведущий:
За горами, за лесами, за широкими морями
Скажем к слову, например.
Жил да был пенсионер.
У старинушки три сына
Старший был почти мужчина!
Был подростком средний брат, -
Младший был акселерат…
(выходят братья)
Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом жизнь сказать не грех,
Не труднее, чем у всех.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе.
Вдруг старик наш заспешил,-
Их воспитывать решил.
Сыновья такой печали отродясь и не видали,
Коль совру: то я - не я!
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает.
Средний ночи каратает,
Оседлав мотоциклет!
Младший с самых малых лет
Грудь цепями обмотал
И давно уж запевал
Изо всей дурацкой мочи
Хеви-метал среди ночи.
Как-то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец:
Постой дружок!
Для чего тебе, Данило,
Эта мускульная сила?
Всюду штанги, всюду гири -
Нету ходу по квартире.
Прекрати свои занятья.
На тебя же смотрят братья.
Ведущий:
А пока отец в сенях
Перед старшим распинался.
Средний к двери пробирался.
Да на грех впотьмах запнулся:
Бах с крыльца и растянулся.
И ему отец тогда:
Стой, Гаврило, подь сюды!
Кой же черт мне угодил
И я рокера родил?
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе в 15 лет
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю холку.
Ведущий:
Рокер голову повесил.
В это время бодр и весел,
Весь в заклепках и цепях.
Младший сын возник в дверях…
Отец:
Что я вижу, свет - Ванюша!
Измотал мою ты душу,
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий металл.
Ведущий:
А они лишь отвечали:
Мы один совет слыхали:
«Перестань» да «прекратить».
Что ты можешь предложить:
Чем бы нам другим заняться
И с тобою не ругаться?
Ведущий:
Тут старик наморщил лоб.
Долго он в затылке скреб.
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ…
Классный руководитель: Что бы вы постарались изменить? Что делать, чтобы в семье не возникали такие ситуации?
Много различных мнений! Но, думаю, что вмешательство родителей в увлечения детей в этом возрасте уже мало что изменит. Надо было думать раньше. Остается только следить за тем, чтобы в своих увлечениях дети не нарушали законов и норм человеческого общения.
5. Анализ сочинений учащихся.
6. Тайное мнение.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какой должна быть семья в вашем понимании?»
Ребята пишут ответы на маленьких листочках бумаги и опускают в небольшую коробку, которую классный руководитель пускает по кругу. Затем учитель достает записочки, зачитывает ответы без указания фамилий и записывает их на доске, где заранее написано слово СЕМЬЯ. Таким образом, учащиеся самостоятельно делают выводы о значении семьи в современном обществе и раскрывают сущность своих представлений о будущей семье.
7. Итоги и выводы.
Классный руководитель: Все вы знаете, что 2008 год объявлен годом семьи. И в этот год мы чаще задумывались о своей семье, молодые люди старались создать свои семьи именно в этот год. Несмотря на, что год семьи подходит к концу, это не означает, что мы перестанем думать о семье, ведь семья - это не просто группа людей, живущих вместе, семья - это наши первые шаги, слова, праздники, это первое и единственно важное образование, сопровождающее нас всю жизнь. 30 ноября в России отмечают День Матери, пожалуй - это один из самых нежных и чутких праздников, как и сами наши мамы. Обязательно поздравьте своих мам теплыми пожелания в холодный осенний день. Любовь к матери - самое таинственное, самое удивительное и прекрасное чувство на Земле. Закончить наш классный час мне бы хотелось словами Ги де Мопассана, который в своем романе «Сильна как смерть» сказал сокровенные слова:
«…Свою мать любят почти не осознавая этого, не чувствуя, поскольку эта любовь, также естественна как жизнь: вся глубина связи ребенком и матерью осознается лишь в момент потери самого близкого и родного человека на Земле - мамы. И никакая другая любовь не сравнима с любовью к матери: «иная любовь» привносится в жизнь волею судьбы и только любовь к матери зарождается с первым вздохом ребенка и остается в его сердце до последнего…»
На этом наш классный час заканчивается. За это время каждый из вас задумался о своей будущей семье, и я надеюсь, что у всех она будет похожа на небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца - взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела.
А наша группа - это тоже большая и дружная семья….
7