СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: Семья в жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час- это попытка сформировать ответственное отношение к семейным отношениям и сформировать положительное отношение к самому понятию "семья".

Просмотр содержимого документа
«Классный час: Семья в жизни человека.»

Классный час на тему: «Семья в жизни человека»


Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.


Задачи: воспитывать уважительное отношение к понятию «семья», развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной темой.


Форма проведения: круглый стол.


Предварительная подготовка.

1. Учащиеся пишут сочинение-размышление на тему: «Моя будущая семья. Какой я ее вижу».

2. Подбор пословиц и поговорок на данную тему.

3. Предварительные проблемные вопросы для обсуждения в ходе круглого стола:

- история возникновения слова «семья»;

- условия, при которых семья не может существовать;

- взаимоотношения между детьми и родителями в семье.


План.

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. История слова «семья». Исследования учащихся.

3. Обсуждение условий, при которых семья не может существовать.

4. Сценка на тему «Отцы и дети».

5. Анализ сочинений учащихся.

6. Тайное мнение.

7. Итоги и выводы.


















Ход классного часа.


1. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель:

Отрывок из стихотворения Э. Асадова.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же - не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».


Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.

Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной - покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?

(Учащиеся называют свои ассоциации по цепочке без повторений).


2. История слова «семья». Исследования учащихся.

Выступает учащийся с докладом.


3. Обсуждение условий, при которых семья не может существовать.


Учащиеся делятся на три группы и обсуждают условия, при которых не может существовать семья, а затем записывают их на доске.

1. Психологические условия.

2. Материальные условия.

3. Нравственные условия.


Классный руководитель: А самое главное условие существования семьи - это любовь.

Рассказ-притча «Сон про тихих старичков (монолог хозяйского кота)».


Рыжим котом сидел я на стуле в маленькой кухне и следил за своими тихими старичками. Каждый кот в сердце своем романтик, не забывший свою тигриную суть. И я слегка презирал своих за тихость и домоседство. Подумаешь рыцарство - заварить свежего чаю! Подумаешь самоотверженность - нажарить оладий!..

Мой старичок писал картины, и сейчас сидел, колдуя над красками, разводя их и перемешивая. А старушка - смешно! - сочиняла стихи! И сейчас она склонилась над перечерканным листом бумаги и черкала там еще сильнее. Известно уже: навыдумывают чего-то, а потом начнут восхищаться друг дружкой. Ах, какая картина! Ах, какие стихи!

В дверь застучали. Старичок заторопился к двери, глянул в глазок и досадливо крякнул. В дверь ударили сильнее. Не люблю я таких стуков, но хозяин открыл.

Мне оставалось лишь фыркнуть: на пороге стоял сосед, пинающий меня башмаком под брюхо. «Одолжи денег!» - завел он свое вечное заклинание, и, увидев отрицательный жест, угрожающе шагнул в квартиру.

Старушка побледнела, она знала, что сосед-хулиган, способен на все. Я вздыбил шерсть, наверное, это было красиво и грозно, но на соседа почему-то не подействовало.

А хозяин схватил свою кисть и, подбежав к стене, несколькими мазками обрисовал там фигуру. И соседище, взмахнувший кулаком, вдруг влип в эту фигуру, заполнил ее и превратился в маленькое нелепое чудище с темными кругами злобы в глазах. Чудище заплясало, негодуя на свое превращение, и вдруг, выставив из стены две когтистые лапы, ухватило и потащило к себе моих старичков.

Нет, уже не старичков! Юные и прекрасные, они с кошачьей гибкостью увернулись от чудища в уходящем вглубь пространстве живописной стены и, спина к спине, одновременно сверкнули оружием. Кисть превратилась в шпагу с золотым эфесом, а карандаш моей хозяйки-сочинительницы стал красивой шпагой с узорчатой изящной рукояткой.

Я в восторге мяукнул, когда одновременные удары шпаг поразили чудище, и оно рассыпалось и превратилось в песок. Но вдруг песок ожил, и из него появились новые чудища. Они стремились ударить моих хозяев в спину, в лицо снова и снова.

Ах, как сражались мои хозяева! Как они защищались и защищали: он - ее, она - его! Я прыгнул к ним и почувствовал, как расту в собственных глазах. Я смотрел на них и видел перед собой молодых и счастливых людей, у которых в глазах жила ЛЮБОВЬ!


Предлагается обсудить притчу:

1. В чем главный смысл?

2. Чем она вам понравилась?

3. Заставляет ли она задуматься?

4. Приходилось ли вам наблюдать примеры таких семейных отношений в жизни?

5. Хотелось бы вам иметь такие отношения в своей будущей семье?





4. Сценка на тему «Отцы и дети».


Классный руководитель: А что еще очень важно в семье? Да, взаимопонимание. Но, вспомните, как часто мы приходили домой и вместо слов: «Добрый вечер! Как я рада тебя видеть!» - звучит: «Опять посуду не вымыл!»

Не отсюда ли берут начало долговременные семейные конфликты и вообще все проблемы «отцов и детей»? Давайте посмотрим сюжет на эту тему, а затем все обсудим.


Ведущий:

За горами, за лесами, за широкими морями

Скажем к слову, например.

Жил да был пенсионер.

У старинушки три сына

Старший был почти мужчина!

Был подростком средний брат, -

Младший был акселерат…

(выходят братья)

Братья те учились в школе,

Помогали отцу в поле.

Словом жизнь сказать не грех,

Не труднее, чем у всех.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе.

Вдруг старик наш заспешил,-

Их воспитывать решил.

Сыновья такой печали отродясь и не видали,

Коль совру: то я - не я!

Жизнь у каждого своя.

Старший бицепсы качает.

Средний ночи каратает,

Оседлав мотоциклет!

Младший с самых малых лет

Грудь цепями обмотал

И давно уж запевал

Изо всей дурацкой мочи

Хеви-метал среди ночи.

Как-то стало лишь смеркаться,

Начал старший собираться

В атлетический кружок.


Вдруг отец:

Постой дружок!

Для чего тебе, Данило,

Эта мускульная сила?

Всюду штанги, всюду гири -

Нету ходу по квартире.

Прекрати свои занятья.

На тебя же смотрят братья.

Ведущий:

А пока отец в сенях

Перед старшим распинался.

Средний к двери пробирался.

Да на грех впотьмах запнулся:

Бах с крыльца и растянулся.


И ему отец тогда:

Стой, Гаврило, подь сюды!

Кой же черт мне угодил

И я рокера родил?

Жизнь свою закончишь скверно:

На тебе в 15 лет

Уж живого места нет!

Ну-ка шлем клади на полку,

А не то намылю холку.


Ведущий:

Рокер голову повесил.

В это время бодр и весел,

Весь в заклепках и цепях.

Младший сын возник в дверях…

Отец:

Что я вижу, свет - Ванюша!

Измотал мою ты душу,

Всю я ноченьку не спал

Под грохочущий металл.


Ведущий:

А они лишь отвечали:

Мы один совет слыхали:

«Перестань» да «прекратить».

Что ты можешь предложить:

Чем бы нам другим заняться

И с тобою не ругаться?

Ведущий:

Тут старик наморщил лоб.

Долго он в затылке скреб.

Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ…




Классный руководитель: Что бы вы постарались изменить? Что делать, чтобы в семье не возникали такие ситуации?

Много различных мнений! Но, думаю, что вмешательство родителей в увлечения детей в этом возрасте уже мало что изменит. Надо было думать раньше. Остается только следить за тем, чтобы в своих увлечениях дети не нарушали законов и норм человеческого общения.


5. Анализ сочинений учащихся.


6. Тайное мнение.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какой должна быть семья в вашем понимании?»

Ребята пишут ответы на маленьких листочках бумаги и опускают в небольшую коробку, которую классный руководитель пускает по кругу. Затем учитель достает записочки, зачитывает ответы без указания фамилий и записывает их на доске, где заранее написано слово СЕМЬЯ. Таким образом, учащиеся самостоятельно делают выводы о значении семьи в современном обществе и раскрывают сущность своих представлений о будущей семье.


7. Итоги и выводы.

Классный руководитель: Все вы знаете, что 2008 год объявлен годом семьи. И в этот год мы чаще задумывались о своей семье, молодые люди старались создать свои семьи именно в этот год. Несмотря на, что год семьи подходит к концу, это не означает, что мы перестанем думать о семье, ведь семья - это не просто группа людей, живущих вместе, семья - это наши первые шаги, слова, праздники, это первое и единственно важное образование, сопровождающее нас всю жизнь. 30 ноября в России отмечают День Матери, пожалуй - это один из самых нежных и чутких праздников, как и сами наши мамы. Обязательно поздравьте своих мам теплыми пожелания в холодный осенний день. Любовь к матери - самое таинственное, самое удивительное и прекрасное чувство на Земле. Закончить наш классный час мне бы хотелось словами Ги де Мопассана, который в своем романе «Сильна как смерть» сказал сокровенные слова:

«…Свою мать любят почти не осознавая этого, не чувствуя, поскольку эта любовь, также естественна как жизнь: вся глубина связи ребенком и матерью осознается лишь в момент потери самого близкого и родного человека на Земле - мамы. И никакая другая любовь не сравнима с любовью к матери: «иная любовь» привносится в жизнь волею судьбы и только любовь к матери зарождается с первым вздохом ребенка и остается в его сердце до последнего…»


На этом наш классный час заканчивается. За это время каждый из вас задумался о своей будущей семье, и я надеюсь, что у всех она будет похожа на небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца - взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела.







А наша группа - это тоже большая и дружная семья….




7