СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КЛАССНЫЙ ЧАС: "ШКОЛЬНИК и ЗАКОН"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАКОН – документ, нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.Ребята, а есть ли у нас в государстве ЗАКОН? (ответы учащихся)

Конечно, в каждом государстве существует закон, и не один. Какие вы знаете книги, в которых прописаны эти законы? (ответы учащихся).

Просмотр содержимого документа
«КЛАССНЫЙ ЧАС: "ШКОЛЬНИК и ЗАКОН"»


Классный час на тему:


«Школьник и закон»


Ребята, здравствуйте! Сегодняшний классный час я хочу начать с небольшой притчи.


«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.


Вместе с ними появились и важные вопросы: «Что человек может делать, а чего не может? Имеет ли право на это или не имеет?» Что обязан делать, а что нет?»


Очень давно существовало два государства. Они назывались: «Можно» и «Нельзя». У них были разные законы. В государстве «Можно» всё разрешалось – всё что захочешь: и обманывать, и воровать, и убивать. А в государстве «Нельзя» были совершенно другие законы: в нём запрещалось и обманывать, и воровать, и убивать.


Эти два государства все время были в ссоре. В один день государство «Можно» захватило государство «Нельзя» и стало устанавливать свои законы. Начался хаос: люди стали воровать, убивать, всё рушить. И везде был беспорядок. Посмотрев на эту ситуацию, правители обоих государств стали совещаться и приняли решение объединиться и создать одно новое государство под названием «Закон». И тогда уже в новом государстве установился порядок, все жители стали жить спокойно и счастливо.»


Ребята, как вы думаете, почему страна стала процветающей, стали счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (ответы учащихся: жители стали жить по законам)


Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!


В конце концов, людям удалось решить важные вопросы, появился закон, и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».


Ребята, как вы понимаете слово «закон»? (ответы учащихся)


ЗАКОН – документ, нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Ребята, а есть ли у нас в государстве ЗАКОН? (ответы учащихся)

Конечно, в каждом государстве существует закон, и не один. Какие вы знаете книги, в которых прописаны эти законы? (ответы учащихся).

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс». (Демонстрация книг)


Задание 1


- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности, и что есть что. Ребята, предлагаю вам отметить на доске, где записаны права, а где обязанности. (таблички с правами и обязанностями заранее приготовлены на доске в хаотичном порядке) (приложение 1).


Распределите таблички правильно. (учащиеся по очереди выходят к доске и работают)


Права


Жить и воспитываться в семье


Получить паспорт гражданина РФ


Работать в свободное от учебы время


Право на охрану здоровья


Обязанности


Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.


Получить основное общее образование (9 классов)


Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.


Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.




Молодцы, ребята. Как мы видим, у каждого человека есть не только права, но и обязанности. И за каждое нарушение закона человеку необходимо несть ответственность. Как вы понимаете слово «ответственность»? (ответы учащихся)

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим виды нарушений.

Задание 2

Я предлагаю Вам, ребята, соотнести понятия и определения. У вас на столах с левой стороны разложены понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление», а с правой – определения. (приложение 2) Соотнесите их между собой. (учащихся работают индивидуально или по два человека за партой, при необходимости учитель помогает)


Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.


Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.


Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.


Молодцы, ребята, с заданием Вы справились и теперь вы знаете, чем различаются эти три, казалось бы, похожих понятия. Давайте разберем с вами конкретные ситуации.


Задание 3.


Ситуация 1. Ученик 6 класса Саша Н. не пришёл в школу на занятия после каникул, объясняя это нежеланием посещать уроки. Ребята, как вы думаете, это - проступок, правонарушение или преступление? (ответы учащихся: это проступок, так как нарушил правила поведения. Согласно Уставу образовательной организации, учащиеся обязаны учиться, не пропускать занятия без уважительной причины, не опаздывать на занятия и т.д.)



Ситуация 2. Ученики 11 класса - Вадим, Алексей и Сережа, караулят пятиклассников после школы с целью отобрать у них карманные деньги. Старшие мальчики пугают пятиклассников: «Если кому-нибудь пожалуетесь, вам же будет хуже!» Ребята, как вы думаете, это - проступок, правонарушение или преступление? (ответы учащихся: это преступление, так как вымогательство описано как преступление в статье 163 Уголовного кодекса РФ.)


Задание 4. Ребята, предлагаю Вам подытожить вышесказанное и посмотреть видеоролик об ответственности «Решать только тебе».

Обсуждение после просмотра. Посмотрите, ребята, во что переросло и чем закончилось безобидное мелкое хулиганство.



Ребята, у кого есть вопросы по прошедшему классному часу? (обсуждение вопросов)


Что вам запомнилось? (ответы учащихся)


Что вам понравилось и не понравилось? (ответы учащихся)


Ребята, спасибо вам. Я желаю вам быть послушными и дружными! До новых встреч!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!