СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Символы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Символы России"»

Слайд 1.

Вступление.

- Мы с вами живем в огромной стране, которая называется Россия.

- Кто сможет показать на карте Россию?

- Какой полуостров был в этом году присоединен к России? Покажите его и всю территорию нашей страны.

Слайд 2.(молча)

- Сегодня мы поговорим о символах нашего государства. Давайте разберемся, что же такое символы? В переводе с греческого это слово обозначает знак, опознавательная примета. Однако, не каждый знак или примета имеют символическое значение. Например, голос в соседней комнате означает присутствие там человека и только. Лужа на тротуаре – это примета дождя. Но ни то, ни другое назвать символами нельзя. Символ – это знак, который несет дополнительный смысл, какую-нибудь идею. Например, змея, обвивающая чашу – символ медицины, голубь – символ мира. Еще существуют государственные символы. Это отличительные знаки каждого государства. Они отражают его историю и настоящее.  Это зрительный и музыкальный образ страны.

Слайд 3.

- Каждое государство имеет свой флаг. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос. Попрошу вас сейчас составить наш флаг на доске.

Слайд 4.

- Что означает белая полоса? (Мир, чистоту, справедливость).

-Что означает синяя полоса? (Небо, верность, веру).

- Что означает красная (алая) полоса? (Кровь, отвагу, защиту, героизм).

- Давайте теперь  поговорим о том, как появился наш флаг.

 

Слайд 5.

- Российский флаг существует уже более трехсот лет. Однако, государственным символом он стал не сразу. Заглянем в нашу историю.

- В давние времена флаг назывался стягом. Изображен на нем был лик Христа. Каждый князь и каждое войско имели свой стяг.

Слайд 6.

- Гораздо позже появился флот военный и торговый. И бело-сине-красный флаг развевался только над военными судами. Император Петр 1 отдал его и торговому флоту. Со временем он стал государственным.

Слайд 7.

- Царь Александр II указом от 11.06.1858 года ввел черно-желто-белый флаг.

- А его сын – царь Александр III – вновь вернул бело-сине-красный флаг.

Слайд 8.

- Потом в нашей стране произошла революция, т.е. свергли царя, и флаг стал красным. Под этим знаменем наша страна смогла победить фашистов в ВОВ в 1945 году.

Слайд 9.

- А в 1991 году государственный флаг России вновь стал бело-сине-красным. С тех пор 22 августа празднуется как День государственного флага РФ.

 - Где мы можем увидеть наш флаг?

Слайд 10.

(На госучреждениях, на парадах, на спортивных соревнованиях, на домах во время праздников).

Слайд 11.

- И даже на детских мероприятиях.

 

- А теперь поговорим о гербе России. Где мы можем его увидеть? (На флагах, на документах, макетах, печатях).

Слайд 12.

- Что изображено на нашем гербе?  Двуглавый орел с коронами, щит с изображением Георгия Победоносца – всадника, поражающего копьем змея. В лапах орла скипетр – символ власти и порядка – и держава – символ закона.

Слайд 13.

- Теперь окунемся в историю. Предшественники гербов появились очень давно. У древних племен были особые родовые знаки – тотемы. Это могли быть изображения зверей, рыб, насекомых или мифических существ. Все члены племени считали, что они являются потомками изображенных на тотеме существ и находятся под их защитой.

Слайд 14.

-Когда появились первые государства, их правители тоже символизировали свою власть какой-нибудь эмблемой.  Во многих странах популярной эмблемой стал орел – сильная, гордая, свободолюбивая птица. Гербы имели не только правители, но и знатные роды, а также города.

Слайд 15.

- Свой герб могли иметь даже ремесленники – люди, делающие что-то своими руками, а также купцы – люди, занимающиеся торговлей. Посмотрите и подумайте, кому могли принадлежать эти гербы? (Рыболовам, мясникам, булочникам, коневодам, оружейникам, парикмахерам, чертежникам, перчаточникам).

- Ребята тоже придумали и нарисовали свои гербы. Давайте на них посмотрим.

Физкультминутка.                                

Левой, правой,                   Шаг налево,

Левой, правой!                   Шаг направо,

На парад идет отряд.                 Барабанщик очень рад.

                           Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд! Уф!

 

- А теперь давайте узнаем, как появился наш герб.

Слайд 16.

Мультфильм про герб.

-Что вы запомнили из этого мультфильма?

Слайд 17.

- Когда и почему появился наш герб? (Когда Иоан женился на Софье, ему очень понравился ее герб и он решил забрать его себе).

- Почему у орла две головы, смотрящие в разные стороны? (Чтобы охранять страну со всех сторон).

- Что означают язычки у орла? (Они означают, что страна может за себя постоять).

- Кто разместил на гербе корону и Георгия Победоносца? (Иван Грозный. Потому что он завоевал много новых земель, присоединил их к России и был такой же сильный, как всадник на коне).

- Почему орел на гербе расправил крылья? (Потому что страна со временем стала еще сильнее).

- Какой царь перекрасил орла в черный цвет? (Петр I)

 

-Николай I разместил на крыльях орла гербы самых важных земель России.

 После всех изменений в настоящее время наш герб выглядит вот так: желтый двуглавый орел на красном фоне с символами власти – скипетром и державой - и Георгием Победоносцем на груди.

- А теперь давайте рассмотрим повнимательнее,  как выглядят скипетр и держава.

Слайд 18.

 Скипетр покрыт резьбой и драгоценными камнями, а держава – это золотой шар с крестом, тоже усыпанный драгоценными камнями. Эти предметы вместе с короной раньше служили символами царской власти. А теперь в нашей стране царя нет, но эти предметы напоминают об историческом прошлом.

Давайте попробуем собрать наш герб из кусочков.

Слайд 19.

- Ну а теперь перед вами Георгий Победоносец. Каким именем еще называли на Руси Георгия? (Егором).

-Что вы знаете об этом герое? (Он спас девушку от змея).

Сейчас мы посмотрим, как же это происходило.

Слайд 20.

- Мы говорили с вами о флаге и гербе. О каком еще символе государства мы не вспомнили?  (О гимне).

- Что такое гимн?  (Это торжественная песня о стране).

 - Наш гимн величественен, в его словах прославляется Россия. Музыку написал композитор Александр Александров, а стихи Поэт Сергей Михалков. Гимн принято слушать стоя.

Слайд 21.

Играет гимн, дети поют.

Слайд 22.

- С какими новыми словами вы сегодня познакомились? (Герб, гимн, скипетр, держава, стяг, тотем, ремесленник, Победоносец).

- А теперь давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны.

Слайд 23.

- Какие символы есть у каждого государства? (Флаг, герб, гимн)

 - Какие цвета на флаге России? (Белый, синий, красный)

- Сколько голов у орла на гербе России? (Две)

- Какого цвета сейчас орел на гербе России? (Желтого)

- Кто изображен на груди орла? (Георгий Победоносец)

- Где можно увидеть флаг России? (На государственных зданиях, на парадах, на спортивных соревнованиях)

- Как принято слушать гимн? (Стоя)

- Ах, какие вы у меня…

Слайд  24.

МОЛОДЦЫ!

- В конце занятия я хочу сделать вам подарки. Теперь вы хорошо знаете символы государства, поэтому легко справитесь со всеми заданиями, которые найдете в этих книжках. Всем большое спасибо, занятие окончено.