СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Сказки В. Даля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Сказки В. Даля"»

Класс: 5

Cказки В. Даля

 Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.

- пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;

- развивать речь учащихся, сообразительность, воображение,

- развивать умение слушать текст и высказывания других учащихся;

- воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;

- воспитывать чувство гордости и патриотизма, любовь к своему краю.

Оборудование: иллюстрации к сказкам В. Даля,  сборники сказок В Даля, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

Ход мероприятия

Вопросы учащимся: (ранее уже был классный час по биографии В. Даля)

1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель,

собиратель слов)

3. Как называется главный труд всей жизни Даля? (Толковый словарь живого великорусского языка)

Учитель:

После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

4. Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Учитель:

Последние же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Учитель:

Под псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга.  Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским».

1)Беседа с учащимися:

- Давайте вспомним, как отзывался А.С.Пушкин о сказках Даля.

(Обращение к записи на доске)

“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”

- Что значит записывать сказку?

- Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка сказки это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).

- Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

- Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными. Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора. Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)

- Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Что же могло привлечь Даля в народных сказках? (Слова и сочетания слов, характерных для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь).

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

- Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

- Чем запомнились эти сказки?

Учитель:

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам, к собаке Жучке, а спасение самой Снегурочки пробуждает радостные чувства. Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу. Их действия подталкивают сделать вывод словами русской народной пословицы: «Всякая птичка свои песенки поет».

Чувство сострадания к героям Малаше и Ивашечке вызывает сказка «Привередница», нравственный урок которой содержится в пословице «Как аукнется, так и откликнется».

Учитель:

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

Прослушивание аудиосказки «Что значит досуг?» ссылка

https://www.youtube.com/watch?v=jCPM4wAPMkM

- В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство. Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».

Учитель:

- О чем эта сказка?

- Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

Прослушивание аудиосказки «Медведь-половинщик» ссылка

https://www.youtube.com/watch?v=DNAu5PW86L0

- О чем эта сказка?

- Какова главная мысль?

Вывод:

Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России - Владимиру Ивановичу Далю.

- Игра «Снежный ком».

Первый учащийся называет одно слово, связанное с темой, второй повторяет его слово и добавляет свою ассоциацию, третий повторяет слова первого, второго учащегося и добавляет свое и так далее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!