СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Слово лечит, слово ранит"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Слово лечит, слово ранит"»










Разработка классного часа

для 5 класса


«Слово лечит, слово ранит»




































Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.


В жизни мы часто обижаем друг друга. Говорим обидные слова, придумываем клички. Иногда, даже сами того не замечая, своими словами делаем больно другому человеку. Но часто и сами бываем заложниками такой ситуации, когда слова произнесенные собеседником задевают за живое, а как дать ему понять об этом, не знаем и просто обижаемся на него. А наш собеседник не всегда понимает, в чем дело.

Верно, говорят, что «слово лечит» и «слово ранит». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть и оттолкнуть.

Слово соединяет людей, но оно, же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека.

Это только кажется, что грубое слово нечаянно «сорвалось» с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило, знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова.

Берегите здоровье друг друга!

У природы мы - малая часть.

Вы кому-то ответили грубо –

Чью-то жизнь сократили сейчас.

А. Дементьев.

ПРИТЧА:

Сейчас я вам расскажу одну притчу. Вы слушайте ее очень внимательно.

«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни

учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой

необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию...

Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:

- Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.

Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников!

Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера.

Гнев совершенно затмил его разум.

Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:

- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не

стоило оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился»


  • Хорошая притча, не правда ли?

  • Что произошло?

  • О чем она?

  • О какой силе слова говорил Мастер?

- От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоился


ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ:

У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на человека. «Раны излечивает доброе слово и песни», - поговаривали на Руси

Узбекская мудрость гласит : «Рана от сабли заживает, рана от слова – нет ».

  • Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о влиянии слов на человека?

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь»

«Слово не стрела, а сердце насквозь ранит»

«От учтивых слов язык не отсохнет»

«Ласковым словом и камень растопишь»


ЗАДАНИЕ:

Внимание на экран! Перед вами на экране пословицы, ваша задача - продолжить её! Соедините стрелками со второй частью пословицы.

  • 0т учтивых слов язык не отсохнет.

  • Доброму слову и кошка рада.

  • Доброе слово слаще мёда.

  • Как аукнется, так и откликнется.

  • Каков голосок, таков и отголосок.

  • От пустого слова травинка не зеленеет.

  • Пустые речи и слушать неча.

ИСТОРИЯ:

Слово может больно ранить человека. Ребята хочу вам рассказать одну историю.

В провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме, которого в городке недолюбливают за его замкнутый образ жизни.

Так же с неприязнью встречают и новую одноклассницу. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девчонки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за трусливого поступка Димы. Ребята всем классом прогуливают урок, пойдя на кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Лена делает признание, что это она проговорилась, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, ей дают кличку Чучело. Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Правду знают ещё двое, парочка, прятавшаяся под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться.


Надежды, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот участвует в сжигании чучела, изображающего девочку. В итоге Дима всё же берёт вину на себя, но Лена вынуждена покинуть город. Ленин дедушка оставляет свою коллекцию картин в дар городу.

Это кадры из фильма. Одноимённый фильм Автор Железников Виктор, режиссёр Ролан Быков.

(Видеофрагмент из фильма)

  • Как вы думаете, что происходило с девочкой?

Если бы дети вовремя сказали ей добрые слова, простила ли бы их Лена?


Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

  • Ребята, а в нашем классе присутствуют обзывания?

  • А каково человеку, которого обзывают?

Обидные слова в нашем классе 6-в

Дурак/дура / придурок

Дебил/дебилка

ЧМО

ЛОХ

Тупоголовый/тупой/тупая

Коза/козёл

Идиот/идиотка


Мне больно, мальчики… Михайлов Е.

Помню:

с дерева в бору

Я упал однажды летом.

Было больно, но к утру

Я забыл уже об этом.

Помню:

руку в мастерской

Я пилой поранил в школе

Час прошёл или другой,

Я пилил, забыв о боли.

Помню:

с братом как-то раз

Лбами мы в игре столкнулись.

Искры брызнули из глаз…

Боль прошла – мы улыбнулись.


Но обидным словом друг

Рану мне нанёс когда-то,

Стало очень больно вдруг…

Больно и сейчас, ребята.


  • Какое значение имеет слово «боль»? (физическая и душевная)

  • Какая боль оказалась настоящей болью? Душевная

  • Как же сделать так, чтобы не причинить другу душевной боли?



Бранные, а часто и нецензурные слова стали частью нашей жизни. Мы слышим их и на работе, и в транспорте, и в магазине. Нередко такие выражения вылетают из уст «крутых» молодых людей. В их речи уже практически не осталось табу: Грубое поведение наносит тем, кто становится объектом оскорбления, значительный моральный ущерб. Зачастую грубияны не желают, да и не умеют признавать свои ошибки, и находят сотни обвинений в адрес окружающих, чтобы оправдать себя.

  • Прежде всего, попытаемся понять: почему люди обзывают друг друга? хотят обидеть, хотят нагрубить, хотят показать себя сильнее, чем другие

  • Вам, ребята, приятно слышать такие слова?

Ребята, а вы знаете, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.

Уральский ученый Геннадий Чеурин утверждает, что бранная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. И доказать его теорию удалось!

Вместе с коллегами ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода - только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Все это еще раз доказывает плохое воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

Вот, ребята, какую силу имеют плохие и хорошие слова.


ВЫВОД:

Зачастую человек не вдумывается в те слова, которые произносит. Независимо от того, вдумываемся ли мы или нет в смысл слов, которые произносим - они проявляют свою силу. Научившись управлять словом, мы

можем действовать во благо себе и окружающим.

Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам.

Именно Слово лечит раны и сеет добро в сердцах людей


Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти

прекрасные цветы окружающим. - Не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова. Не зря говорят: «Доброе слово, что ясный день».

СОСТАВЛЕНИЯ «Цветка добрых слов». 
На лепестках, которые раздал учитель, учащиеся пишут своё любимое слово и прикрепляют на общее панно, на нём можно нарисовать красивые рисунки. 
Вывод: только красивые добрые чистые слова делают мир чище, прекрасней.