Разработка классного часа
для 5 класса
«Слово лечит, слово ранит»
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В жизни мы часто обижаем друг друга. Говорим обидные слова, придумываем клички. Иногда, даже сами того не замечая, своими словами делаем больно другому человеку. Но часто и сами бываем заложниками такой ситуации, когда слова произнесенные собеседником задевают за живое, а как дать ему понять об этом, не знаем и просто обижаемся на него. А наш собеседник не всегда понимает, в чем дело.
Верно, говорят, что «слово лечит» и «слово ранит». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть и оттолкнуть.
Слово соединяет людей, но оно, же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека.
Это только кажется, что грубое слово нечаянно «сорвалось» с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило, знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова.
Берегите здоровье друг друга!
У природы мы - малая часть.
Вы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили сейчас.
А. Дементьев.
ПРИТЧА:
Сейчас я вам расскажу одну притчу. Вы слушайте ее очень внимательно.
«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни
учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой
необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию...
Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
- Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников!
Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера.
Гнев совершенно затмил его разум.
Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не
стоило оскорблять тебя.
Ученик тут же успокоился»
Хорошая притча, не правда ли?
Что произошло?
О чем она?
О какой силе слова говорил Мастер?
- От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоился
ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ:
У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на человека. «Раны излечивает доброе слово и песни», - поговаривали на Руси
Узбекская мудрость гласит : «Рана от сабли заживает, рана от слова – нет ».
Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о влиянии слов на человека?
«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь»
«Слово не стрела, а сердце насквозь ранит»
«От учтивых слов язык не отсохнет»
«Ласковым словом и камень растопишь»
ЗАДАНИЕ:
Внимание на экран! Перед вами на экране пословицы, ваша задача - продолжить её! Соедините стрелками со второй частью пословицы.
0т учтивых слов язык не отсохнет.
Доброму слову и кошка рада.
Доброе слово слаще мёда.
Как аукнется, так и откликнется.
Каков голосок, таков и отголосок.
От пустого слова травинка не зеленеет.
Пустые речи и слушать неча.
ИСТОРИЯ:
Слово может больно ранить человека. Ребята хочу вам рассказать одну историю.
В провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме, которого в городке недолюбливают за его замкнутый образ жизни.
Так же с неприязнью встречают и новую одноклассницу. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девчонки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за трусливого поступка Димы. Ребята всем классом прогуливают урок, пойдя на кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Лена делает признание, что это она проговорилась, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, ей дают кличку Чучело. Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Правду знают ещё двое, парочка, прятавшаяся под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться.
Надежды, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот участвует в сжигании чучела, изображающего девочку. В итоге Дима всё же берёт вину на себя, но Лена вынуждена покинуть город. Ленин дедушка оставляет свою коллекцию картин в дар городу.
Это кадры из фильма. Одноимённый фильм Автор Железников Виктор, режиссёр Ролан Быков.
(Видеофрагмент из фильма)
Как вы думаете, что происходило с девочкой?
Если бы дети вовремя сказали ей добрые слова, простила ли бы их Лена?
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ребята, а в нашем классе присутствуют обзывания?
А каково человеку, которого обзывают?
Обидные слова в нашем классе 6-в
Дурак/дура / придурок
Дебил/дебилка
ЧМО
ЛОХ
Тупоголовый/тупой/тупая
Коза/козёл
Идиот/идиотка
Мне больно, мальчики… Михайлов Е.
Помню:
с дерева в бору
Я упал однажды летом.
Было больно, но к утру
Я забыл уже об этом.
Помню:
руку в мастерской
Я пилой поранил в школе
Час прошёл или другой,
Я пилил, забыв о боли.
Помню:
с братом как-то раз
Лбами мы в игре столкнулись.
Искры брызнули из глаз…
Боль прошла – мы улыбнулись.
Но обидным словом друг
Рану мне нанёс когда-то,
Стало очень больно вдруг…
Больно и сейчас, ребята.
Какое значение имеет слово «боль»? (физическая и душевная)
Какая боль оказалась настоящей болью? Душевная
Как же сделать так, чтобы не причинить другу душевной боли?
Бранные, а часто и нецензурные слова стали частью нашей жизни. Мы слышим их и на работе, и в транспорте, и в магазине. Нередко такие выражения вылетают из уст «крутых» молодых людей. В их речи уже практически не осталось табу: Грубое поведение наносит тем, кто становится объектом оскорбления, значительный моральный ущерб. Зачастую грубияны не желают, да и не умеют признавать свои ошибки, и находят сотни обвинений в адрес окружающих, чтобы оправдать себя.
Прежде всего, попытаемся понять: почему люди обзывают друг друга? хотят обидеть, хотят нагрубить, хотят показать себя сильнее, чем другие
Вам, ребята, приятно слышать такие слова?
Ребята, а вы знаете, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.
Уральский ученый Геннадий Чеурин утверждает, что бранная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. И доказать его теорию удалось!
Вместе с коллегами ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода - только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Все это еще раз доказывает плохое воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.
Вот, ребята, какую силу имеют плохие и хорошие слова.
ВЫВОД:
Зачастую человек не вдумывается в те слова, которые произносит. Независимо от того, вдумываемся ли мы или нет в смысл слов, которые произносим - они проявляют свою силу. Научившись управлять словом, мы
можем действовать во благо себе и окружающим.
Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам.
Именно Слово лечит раны и сеет добро в сердцах людей
Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти
прекрасные цветы окружающим. - Не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова. Не зря говорят: «Доброе слово, что ясный день».
СОСТАВЛЕНИЯ «Цветка добрых слов».
На лепестках, которые раздал учитель, учащиеся пишут своё любимое слово и прикрепляют на общее панно, на нём можно нарисовать красивые рисунки.
Вывод: только красивые добрые чистые слова делают мир чище, прекрасней.