Классный час «Спеши творить добро». 6 «Б» класс.
Эпиграф: Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,
А тот, кто не умеет делать зла.
В. Ключевский.
Основные понятия:
добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру;
добрая воля — воля к добру (благу);
Оборудование: доска, мел, рабочие листы для учащихся.
Цели и задачи:
1.Развитие представлений учащихся о добре и зле; о добром человеке и добром поступке;
2.Сформировать умение различать их в реальной жизни;
3.Воспитание стремления совершать добрые дела;
4.Развитие опыта самооценки.
Форма проведения: этический диалог
Этапы:
Этап мотивации.
Сегодня, наш первый урок в новом учебном году посвящен теме добра и доброты. А как вы понимаете это слово, что значит быть добрым для каждого из вас? (ученики высказывают свои размышления вслух, после чего мнения суммируются и записываются на доске).
Этап актуализации знаний.
А теперь я попрошу вас выбрать любое высказывание других людей и озвучить его.
ДОБРО –
Это что-то светлое и хорошее, это то, что людей заставляет радоваться;
Это свет и тепло; это то, что побеждает зло;
Это то положительное, что идет от тебя к другим людям;
Это частичка счастья;
Это то, что очень необходимо людям и без чего их жизнь становится хуже;
Это когда все люди живут в мире, когда в душе человека только радость и счастье;
Это когда люди помогают нуждающимся, кормят бездомных собак и кошек, когда теплые мамины руки гладят тебя перед сном;
Цвет у добра оранжевый, белый, сиреневый; а музыка подходит медленная, ласковая, нежная.
ДОБРОТА –
Это счастье, а счастлив ты тогда, когда творишь добро;
Это стремление человека делать добро , это отзывчивость, это любовь к ближнему;
Это бескорыстная помощь людям;
Это бумеранг, который всегда возвращается с удвоенной силой, если дарить его всем;
Это согласие воли с совестью.
Как вы полагаете, ваши представления совпадают, или разнятся с этими суждениями?
(Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют свои позиции).
Основной этап (этап размышления).
1. Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.
Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки
-Почему стрелки направлены в обе стороны?
Вы вод: Добро порождает добро
Притча о доброте и вежливости
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.
Как вы думаете, почему учитель решил взять юношу в ученики?
3. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Как вы бы поступили в данной ситуации?
Ситуация 1.
У вашей одноклассницы тяжело заболела мама. Она сопровождала её в больницу и пропустила несколько дней. На уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя освободить её от контрольной.
Нужно ли выполнить её просьбу, ведь экзамен она будет сдавать наравне со всеми и материал обязана знать?
Каковы ваши действия в данном случае?
Ситуация 2.
Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять.
Как вы поступите?
Ситуация 3.
Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания.
Как вы поступите?
4. Раскрытие понятия ДОБРОТА.
-Какие качества требовали проявления в данных ситуациях?
- Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?
Чуткость, отзывчивость, сочувствие, сострадание, милосердие, бескорыстие, любовь к близким, любовь к Родине, терпимость, великодушие, гуманность.
(записать на доске).
ДОБРО – В ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ – БЛАГО,
ЧТО ЧЕСТНО И ПОЛЕЗНО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ ОТ НАС ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, СЕМЬЯНИНА.
В.ДАЛЬ. )
Давайте еще раз уточним по отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту
(к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).
Вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.
III. Рефлексия.
1. Проведем рефлексию с помощью «Я»-высказываний (у каждого ученика)
Допишите и зачитайте:
-Я сегодня узнал(а), что…
-Я подумал(а) о…
-Я стал(а) более уверен(а) в том, что…
-Я понял(а), что…
-Я испытывал(а) чувства, настроение...
2.Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием:
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда - как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Михайличенко
МОУ Верхнеспасская СОШ
Спеши
творить
добро.
Классный час в 6 «б» классе.
Классный руководитель:
Переверзева В.П.
20011 год.