СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Святые заступники Руси"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство с лучшими людьми Руси разных времен: А. Невским, А.Суворовым, М.Кутузовым, Н. Ушаковым .Воспитывать патриотизм на примере  их жизненных подвигов.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Святые заступники Руси"»

Методическая разработка

Название работы: «Святые заступники Руси», классный час

МОУ Ховринская ООШ Ульяновская область,Вешкаймский района, с.Ховрино, ул. Ленина , 20

Выполнила: Блинова Галина Александровна

Телефон: 8 84 243 58-1-20
















Классный час

СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ   РУСИ  

Исторический поход по местам ратной славы  воинов Отечества от древности до наших дней.

Цель:

Воспитание в учащихся верности боевым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости, пробуждать эмоциональное отношение к жизни.

Задачи:

на примере подвигов Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Фёдора Ушакова и других русских героев воспитывать в детях морально-нравственные качества. вырабатывать в учащихся умение анализировать исторические события; развивать интерес к изучению истории родного государства.

Оформление:

  1. Плакат с надписью:

«Нет больше той любви, чем кто душу свою положит за друзей своих»                                                                   

  1. Плакат с надписью:

«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Земля Русская»

                                                           Александр Невский.

  1. Книжная выставка: «Это нужно – не мертвым!

                                       Это нужно – живым!»

  1. Рисунки детей на тему «Защита Отечества»

  2. Цветы.

Учитель. Ребята, мы сегодня будем говорить, вспоминать тех, кто отстаивал Родину от кочевников, немцев, шведов.

Ведущий 1. Тем, кто защитил страну в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2. Тем, кто шел на смерть в Афганистане и Чечне, кто до конца остался верен воинскому долгу.

Учитель. Сегодня у нас в гостях люди удивительной судьбы, чья молодость совпала со временем великих всенародных испытаний.

( Представление гостей)

Ведущий 2. Мы должны свято чтить память своих предков – если этого не будет, не будет у нас и будущего.

Ведущий 1.                            

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно - не мертвым!

Это нужно - живым!

Учитель. Неугасима память поколений

И тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Объявляется минута молчания. Звучит метроном.

Учитель. Помните!

Через века, через года, -

Помните!

Ведущий 1. Сегодня мы с вами совершим поход в глубины  более чем тысячелетней истории Святой Руси, поход по местам ратной славы ее воинов.

Ведущий 2. Но прежде, чем изучать историю своей страны, давайте подумаем:

Что такое Родина?

С чего она начинается?

(Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»)

 Учитель. Спросите у своих друзей, родных, что такое Родина, и получите разные ответы. И все будут правы. Потому что каждый сам решает, по-своему чувствует, где, как и с чего начинается для него Родина.

 Ведущий 1. Для многих Родина берет начало с отчего дома. Отчий значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество».

        Родина, Отечество – самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека.

 Ведущий 2. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Дело воина-защитника всегда было в почете на Руси.

Учитель.  Силой русского воинства всегда был христолюбивый дух, а залогом побед – глубокая вера наших предков в Торжество Православия. Главным же стержнем нашего военного искусства была, есть и всегда будет Евангельская истина:

Нет больше той любви, чем кто душу свою положит за други своя!

Ведущий 1. А началась череда побед русского оружия, отстаивавшего честь и границы Отечества с Невской битвы.

Ведущий 2.         Вопрос: В каком году произошла Невская битва, и кто возглавлял русских воинов?

Учитель. 15 июля 1240 года – дружина Александра Ярославовича в устье Невы разгромила многочисленное шведское войско.

 Ведущий 1. На ослабленную татаро-монгольским нашествием землю жадно воззрились шведы.

(Звучит хор «Вставайте люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»)

 Ведущий 2. Вместе со своими соратниками князь Александр перед битвой молился в храме Святой Софии. Он испросил благословения на битву у епископа Спиридона, затем обратился к дружине:

-Братья! Не в силе Бог, а в правде!

                     Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!

На том стояла и стоять будет Земля Русская!

Учитель. Шведы с позором бежали из пределов Руси. После этой замечательной победы Александр стал именоваться Невским.

        Ведущий 1. Но недолго праздновала победу дружина.

(Звучит фонограмма Ледового побоища)      

Ведущий 2. Шла в поход большая рать.

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом озеро Чудское.

Ведущий 1. Вопрос. О каком событии идет речь?

Учитель. 5 апреля 1242 года произошло Ледовое побоище на Чудском озере, где войско Александра Невского сокрушило полки немецких псов-рыцарей и не пустило на Русь папскую ересь. Примечательно, что ни сам князь, ни его соратники не дерзали приписывать успехи в сражениях ни своей доблести, ни воинскому искусству, но утверждали, что славные победы одержаны только с помощью Небесных Сил.

 Ведущий 1. Александр не проиграл ни одного сражения.

 Ведущий 2. Он на алтарь Отчизны милой

Себя, как жертву приносил.

Души своей святой порывы

Руси и Богу посвятил.

(Из стихотворения, приложенного к «Житию…»)

 УчительВ 1547 году Александр Невский был канонизирован. День памяти святого Александра Невского Православная Церковь празднует 6 декабря.

 Ведущий 1. 28 января 1722 года Петр I учредил орден, названный в честь Ангела Хранителя Руси святого благоверного великого князя Александра Невского.

Ведущий 2. Знаками его было награждено около 2,5 тысяч человек, в том числе выдающиеся военачальники: генералиссимус А.В. Суворов, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов, адмирал Ф.Ф. Ушаков.


Учитель. Эстафету славы святого воинства Руси, ведомого Александром Невским, понесли дальше полки его праправнука.

Ведущий 1. Не было битвы такой!

И хоть кого спроси, -

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!

Ведущий 2. Вопрос. О каком событии идет речь?

Учитель. 8 сентября 1380 года войско великого князя Дмитрия разгромило полчища Мамая на поле Куликовом (Куликовская Битва).

Ведущий 1. Великий князь Дмитрий перед битвой испросил благословения и напутствия у усердного молитвенника Земли Русской игумена Свято-Троицкой обители Сергия Радонежского.

Ведущий 2. Преподобный Сергий благословил князя на битву; благословил он также и двух иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябу на жестокую сечу.

УчительВ шестом часу две могучие силы сошлись на поле Куликовом. Татары явно имели численный перевес, и потому скалился Батыр Челубей, выезжая на поединок с русским иноком Пересветом, у которого не было ни шелома, ни щита, ни кольчуги, лишь Крест Животворящий на схиме.

Ведущий 1. «Батыру Челубею равных нет,» -

Мамай уверен был в своем любимце…

Но с ним сразился инок Пересвет,

Он знал, за что с поганым будет биться:

За Веру, за свою Святую Русь!

Ведущий 2. Оба богатыря, сразившись копьями на скаку, погибли, но Пересвет не выпал из седла, что было истолковано как добрый знак, и началась сеча…

Учитель«И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный».

Ведущий 1. Ордынцы не выдержали натиска и обернулись в бегство.

Ведущий 2. Эта величайшая в мировой истории битва положила начало освобождению Русской Земли от иноземной власти. По всей Руси воздвигались храмы в честь славной победы.

УчительПервая панихида по павшим героям Куликовской битвы была отслужена в день памяти великомученника Димитрия Солунского (26 октября). С тех пор установлен день поминовения павших за Отечество воинов в первую субботу после 26 октября.

        В Православных Храмах в этот день проходят торжественные службы с особым чином поминовения – «о православных воинах и за всех за веру и Отечество на поле брани убиенных».

Ведущий 1. В честь великой победы князь Дмитрий был назван Донским.

Ведущий 2. В 1988 году князь Дмитрий Иванович Донской был причислен к лику святых. День его поминовения 1 июня.

Ведущий 1. Помните!

О тех, кто уже не придет никогда

Помните!

(Звучит отрывок песни «Куликово поле» в исп. Ж. Бичевской)

УчительТяжелые времена пережила Русь в начале XVII века. С российского престола был свергнут Василий Шуйский. Настал хаос междуцарствия.

Ведущий 1. Смутой не замедлили воспользоваться многочисленные иноземные враги России.

Ведущий 2. Поляками была вероломно захвачена Москва и другие русские земли. Но многие города, крепости и монастыри православные оказались не по зубам горделивой польской шляхте.

Учитель. Не пустили в свои стены захватчиков и насельники Троице – Сергиевой Лавры.

        Именно в этой святой обители Сергия  и было положено начало освобождению Земли Русской в смутную годину.

Ведущий 1. Вопрос. Кто возглавил народное ополчение и в каком году Москва была освобождена от польских интервентов?

Ведущий 2. Во главе исполненных патриотических чувств людей стал простой посадский человек, Козьма Минин. Нашелся на Руси и воитель искусный – достойный вождь народного ополчения. Им стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Учитель: 26 октября 1612 года – Москва праздновала освобождение от польских интервентов.

Ведущий 1. Потерпев сокрушительное поражение в Москве, поляки и литовцы вымещали свою злобу на небольших городах и посадах.

Ведущий 2. Приходили поляки и в Костромские земли, где искали будущего государя Михаила Романова. Они пытались склонить к предательству крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина.

УчительИван Сусанин намеренно завел поляков в непроходимое болото. Поняв это, поляки убили Сусанина, но не сумели найти обратную дорогу и погибли в том же болоте.

Ведущий 1. Через 200 лет после событий смутного времени на Красной площади в Москве был поставлен памятник «Минину и Пожарскому» (1804-1818г.).

Ведущий 2. Только нас в суете не забудьте,

Не предайте погибших за вас,

Милосердны и счастливы будьте

И молитесь почаще за нас.


Учитель. В XVIII веке Россия уже была великой империей. Государству требовалась большая, хорошо оснащенная, обученная военному искусству, а самое важное, крепкая моральным духом армия.

Ведущий 1. Русское воинство держалось двумя силами: железной дисциплиной да верой. Вера давала ему возможность воевать не за страх, а за совесть.

        Содержание же этой солдатской веры известно, оно в трех словах:

«За веру, царя и Отечество!»

Ведущий 2. Вопрос. Перед одной из битв Петр Великий, обращаясь к своим воинам, сказал: «Вы воюете не за Петра, а за государство, ему вверенное, за Отечество… А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии». Что это была за битва?


Учитель. 27 июня 1709 года – победа русских войск под Полтавой.

Ведущий 1. Полтавская битва явилась генеральным сражением Северной войны. В ходе ее русские войска выдержали натиск армии шведского короля Карла XII, опрокинули противника и обратили в бегство.        

Ведущий 2. Помните! О тех,

Кто уже не придет никогда,

Помните!

Учитель . Многовековые традиции тесного единения воинства и Православной Церкви не ослабевали и в XVIII веке. В государстве был учрежден корпус военных священников. Каждый полк имел свою походную церковь и чудотворную икону-заступницу.

        Ведущий 1. Имена святых, чтимых на Руси, носили и боевые ордена: святого апостола Андрея Первозванного, святого равноапостольного князя Владимира, святого Александра Невского, святого великомученика Георгия Победоносца.

        Ведущий 2. На полковых знаменах изображались Крест Господень, царская корона и двуглавый орел. А русские военные моряки шли в бой под Андреевским флагом.

Ведущий 1.  Вопрос. Кем был учрежден Андреевский флаг?

Ведущий 2. Петром I в 1699 году. Это кормовой флаг российского Военно-Морского Флота. Он белого цвета с диагональным, голубым крестом Андрея Первозванного, отсюда и название Андреевский.

Учитель . Священным ритуалом для воина было принятие присяги. Солдат произносил ее торжественные слова, держа правую руку над лежащим перед ним  Крестом и Евангелием, а по прочтении целовал эти святыни. И величайшим грехом пред Богом и людьми считалось нарушение присяги.

Чтец. В час испытаний

Поклонись Отчизне

По-русски,

В ноги,

И скажи ей:

«Мать!

Ты жизнь моя!

С тобою – жить,

С тобою – умирать!»

Люби ее,

Клянись, как наши деды,

Горой стоять

За жизнь ее и честь.

Чтобы сказать

В желанный час победы:

«И моего

Тут капля меда есть!»


Ведущий 1. Вопрос. Этот человек, родившись хилым и болезненным, с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Десять лет он прослужил простым солдатом, а закончил службу генералиссимусом (высшее звание в русской армии). Назовите его имя.  

Учитель. Александр Васильевич Суворов.

        Нареченный Александром в честь святого Александра Невского мальчик уже с ранних лет имел мужественный дух будущего воина. Он закалил свое тело ледяной водой, укрепляя его физическими упражнениями, а душу сверял от юности со словом Божиим.

Ведущий 1. Генералиссимус Суворов провел 60 крупных сражений и одержал 60 исторических побед. Самые блестящие из них: 11 декабря 1790 года – взятие войсками А.В. Суворова крепости Измаил.

15 августа 1799 года – разгром войсками А.В. Суворова французской армии в битве при Нови (Пьемонт, Северная Италия).

Ведущий 2. Но я скажу, что на одну победу было больше. Это была самая убедительная победа – победа над собственной слабостью.

Учитель«Я хочу служить, пока я жив!» - в этой фразе весь Суворов, беззаветно преданный Отечеству.


Ведущий 1.Вопрос. В то время как А.В. Суворов одерживал блестящие победы на суше, на море великий флотоводец в веках прославил силу русского оружия. Назовите имя этого флотоводца.

Учитель. Федор Федорович Ушаков.

Ведущий 2. Так же как и Суворов, Ушаков чины свои добывал в сражениях. Всю свою душу, силу, волю и знания Федор Федорович отдавал делу служения родному Отечеству, а в миру вел монашескую жизнь.

УчительУшаков одержал целый ряд побед над турецким флотом, причем во всех морских сражениях не потерял ни одного корабля, минимальными были потери и среди людей.

Воины под его командованием палили по врагу из орудий так: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Огонь!»

Ведущий 1. Пример служения Родине флотоводец являл для многих поколений русских моряков. И не случайно одними из самых дорогих наград для моряков – фронтовиков были учрежденные 3 марта 1944 года орден и медаль Ушакова.

Ведущий 2. 30 ноября 2000 года Федор Федорович Ушаков был причислен к лику святых.

Учитель. Помните!

Пока сердца стучатся –

Помните!

(Звучит музыка 1812 года)


Ведущий 1. Ну, был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи…

Вам не видать таких сражений!

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Учитель. Вопрос. О каком событии идет речь? Как звали русского полководца?

26 августа 1812 года – Бородинская битва.

Михаил Илларионович Кутузов.

Ведущий 2. Это имя золотыми буквами вписано в историю России и ее христолюбивого воинства. Оно было знамением побед русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

УчительОтечественная война 1812 года подняла самосознание русского народа, его патриотизм, укрепила веру в свои силы.

Ведущий 1. Как и во времена Александра Невского, православное воинство от фельдмаршала до рядового гренадера успехи в боевых делах всегда приписывало милости Божией. Император Александр Благословенный на медалях в память Отечественной войны повелел выбить знаменательные слова:

«Не нам, не нам, а имени Твоему!»

Ведущий 2. А 25 декабря 1812 года был опубликован императорский манифест о создании в Москве Храма во имя Христа Спасителя.

УчительСледующая героическая страничка нашей истории. Год 1854–й.

Ведущий 1. …Одиннадцать месяцев длилась резня,

И одиннадцать месяцев целых

Чудотворная крепость, Россию храня,

Хоронила сынов ее смелых.


Учитель. Вопрос. О каком событии идет речь?

Сентябрь 1854 года – август 1855 года – героическая оборона Севастополя.

УчительАдмиралы Павел Степанович Нахимов, Владимир Алексеевич Корнилов, Владимир Иванович Истомин – эти имена навечно вписаны в историю Государства Российского.

Ведущий 2. Героическая оборона Севастополя, мужество ее защитников явили пример несгибаемости русского воинского духа.

УчительВ нашем историческом походе мы приближаемся к  XX веку. И с большим сожалением наблюдаем, что у части наших соотечественников под влиянием западных ветров начал угасать свет народной веры православной, стал распространяться атеизм.


Ведущий 1. 27 января 1905 года началась Русско–японская война.  

По-воровски, ночью японский флот вероломно напал на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура.

Ведущий 2. Героическая гибель русских кораблей на все века прославила мужество наших воинов-моряков.

(Звучи последний куплет песни «Андреевский флаг» в исп.В. Цыгановой)

УчительКрейсеры «Варяг» и «Рюрик», броненосцы «Дмитрий Донской» и «Петропавловск», миноносец «Стерегущий», канонерская лодка «Кореец» - имена этих русских боевых кораблей стали легендарными в Российском флоте.

Ведущий 1. Чтобы увековечить память героев русско-японской войны в Санкт-Петербурге был построен Храм «Спаса на водах».

Ведущий 2. С началом  XX  века неизмеримо возросла разрушительная и губительная сила оружия. А это требовало еще большего мужества и самоотвержения от солдата, матроса, офицера. И русско-японская война   показала, что сила духа христолюбивого  воинства осталась на прежних рубежах.

Учитель. Двадцатый век…Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла,

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова  крыла.        

Ведущий 1. На почве безверия, малодушия и безнравственности совершается распад государства. В таком состоянии подошла Россия к 1914 году, когда 19 июля Германия объявила России войну.

Ведущий 2. В начале войны большую часть армии составляли кадровые полки, где высок был патриотический, православный дух.

(Звучит первый куплет песни «Золотые погоны» в исп.В. Цыгановой)

Учитель . И все же в армии стремительно падал боевой дух.

Близилась революция. 

       

Ведущий 1. Октябрьская революция 1917 года расколола народ на два лагеря, поделила всех на красных и белых. В России началась самая страшная из войн – война гражданская, когда брат с оружием в руках идет на брата, отец – на сына.

Ведущий 2. Гражданская война сопровождалась страшной жестокостью. Десятки тысяч людей были казнены только за сочувствие красным или белым.

(Звучит куплет песни «Родина моя» в исп.И. Талькова)

Учитель  . Гражданская война стала позором для России, ее каиновой печатью. Святейший Патриарх категорически отказался от поддержки, как белых, так и красных, справедливо считая братоубийственную войну – смертным грехом.

Ведущий 1. …Таков удел твой, Русь Святая, -

Величье кровью покупать;

На грудах пепла вырастая,

Не в первый раз тебе стоять

                                                                   Иван Никитин.

Ведущий 2. А на страну надвигалась новая беда.

(Звучит первый куплет песни «Священная война» в исп. ученицы)

(Звучит набат)

  Учитель: Гудел набат…

Однако дед-звонарь

Не на заутреню звал старушек.                                        

Он медным голосом

Мужчин будил, как встарь,

Набатом призывая их к оружию.

                                             М.П. Булушев. Набат.

(Звучит фонограмма песни «Священная война»)

Ведущий 2. Русская Православная Церковь первой обратилась к народу великой страны в час тяжкого испытания.

 Ведущий 1. «… Наши предки не пали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и Верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы, православные, родные им по плоти и по вере».

УчительНачалась нещадная битва добра и зла, света и тьмы.

 Чтец. Они накинулись неистово,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя.

Но есть душа – она все вытерпит,

И есть земля – она одна,

Большая, добрая, сердитая, как кровь,

тепла и солона.                                                                                      Илья Эренбург.

Ведущий 1. Правительство понимало, что большинство русских людей черпают силы для борьбы с врагом в святой вере. За годы войны было открыто более 20 тысяч православных храмов.

Ведущий 2. По инициативе маршала Бориса Михайловича Шапошникова, не скрывавшего своих православных убеждений, в 1942 году наряду с орденами  Суворова и Кутузова был учрежден и орден Александра Невского.

 УчительИзвестно, что выдающийся полководец всех времен и народов Георгий Константинович Жуков  по фронтам возил за собой Казанскую икону Божьей Матери. А начало сражений благословлял: «Ну, с Богом!»

 Ведущий 1. Полон скорбей и людского горя, полон и величия человеческого духа этот отрезок времени.

(Звучит фонограмма песни «Журавли»)


Учитель. Запомните, этот город – Ленинград!

                  Запомните, эти люди – ленинградцы!

         Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма…блокада.

 Чтец.                                     Но в то, что умер город наш, -

                                                Не верьте!

                                                Нас не согнут

                                                Отчаянье и страх…

                                                Мы знаем

                                               От людей сраженных смертью,

                                               Что означает:

                                               «Смертию

                                                                  смерть

                                                                                  поправ!»

                                                        Ю.П. Воронов. 1941-1942 г.

                                 (Из письма на Большую землю)

 Ведущий 2. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.

(Звучит фонограмма песни «На безымянной высоте»)

Учитель Москва.

        Чтец. Держась, как за личное счастье,

За каждую пядь земли, -

Мы под Москвой встали насмерть,

В грунт промерзлый вросли.

                                    П. Железнов. На подступах к Москве.

УчительЗнаменательными стали слова политрука Клочкова:

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»

   Ведущий 1. Москва!До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона идет через наши сердца!

                                                        А. Прокофьев. Москва.

(Звучит фонограмма песни «Здесь птицы не поют…»)

  Учитель. Сталинград…

Чтец: Наш солдат шел в бессмертие!

      Не быть рабыней Отчизне,

И нам рабами не жить!

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить!

Отсюда наше бесстрашие

Начало свое берет.

Священна ненависть наша,

Расплаты близок черед!

Нет краше, страна родная,

Счастье – тебе служить.

Идем мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

                    Ев. Березницкий. Погиб на фронте под Ельней.

Ведущий 1. 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. Немцы кричали, что попали в ад.

Ведущий 2. Мир в изумлении увидел, что хрупкое человеческое тело с мужеством и верой в сердце, способно выдержать то, перед чем крошились сталь и гранит.

(Звучит фонограмма песни «День Победы»)

Учитель9 мая 2020 года в 75-й раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

За годы Великой Отечественной войны погибло 27 миллионов наших соотечественников.

Ведущий 1. Памяти павших, будьте достойны!

Вечно достойны!

Чтец. Чтоб стать мужчиной,

мало им родиться,

Чтоб стать железом,

мало быть рудой.

Ты должен переплавиться,

Разбиться.

И как руда, пожертвовать собой.

Готовность к смерти тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому в веках живут они!

                           М. Львов.Чтоб стать мужчиной. 1942 г.

                                                                           

(Звучит песня «Монолог пилота «Черного тюльпана» в исп. А. Розенбаума)

(Звучит песня «Афганистан» в исп. Ученика под гитару).

УчительПо всей стране растеклась нерукотворная река «Мамкина слеза».

Ведущий 1. Но матери, простые русские матери, у могил своих, может быть единственных сыновей, говорили: «Тяжело, что погиб, но хуже было бы знать, что он оказался предателем, трусом».

Ведущий 2. И вновь мы видим вечную доблесть русских воинов в Афганистане на незнаменитой ныне войне, выполнявших завет Христов «положить душу свою за други своя».

Учитель. И они гибли. За друга и за Родину, за мать и отца, жену и детей. Как ни в одном государстве земли. Потому что не сомневались, что их спасут в любом случае. Живого или мертвого – это вторично, но их спасут, даже если за это ляжет весь полк. Просто так устроена душа нашего солдата.

«Оставят 99 овец, чтобы найти одну, и радоваться ей будут больше, чем тем 99-ти…»

Ведущий 1. В республике Афганистан погибло и умерло от ран 14 тысяч человек, среди них и наш земляк, уроженец р.п. Вешкайма Евгений Володин – погиб в возрасте 19 лет.

Ведущий 2. Помните!

Какой ценой завоевано счастье –

Помните!

(Звучит куплет  песни «Помяните меня»)


Ведущий 1. Закончилась война в Афганистане. Теперь Чечня.

 УчительКазалось, что время мучеников за веру прошло. Но православное воинство и сегодня доказывает:

Подвиг русского духа нетленный!

Ведущий 1. Мы должны знать о христианских мучениках чеченского плена – об убиенном протоиерее Анатолии, о трех юных солдатах, распятых в Великую Пятницу в 1996 году, о старшем лейтенанте Сергее Никифорове, который отказался столкнуть в яму с крысами-людоедами тела своих солдат и с криком: «Матерь Божия, спаси!», упал вместе с полевым командиром «духов» в яму. Через 4 часа наши ребята достали тело нетронутого русского православного воина Сергия. От полевого командира не осталось даже камуфляжа, а тело русского новомученика крысы не тронули…Таких подвигов было много…

Ведущий 2. Евгений Родионов принял смерть за Христа 23 мая 1996 года в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет.

УчительУ Жени была возможность остаться в живых. Для этого надо было снять нательный крестик и назвать себя мусульманином.

Ведущий 1. А что было с теми, кто снял свои крестики? Враг никогда не успокоится, пока не завладеет человеком до конца. Им приказывали расстреливать своих же пленных, если хотят сохранить жизнь.

Ведущий 2. Евгений Родионов не предал ни мать, ни Родину, ни Веру!

(Звучит последний куплет песни «Мент» в исп. группы Любэ)

 Ведущий 1. К марту 2000 года потери объединенной группировки федеральных войск в Чечне убитыми и ранеными составили 5 000 человек.        

Ведущий 2. Северный Кавказ до сих пор остается кровоточащей раной на теле Российского государства.

Учитель .                               Помните!

Ведущий 1.                         Детям своим расскажите о них,

                                                         Чтобы  запомнили!

Ведущий 2.                         Детям детей

                                                         Расскажите о них,

                                                         Чтобы тоже запомнили!

УчительГерои Афгана и Чечни – люди в большинстве своем невоцерковленные, не читавшие Евангелие. Они страдали и умирали, исполняя Евангелие, даже не сознавая того! Они показали делом, что Евангелие написано в сердце русского человека.

Чтец. «Отец, расскажи о прошедшей войне, -

Просил я, играя погоном. –

Как ты по Берлину скакал на коне

С казачьим  лихим эскадроном».

Достав из кармана расшитый кисет,

Цигарку свернув очень скоро,

Отец обстоятельный дал мне ответ,

Как бился с фашистскою сворой,

Как фрицы убили лихого коня,

Как шел сквозь военные грозы…

И долго стояли в глазах у меня

Скупые отцовские слезы.

«Отец, расскажи о прошедшей войне, -

Просил меня сын мой однажды, -

Тебя из Афгана везли на броне,

Представлен ты к ордену дважды».

Достав из платочка осколки гранат,

Где я их храню постоянно,

Я сыну сказал, что есть город Герат –

Жемчужина Афганистана.

И там, защищая афганский народ,

Мы с «духами» насмерть сражались…

Мы с ним помянули погибший мой взвод,

И крепко друг к другу прижались.

«Отец, расскажи о прошедшей войне, -

Мой внук обращается к сыну, -

Ведь ты воевал в этой самой Чечне,

Бандит расстрелял тебя в спину».

И сын мой поведал сынку своему,

Как пал, прикрывая солдата,

 Как смерть обмануть помогали ему

Врачи полевого санбата.

Как вынес его с поля боя комбат,

И силы спасли молодые…

Три женщины, слушая,

Молча сидят,

Все три почему-то седые…

        Ведущий 1. Современная Российская Армия – плоть от плоти армий России всех времен, всех ее побед, всех слав, всех жертвенных страданий и святости.

(Звучит музыка)

     ! Чтец. И снова воинская честь,

Как птица Феникс возродится,

Мы будем Родиной гордиться.

Вечерним звоном над столицей

Уже поет благая весть.

Герои есть!..

2 Чтец.      Нам  рассказывали в школе,

И в кино я видел сам,

Как дрались на Халкин-Голе

И у озера Хасан.

Как Отчизна отражала

Сотни вражеских атак,

Как земля вокруг дрожала,

Как бежал разбитый враг.

Не сомневаюсь ни минуты,

Солдатом буду на посту.

Но…непонятно: почему-то

Я очень медленно расту.

3 Чтец. Я хочу, как брат мой старший,

Стать защитником страны,

День и ночь Отчизну нашу

Охраняя от войны!

Ведущий 1. Дорогие мальчишки! Вы будущая слава России, ее оплот и надежда! Пусть всегда вашу жизнь согревает честь и свет русского имени!

Ведущий 2. Дорогие ветераны! Судьба нашей Родины в надежных руках ваших сыновей и внуков. И никогда не кончится Россия, потому что есть у нас защитники Отечества!

УчительСлово предоставляется нашим гостям…


УчительВот мы и завершили этот, надеюсь, душеполезный поход в глубь славной истории святого воинства Руси. И хорошо, если каждый из участников этого путешествия, открыв доселе незнакомые ему события прошлого, почувствует себя продолжателем великих подвигов наших предков.

Сегодня нам, как и на протяжении всей истории родной Руси, нужны крепость духа, сила воли и твердая православная вера, чтобы отстаивать интересы Отчизны. И эти качества следует воспитывать в себе с детских лет.

(Звучит песня «Колокола»)

Литература.

  1. Гребенников Г.А. Заступники Руси Святой. - М.: Благо, 2014.

  2. Жукова М.Г. Маршал Жуков – мой отец. – М.: Сретенский монастырь, 2004.

  3. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996.

  4. Воспитание школьников. – 2002. - № 10. – с.57.

  5. Воспитание школьников. – 2004. - № 3. – с. 66.

  6. Читаем. Учимся. Играем. – 2001. - № 8. – с. 4-8.

  7. Читаем. Учимся. Играем. – 2014. - № 1. –с.4-14.

  8. Читаем. Учимся. Играем. – 2016. - № 11. – с. 8-11.

  9. Рыцарский турнир. – Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!