СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Святые заступники Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие поможет формировать у учащихся духовно - нравственные ценности, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране и её историческим корням и национальным традициям.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Святые заступники Руси"»

Классный час на тему «Святые заступники Руси» В.М.Васнецов «Три богатыря»


Цель: формировать у учащихся духовно – нравственные ценности, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.

Задачи: Рассказать детям о Святой Руси, о святых заступниках Руси.

Обратить внимание учащихся на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом.

Воспитывать у детей любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину и её сынов, стоящих на страже Руси.

Оборудование: картина В.М.Васнецова «Три богатыря», презентация, проектор



Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Учитель: Здравствуйте, ребятушки –

Хлопчики да девчатушки!

Совершим сегодня путешествие.

Ох, нескучным будет наше шествие.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?


Ученики: Россия!


Ученик: О ней все знают,

Любят, уважают,

А солдат на посту

Бережёт, охраняет.

Кто она, все знают? (Родина)

2. Основная часть.

Учитель: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях. В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

-Кто такие богатыри?

-Назовите имена богатырей, которых вы знаете?

-С кем воевали богатыри и за что?

-Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Прослушивание аудиозаписи былины «Застава» (отрывок).

За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. У каждого народа есть свои славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передаётся из поколения в поколение. Величайшая слава и гордость России – её люди. Защищая свою Родину, русский человек защищал при этом свою православную веру.

3. Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Учитель: Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Ученик: Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» - одна из лучших картин в русской живописи. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет. Все эти годы художник копил материал для картины: изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

Учитель: Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (Ответы детей.)

-Чем они отличаются? (Ответы детей.)

-Чем отличаются их кони? (Ответы детей.)

-Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию" Александра Порфирьевича Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.

Звучит отрывок записи "Богатырской симфонии" А. Бородина.

-Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (Готовность защищать Родину от врагов.)

-Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря.)

-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец.)

-Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.)

-Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица.

-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

-Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена, наготове держит свой меч.

-Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович.) Он самый молодой из этих богатырей.  Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью.)

-Справа самый юный витязь – Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела.

-Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.

-Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)

-Главным другом богатырей был конь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)

-Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)

-Зачем кольчуга нужна богатырям? 1 ученик рассказывает о кольчуге.

(Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

-Что надето на головы богатырей? 1 ученик рассказывает о шлеме.

(Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.)

-Какие ещё доспехи имеются у богатырей? 1 ученик рассказывает о доспехах.

(Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну.)

-А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.

1 ученик рассказывает о пейзаже. (Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей. Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.)

Учитель: Сам Васнецов говорил о картине: "Картина моя - Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

Вот какая замечательная картина. В этой картине всё подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа.

4. Закрепление.

Учитель: А сейчас хотела бы проверить ваши знания, которые вы приобрели на занятии и провести небольшую викторину (устно).

  1. Что, ребята, вы узнали о святых защитниках Руси?

  2. Назовите богатырей, которые изображены на картине

  3. Что их объединяет?

  4. Что такое кольчуга?

  5. Что можно отнести к доспехам воинов?

  6. Кто является главным другом воинов?

  7. Почему художник рядом с воинами изобразил маленьких деревьев?

  8. Какова главная мысль картины?

Учитель: А другой неизвестный художник изобразил одного из богатырей и допустил ошибки. Найдите их. ( Слайд с рисунком богатыря в современных одеяниях)

5. Итог классного часа

Сегодня мы прикоснулись к страницам истории нашей Родины, узнали о достойных воинах, стоящих на страже страны. На примерах этих святых людей мы учимся с любовью относиться к своей Родине.

Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недугов, объединилась и стала сильной и богатой. Классный час подошёл к концу. Я думаю, что вы так же будете любить Родину, как любили её преданные Илья Муромец, Олег Попович, Добрыня Никитич. Закончить хочется стихами

Вовеки славься Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!