Классный час
Тема:»Цветы»
Цель: раскрытие душевных качеств детей.
Задачи:
Показать, какую роль играют цветы в жизни человека.
Развивать эстетические чувства детей, учить понимать красоту.
Воспитывать любовь к цветам, доброту, дать понятие красоты души.
Оборудование.
Слайд – программа. Серия слайдов с изображением различных цветов.
Ход урока
Цветы в жизни человека.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вступительное слово.
- Здравствуйте, дорогие друзья. Я хочу вас спросить: что же является в мире самым замечательным?
- Эти создания природы никого не оставляют равнодушными.
- Их дарят друг другу по любому поводу. (Ответы детей)
- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом прекрасном, нежном и красивом, что есть на земле – о цветах. Тема сегодняшнего занятия: Цветы в жизни человека. Они дарят нам радость, красоту и свою нежность. «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получает блаженство»
Загадки про цветы
Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую...
Анютины глазки
Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу.
Астры
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Василек
На воде растёт цветок -
Одет в нежно-розовый лепесток.
Водяная лилия
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...
Гвоздиками
На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные.
Георгин
На шесте - флаги,
Под шестом - шпаги.
Гладиолус
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Ирис
На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные.
Кактус
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Колокольчик
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
Ландыш
Вася в класс принес цветы
Небывалой красоты.
Лепестки как из пластмассы
У цветов Василия.
Дайте поскорее вазу,
Он поставит ...
Лилии
Голова на ножке, в голове горошки.
Мак
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках ...
Мимоза
Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом.
Незабудка
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ...
Одуванчик
Был скован ознобом
И спал под сугробом.
Весной раскустился,
К лету распустился,
Стал белым, как невеста,
И красным, прелестным.
Пион
Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.
И первым появляется
В проталине ...
Подснежник
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
Подсолнух
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка ...
Роза
Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Ромашка
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается ...
Сирень
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
Тюльпан
На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам
смекалка -
Все зовут цветок ...
Фиалка
Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду ...
Шиповник
Стихи о цветах
Одуванчик
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Ромашки
Ромашки
- Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
- Не секрет, -
ответили ромашки, -
Нас носило солнышко
В кармашке!
Гвоздика
Гвоздика
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
"До утра! До новой встречи!" -
И погаснет огонек.
Колокольчик
Колокольчик
О чём колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра
И слышат цветы -
Просыпаться пора.
Кувшинки
Кувшинки
Солнце заснуло,
Заснули кувшинки.
Тихо баюкают их
Камышинки.
Утром,
Лишь солнечный лучик
Прольется,
Тотчас кувшинка
Послушно проснется.
Подснежники
Подснежники
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.
Незабудки
Незабудки
У собачьей старой будки
Распустились незабудки.
Наш пушистый рыжий пес
В незабудки тычет нос:
"Сколько жить на свете буду –
Незабудки не забуду!"
Жёлтые ирисы
Жёлтые ирисы
Ирисы есть садовые,
Ирисы есть лиловые —
Эти растут в почёте.
А жёлтые ирисы выросли
В диком местечке,
в сырости,
Только что не в болоте!
Встречишь нежданно-негаданно
Прелесть такую в глуши,
И ничего-то не надо нам:
Стой.
Гляди.
Не дыши.
Фиалка
Фиалка
Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.
Ландыши
Ландыши
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы,
и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим — я и ты?
Лютик
Лютик
Звать его нам нечего
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот —
Солнцем налитой
Лютик золотой.
Маргаритки
Маргаритки
Маргаритки в саду расцвели.
Очень низко – у самой земли.
Будто бросили коврик у ног.
Но ступить на него я не смог.
Пион
Пион
Пион расцвел на грядке
И удивил красою,
Он весь покрыт росою -
На нас глядит украдкой.
Нарциссы
Нарциссы
В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.
И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!
Тюльпан
Тюльпан
Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.
Подсолнух
Подсолнух
Днём подсолнух в огороде
Улыбается погоде.
По орбите круговой
Вертит рыжей головой.
-Я, - хвалился он пырею,-
Вместе с Солнцем землю грею!
Мать-и-мачеха
Мать-и-мачеха
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках –
Круглые комочки.
Мак
Мак
Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.
Кактус
Кактус
Я вас прошу:
Позавидуйте мне –
Кактус расцвел
У меня на окне.
Яркий цветок,
Словно
Солнечный
Лучик.
Храбро горит
Между острых колючек.
Герань
Герань
На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили мылыши.
Роза
Роза
На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч…
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!Викторина тема»Цветы»
1. Как называется японское искусство составления букетов? (Икебана)
2. Из какого цветка был сделан яд, который попросила Джульетта у отца Лоренцо? (Из лютика)
3. Как в русском народе называют цветы лютика? (Куриная слепота)
4. В окружении каких цветов изображают бога Сна — Морфея? (Мак)
5. От какого красного цветка приходил в ужас тигр Шерхан в сказке Редьярда Киплинга «Маугли»? (Огонь)
6. В гербе какого государства есть цветок хризантемы? (Япония)
7. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
8.. В каком цветке изображается у египтян бог Озирис? (Лотос)
9. Какой цветок является символом Шотландии? (Чертополох)
10. Какой цветок в старину на Руси называли «одо- лень-трава»? (Кувшинку)
11. Когда, по народным приметам, на Руси расцветает цветок папоротника? (В ночь на Ивана Купалу, на седьмое июля)
12. Праздник какого цветка каждый год отмечают в феврале во французском городе Канны? (Мимоза)
13. Какой писатель в своей сказке заставил цвести подснежники в феврале? (Самуил Яковлевич Маршак, сказка «Двенадцать месяцев»)
14. В каком балете Петра Ильича Чайковского цветы танцуют вальс? («Щелкунчик»)
15. Название какого цветка с греческого языка переводится «звезда»? (Астра)
16 Название какого цветка происходит от латинского слова «меч»? (Гладиолус)
17. Свое название этот распространенный цветок получил в восемнадцатом веке от латинского слова «журавль». Что же это за цветок? (Герань)
Из истории цветов
1)АСТРА - ЗВЕЗДА ОСЕННЕГО САДА
Aster - астра на языке древних римлян значит "звезда". В сумерки, когда колышется в небе тонкий и острый свет ярких созвездий, астра словно посылает с земли привет своим далеким сестрам, так на нее похожим.
В начале 17в. одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить различные, новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: "Астер!", что значит по - гречески "звезда". С тех пор этот цветок и стали называть астрой.
2) «Слезы Богородицы» (о ландышах).
Тихо рыдала Пресвятая Богородица, стоя у креста распятого Сына. Горючие слезы ее капали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши. Что может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фарфора колокольчиков на длинном стебельке и пара зеленых листьев – вот и все. Эти прелестные белые колокольчики соединили в себе чистоту и святость слез Пресвятой Богородицы. Аромат его освежает и исцеляет душу. А когда беленькие цветочки ландыша опали, на месте их, из самого сердца, вылились огненно-красные капли слез Богородицы.
3) Лотос.
Цветок лотоса служит символом чистоты духа, возвысившегося над миром, так как он сохраняет свой незапятнанно чистый цветок, появляясь из илистой воды.
Гейне говорит о лотосе:
Опустясь головкой сонной
Под огнем дневных лучей,
Ждет мерцающих ночей,
И лишь только выплывает
В небо красная луна,
Он головку поднимает,
Пробуждаяся от сна.
На листах душистых блещет
Чистых слез его роса,
И любовно он трепещет,
Грустно глядя в небеса...
Лотос в Египте был посвящен богу солнца Озирису. Озирис изображался с цветком лотоса на голове. И египетские фараоны в знак своего божественного происхождения надевали на голову эти цветы, и сама эмблема их власти — царский скипетр — изображалась в виде цветка лотоса со стеблем. Лотос изображался, то в бутоне, то распустившимся, и на государственной монете! Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. В государственном гербе Египта красовались пять цветов лотоса.
4) Незабудки.
О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память.
Еще одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.
Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твое имя будет незабудка".
5) Анютины глазки.
По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.
Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.
В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.
6) Подснежник.
В Европе подснежник - символ надежды. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев подснежник - снегосверлитель. Чехи зовут его снежинкой, а немцы — снежным колокольчиком. Болгары растению, которое бросает вызов зиме, дали прозвище «задира».
Легенда говорит, что однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде и укроет его от холода.
По русской легенде однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило бесстрашный цветок, согрело землю и открыло дорогу Весне.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед –
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
- Какой цветок вам нравится больше всего? И за что?
IV. Беседа о цветах.
- Что испытываете вы, когда смотрите на цветы?
- Назовите разные эпитеты к слову цветы.
Яркие
Душистые прекрасные
Красивые светолюбивые
Нежные ароматные
Чудесные любимые
волшебные великолепные
- Какие цветы и к каким из этих эпитетов соответствуют больше всего?
- Могут ли быть цветы некрасивые?
- Что дарят нам цветы?
- У меня на доске написаны качества души человека. Перечислите, пожалуйста, те качества, которым учат нас цветы?
Чему нас учат цветы?
- Цветы приносят людям не только радость и красоту. Цветы приносят человеку счастье. Любовь к цветам одно из самых лучших человеческих качеств.
- Как вы думаете, что в человеке больше всего похоже на цветок? (душа). Объясните свой ответ. Душу человека сравнивают с цветком. Душа человека – это тот же цветок, тянущейся к свету и теплу.
- Что происходит с цветком, если за ним не ухаживать?
- Что, происходит с душой человека, если за ней не ухаживать?
- Как вы понимаете слова «ухаживать за душой»? (Стремиться делать только то, что доставит радость и счастье людям, совершенствовать свои духовные качества, стараться осознать свою цель и предназначение)
«Любовь друг к другу, стремление сделать счастливыми других людей, умение дарить радость – вот необходимые условия для счастливой жизни любого человека»
-Что нужно делать для того, чтобы быть счастливым? (любить)
- У растений тоже есть душа, своя живая и неповторимая жизнь.
- А еще у цветов есть язык, с которым они с нами общаются.
- Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы понять язык цветов и разговаривать с ними?
- Поэты, писатели, художники, композиторы хорошо знали этот язык и написали много прекрасных произведений, которые посвятили цветам, природе.
V. Слайд- программа репродукций картин художников под музыку Чайковского «Бал цветов»
- Глядя на эти репродукции, мы как - будто бы оказываемся на волшебном лугу солнечным, летним днем Мартирос Сарьян.
Г.Флегель «Натюрморт с цветами и кактусами»
Г. Флегель «Натюрморт с цветами и закуской»
Ван Гог «Ирисы»
Ван Гог «Подсолнухи»
Александр Куприн «Настурции»
А. Куприн «Натюрморт. Искусственные цветы и фрукты на желтом фоне.
А. Куприн «Цветы на фоне набойки»
Мартирос Сарьян «Осенние цветы и фрукты»
М. Сарьян «Цветы».
- Как вы думаете, знали ли художники язык цветов?
- Как вы думаете, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы понять язык цветов и разговаривать с ними? (постараться быть трудолюбивыми и ответственными, и никогда не забывать ухаживать за своими растениями)
VI. Беседа. Обобщение.
- Как вы думаете, какою бы стала жизнь на земле, если бы не было цветов?
- Какую роль они играют в жизни человека, насекомых, природы?
Все луговые цветы, полевые, лесные, многие садовые имеют очень приятный запах.
Запах цветов имеет огромное значение в природе. Ученые наблюдали за цветением трав, цветов и поведением насекомых.
У каждого насекомого (бабочки, жучка, пчелы, шмеля) есть свои цветы, которые они отличают по запаху.
По запаху можно определить состояние цветка – здоров ли цветок, хорошо ли ему в этой почве, радуется или грустит цветок.
От страдания цветы теряют запах.
В древности говорили, что запах – это Душа цветка.
Поэтому, когда вам придется срезать цветы для букета, попросите у цветов прощение, не срезайте и не рвите лишних и не рвите совсем, если знаете, что скоро выбросите их.
- В священных писаниях религий часто употребляется символ цветка. Как вы думаете, что он означат?
(Цветок – символ душевной частоты человека.)
О цветах, травах, сложено много мифов, легенд, сказок, в которых жизнь человека связана с цветами.
Кроссворд "Цветы"
По горизонтали:
3. Эй, звоночки,
Синий цвет,-
С язычком,
А звону нет.
7. Родоначальник садовых сортов роз
9. Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека
11.Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
12. Стоит дуб полон круп,
Шапкой накрыт,
Гвоздиком прибит.
13. Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него -
И не будет ничего.
По вертикали:
1. Лик пахучий, а хвост колючий
2. Появление этих цветов отмечает границу весны и лета.
3. Не огонь – а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой,
Звать ее……
4. Цветет весной.
5. Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
6. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются
Это – водяная.…….
8. Этот цветок красного цвета символизирует капли крови
10. Беленькие горошки на зелёной ножки.
Раскраски для детей
Беседа. Обобщение.
- Как вы думаете, какою бы стала жизнь на земле, если бы не было цветов?
- Какую роль они играют в жизни человека, насекомых, природы?
Все луговые цветы, полевые, лесные, многие садовые имеют очень приятный запах.
Запах цветов имеет огромное значение в природе. Ученые наблюдали за цветением трав, цветов и поведением насекомых.
У каждого насекомого (бабочки, жучка, пчелы, шмеля) есть свои цветы, которые они отличают по запаху.
По запаху можно определить состояние цветка – здоров ли цветок, хорошо ли ему в этой почве, радуется или грустит цветок.
От страдания цветы теряют запах.
В древности говорили, что запах – это Душа цветка.
Поэтому, когда вам придется срезать цветы для букета, попросите у цветов прощение, не срезайте и не рвите лишних и не рвите совсем, если знаете, что скоро выбросите их.
- В священных писаниях религий часто употребляется символ цветка. Как вы думаете, что он означат?
(Цветок – символ душевной частоты человека.)
О цветах, травах, сложено много мифов, легенд, сказок, в которых жизнь человека связана с цветами. Выставка работ. Обсуждение.
-Друзья, если бы вам пришлось увидеть сад в котором все растения в точности одинаковы по форме, цвету и запаху, он показался бы вам красивым? Конечно, нет. Скорее – унылым и однообразным. Сад прекрасный для глаз и радующий сердце, это такой сад, где друг с другом рядом растут цветы всех оттенков, форм и запахов.
- А теперь давайте полюбуемся нашей выставкой. Одинаковы ли на ней цветы?
- Обратите внимание на красоту в многообразии.
Итог.
Так должно быть и среди детей человеческих! Если вы встретите людей другой национальности или с другим цветом кожи, не проявляйте к ним недоверие, будьте им рады, пусть они почувствуют вашу доброту.
Думайте о них, как о разноцветных розах в прекрасном саду человечества, и радуйтесь своей принадлежности к ним.
. Рефлексия.
- Что вам запомнилось больше всего?
- Какие чувства вы испытывали на сегодняшнем занятии?