Воспитательный час с элементами тренинга и презентацией на тему "Толерантность" для учащихся 6-7 классов
Цель: раскрыть понятие «толерантность», используя факты, афоризмы выдающихся людей, показать определенные уровни толерантного поведения человека; развивать умение анализировать, принимать решения, выбирать правильную позицию; воспитывать наблюдательность, уважительное отношение к другим людям, способность видеть и понимать отличие другого человека от себя, учить устанавливать отношения на доброжелательной основе; воспитывать чуткость, взаимоуважение, терпимость и неравнодушие; воспитывать чувство взаимопомощи и дружеского восприятия другого человека; способствовать формированию ценностных установок на толерантное общение и навыков толерантного поведения.
Оборудование: карточки, мультимедийная доска, цветок - ромашка, цветные карандаши, откидная доска или ватман, маркеры, тест.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Слайд 2: Эпиграф: «У всех есть недостатки - у кого большие, у кого поменьше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости»
Ф. Гвиччардини - итальянский историк, философ-гуманист
Ход занятия
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Слайд 1: Учитель: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил: «И все?» - «Да, - ответил старик.- Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: «И мира тоже.»
Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: Любовь, терпение, прощение.
Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
2. Знакомство с понятием «толерантность».
Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». 16 ноября – Международный день толерантности. Вам понятно значение этого слова? Вот сегодня мы постараемся понять, что оно означает.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Учитель: В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
II. Основная часть занятия.
Учитель. Послушайте стихотворение В. Симоненко в переводе М. Химченко (Стихотворение рассказывает ученик)
Ты - человек. Это - истина.
Знаешь об этом иль нет?
Улыбка твоя – единственная.
Мука твоя – единственная,
Глаза – одни на весь свет.
Больше тебя не будет.
Завтра на этой земле
Другие будут жить люди,
Любить снова будут люди –
В радости, в свете, во мгле.
От мира тебе в награду -
Лес, море, ковыль в степи…
И жить торопиться надо,
Любить торопиться надо-
Смотри не проспи!
Ведь ты человек. Это - истина.
И - хочешь того или нет -
Улыбка твоя – единственная.
Мука твоя – единственная,
Глаза – одни на весь свет.
- Скажите, о ком это стихотворение? (Ответы детей могут быть разными, но учитель должен подвести к тому, что это стихотворение о каждом из нас.)
- Люди рождаются в разных странах, общаются на разных языках и мечтают о разном. Но у многих из нас есть общие черты.
Слайд 3. Интерактивное упражнение «Чем мы похожи?»
Участники садятся по кругу. Учитель выбирает среди учеников одного по какой-то реальной или воображаемой схожей со своей чертой характера или внешности и приглашает его в центр круга. Избранный обращается к любому из участников таким же образом. Но по другому признаку. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
Обсуждение:
- Все участники упражнения по очереди оказались в центре круга. Какие эмоции вы испытывали, когда обращались именно к вам?
- Было ли волнение, когда каждый следующий раз вас не выбирали?
- Трудно было тому, кто стоял в центре круга найти похожую черту в другом?
- А поскольку вы все такие разные, часто бывает, что кто-нибудь начинает дразнить другого.
Учитель. Все люди отличаются друг от друга. Одни имеют белый цвет кожи, другие - черный или желтый. Одни люди высокие, другие - невысокие. Одни стройные, другие - полные. Люди обращают внимание на различия, но это не означает, что кто-то лучше других. Хотя в истории были случаи, когда люди только из-за цвета кожи или социального происхождения унижали других людей, считали их хуже себя.
Сегодня мы познакомимся с вами с новым словом «толерантность».
Слайд 4,5
Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные оттенки. Я познакомлю вас лишь с некоторыми.
-В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
-Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
-В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
-В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
-В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
-В русском – способность терпеть что-то или кого-то.
Слайд 6. Определение «толерантности»
Термин «толерантность» происходит от латинского и означает разновидность взаимодействия и взаимоотношений между отдельными людьми на основе взаимоуважения.
Толерантность - терпение к чужому мнению, поведению, уважение к национальным и культурным различиям, стремление к взаимопониманию между народами мира.
Толерантность - это признание и уважение к другим людям, умение жить вместе с другими людьми.
Толерантность предполагает, что у меня есть свои взгляды, у кого-то другого они другие, и, хотя я эти взгляды не разделяю, но терпимо к ним отношусь.
Декларация принципов толерантности 1995 года провозгласила толерантность, как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» (Статья 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО).
Слайд 7. Притча об аксакале
Умирает в одном поселении старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старик, как удалось тебе создать такой порядок в семье, что все сыновья и невестки, дочери и зятья жили вместе в мире и согласии?» Не может уже говорить старый - подают ему бумагу, карандаш, и он долго пишет. Когда выпал из рук умирающего лист, очень удивились все - там 100 раз было написано одно слово - ТЕРПИМОСТЬ»
Учитель. У меня есть цветок, на лепестках которой я раньше написала основные черты, присущие толерантному человеку. Ваша задача состоит в том, чтобы разрисовать лепестки ромашки различными цветами, которые ассоциируются у вас с определенными чертами характера.
Дети разрисовывают ромашку. Далее обсуждения:
Посмотрите на ромашку своего соседа, одноклассников и ответьте на вопрос:
- Какими цветами разукрасили лепестки вы и ваши одноклассники?
- Как вы думаете, почему это преимущественно светлые, яркие цвета?
Слайд 8. А теперь взгляните на мой цветок, отличаются мои цвета от ваших?
Слайд 9. «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила»
- Насколько мы с вами толерантны сейчас, мы узнаем, пройдя тест.
Тест «Толерантный ли я человек?»
(Выбрать тот ответ, который ты считаешь верным)
1. Для того, чтобы не было войны...
а) ничего невозможно сделать, потому что войны будут всегда;
б) надо понять, по какой причине они происходят.
2. В школе рассказывают о героях, которые проявили толерантность...
а) тебе это не интересно;
б) ты хочешь больше узнать о них.
3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) присоединяешься к другим людям, чтобы сказать «нет».
4. Тебя предал друг…
а) ты ему отомстишь;
б) ты будешь пытаться наладить с ним отношения.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны…
а) ты услышал и забыл;
б) сочувствуешь и хотел бы чем-то помочь.
6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не дашь ему договорить;
б) ты его дослушаешь.
7. На уроке ты уже отвечал…
а) ты хочешь отвечать еще;
б) ты дашь возможность отвечать другим.
8. Тебе предлагают переписываться с иностранцами…
а) тебе это не интересно, ты не хочешь делиться с ними своими мечтами, своими мыслями;
б) тебе интересно с ними переписываться, узнавать об их жизни, их мечтах, делиться своими мыслями.
Результат тестирования.
Если у тебя все «б».
Ты проявляешь высокую толерантность. Ты в будущем будешь гражданином мира, ответственным, активным проводником мира во всем мире. Расскажи друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б».
Ты не очень толерантен. Ты пытаешься всегда навязать свои идеи. Но ты любознательный, у тебя хорошая фантазия. Используй эти качества для борьбы с нетерпимостью.
Если у тебя меньше чем 3 «б».
Ты совсем не толерантен. Если бы ты был большим оптимистом и тебе бы нравилось вести дискуссии, ты бы стал более счастливым. Старайся прикладывать для этого больше усилий.
Слайд 10. Игра «Мост Дружбы». (Игра состоит из трех конкурсов: "Интересное слово", "Комплименты", "Ассоциативный ряд")
Физминутка
Энергизатор «Здравствуй, друг».
Дети произвольно делятся на два круга. Встают друг против друга. Под слова выполняют упражнения:
«Здравствуй, друг!» (пожимают друг другу руки)
«Как ты тут!» (хлопают друг друга по плечу)
«Где ты был?» (разводят руки в стороны)
«Я скучал!» (прижимают руки к сердцу)
«Ты пришел!» (показывают большой палец вверх)
«Хорошо!» (обнимаются)
1. Конкурс «Интересное слово».
Приглашаются команды, которые выбирают себе конверт с буквами. Буквы распределяются между членами команды, которые за короткое время должны выстроиться так, чтобы образовалось слово (например: дружба, товарищ)
2. Конкурс «Комплименты».
Приглашаются представители от команд противоположного пола и получают задание сказать друг другу как можно больше комплиментов.
3. Конкурс «Ассоциативный ряд»
- Давайте попробуем на каждую букву слова «толерантность» назвать черту характера, присущую толерантному человеку.
(На доске записано в столбик слово «толерантность», ученики по очереди называют черты характера и выходят записывать ее). Например:
Т - терпеливый.
О - осторожный, объективный, оригинальный, особенный.
Л - лояльный, легкий в общении.
Е - естественный.
Р - рассудительный, равноправный.
А - активный, аккуратный, авторитетный.
Н - надежный, нежный, незаменимый.
Т - тактичный.
Н - необходимый людям, независимый.
о - общительный.
С - сопереживающий, сочувствующий, сострадающий.
Т - трогательный.
Ь.
Обсуждение
- Нравятся ли вам черты характера, которые мы записали у каждой буквы?
- Я хочу, чтобы вы о них не забывали и искали их в себе.
IV. Итог занятия
- Что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?
Сформулируйте, что такое толерантность?
Какое значение имеет такая черта характера в жизни человека? Почему необходимо быть толерантным?
Помогут ли вам полученные сегодня знания выйти из неординарных, критических ситуаций?
- Для этого старайтесь следовать рекомендациям, пожеланий
Слайд 11. «Копилка советов»:
- будьте готовы к тому, что все люди разные - не лучше и не хуже, а просто разные;
- научитесь воспринимать людей такими, какие они есть, не пытайтесь изменить в них то, что вам не нравится;
- цените в каждом человеке личность и уважайте его мысли, чувства, убеждения, независимо от того, совпадают ли они с вашими;
- сохраняйте "свое лицо", найдите себя и при любых обстоятельствах оставайтесь самим собой.
Слайд 12. Очень важно в коллективе соблюдать 4 правила толерантного общения:
- Быть всегда внимательным;
- Быть терпимым в споре и аргументировать свое мнение;
- Быть гуманным и милосердным;
- Не обижать собеседника.
Слайд 13.
Я хочу закончить час нашего общения словами Д.С. Лихачёва, российского ученого-литературоведа, автора книги «Письма о добром и прекрасном»: «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
В заключении я прочитаю вам молитву о встрече.
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
А если нет- ну что ж, ничего не поделаешь…
Классный час на тему:
«Что такое толерантность?»
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:
раздаточный материал: карточки;
магнитная доска, мультимедийное оборудование.
1.Организационный момент.
Для проведения занятия дети делятся на 2 группы
2. Введение в тему.
1. Учитель: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил: «И все?» - «Да, - ответил старик.- Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: «И мира тоже.»
Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: Любовь, терпение, прощение.
Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
2. Знакомство с понятием «толерантность».
Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». 16 ноября – Международный день толерантности. Вам понятно значение этого слова? Вот сегодня мы постараемся понять, что оно означает.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
На разных языках земного шара определение слова «толерантность» звучит по-разному.
Значение слова «толерантность» в разных языках.
В испанском языке:
- способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
Во французском
– отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском
- готовность быть терпимым;
В китайском
- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском
- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском
- способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)
Учитель: Что объединяет все эти определения?
Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром
Учитель: В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности (Дети приводят примеры проявления агрессии, нетерпимости).
3. Работа по группам.
Задание 1.
Напишите, что значит быть толерантным.
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать.
Прощать.
(Дети зачитывают свои ответы)
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; сострадание; принятие другого таким, какой он есть; прощение; милосердие; уважение прав других; сотрудничество; уважение человеческого достоинства.
Учитель: «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»
Задание 2.
Определение качеств толерантной личности.
Учитель: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими - интолерантная. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. 1 группа выбирает те, которые характеризуют толерантную личность. 2 группа выбирает те, которые характеризуют интолерантную личность.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликтность
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Доброжелательность
Непонимание
Эгоизм
Чуткость
Нетерпимость
Выражение пренебрежения
Раздражительность
Доверие
Равнодушие
Зависть
Агрессивность
Проверка результатов работы. Дети зачитывают свои ответы.
Толерантная личность
Интолерантная личность
Терпимость
Сострадание
Прощение
Милосердие
Уважение прав других
Желание что-либо делать вместе
Принятие другого таким, какой он есть
Доброжелательность
Чуткость
Доверие
Бессердечность
Конфликтность
Вспыльчивость
Злорадство
Ложь
Раздражение
Непонимание
Эгоизм
Нетерпимость
Выражение пренебрежения
Раздражительность
Равнодушие
Зависть
Агрессивность
Вывод учителя:
Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.
Толерантный человек – хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
5. Физминутка
Энергизатор «Здравствуй, друг».
Дети произвольно делятся на два круга. Встают друг против друга. Под слова выполняют упражнения:
«Здравствуй, друг!» (пожимают друг другу руки)
«Как ты тут!» (хлопают друг друга по плечу)
«Где ты был?» (разводят руки в стороны)
«Я скучал!» (прижимают руки к сердцу)
«Ты пришел!» (показывают большой палец вверх)
«Хорошо!» (обнимаются)
Внутренний круг стоит на месте. Внешний круг передвигается на одного по часовой стрелке. Повторяют упражнения.
6. Решение проблемных ситуаций.
Задание 3.
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети дают свои варианты ответов: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
Учитель: А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации (на слайде).
Памятка.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Другая ситуация.
Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
7. Инсценировка «Сказочка о счастье»
На свете жил один король,
богатый и могучий.
Всегда грустил он.
И порой бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»-
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел-
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
-Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат,
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: Устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я , право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А, ну служивый, пропусти,
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом - вон видишь, за горой,
С утра ушла далЕко я .
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
-А ну, старуха, пропусти,
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
-В путь пора, еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой-
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго,
Сказал:
«Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день сияет!
8. Беседа:
-Как вы назвали поведение короля в начале истории?
- Как вы думаете, почему изменился король?(Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.У него хорошо на душе, он чувствует себя счастливее.)
- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
- Чему нас учит эта сказка?
Вывод: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
8. Игра «Волшебная рука»
Обведите на листе свою руку, напишите на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе. Вырежьте ладошку.
9. Учитель:
Мы с вами говорили о толерантности, толерантной личности.
Задание 4 группам:
- Составьте правила толерантного общения и запишите их.
(После того, как дети зачитают правила, можно показать на слайде)
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи свои аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признавать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
Итог занятия:
В конце занятия мне хотелось бы сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, чтобы вы научились быть терпимыми друг к другу.