Классный час
«Что такое толерантность»
Цели:
“ толерантность”, с основными
чертами толерантной и
интолерантной личности;
адекватно и полно познавать
себя и других людей.
16 ноября Международный день толерантности.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
- Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
- Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному :
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Толерантность
- Милосердие
- Прощение
- Уважениеправ других
- Сострадание
- Уважение человеческого достоинства
- Терпимость к чужому мнению, верованию, поведению
- Сотрудничество
- Принятие другого таким, какой он есть
Сделав добро, человек сам становится
лучше, чище, светлее. Если мы будем
внимательны к любому человеку, с
которым вступаем во взаимодействие,
- это и будет проявление доброты. Мы
видим, что есть два пути развития
личности – толерантный и
интолерантный.
- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
- Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
- Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
- Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение
мнения других, игнорирование, эгоизм,
доброжелательность, умение владеть собой,
нетерпимость, выражение пренебрежения,
раздражительность, умение слушать собеседника,
равнодушие, цинизм, понимание и принятие,
чуткость, любознательность, гуманизм,
немотивированная агрессивность.
Толерантная личность
Интолерантная личность
Терпение
Чувство юмора
Уважение мнения других
и т.д.
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
и т.д.
Волшебная лавка
терпение, снисходительность,
расположенность к другим, чувство
юмора, чуткость, доверие, альтруизм,
умение владеть собой,
доброжелательность, гуманизм,
умение слушать, любознательность,
способность к сопереживанию.
Группа – это маленькая семья. И
хочется, чтобы в этой семье
всегда царили доброта, уважение,
взаимопонимание, не было бы ни
ругани, ни ссор.
Проявляешь ли ты толерантность?
- Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
- Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами .
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.