СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час « Учимся строить отношения » для учащихся 5-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие направлено на формировать толерантного отношения к другим мнениям; воспитание уважительного отношения к людям. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час « Учимся строить отношения » для учащихся 5-9 классов»



МКОУ Чертовицкая ООШ

Классный час « Учимся строить отношения » для учащихся 7-9 классов

Автор: социальный педагог Попова Н.М.



Цели и задачи:

- познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;
- рассмотреть понятия: выбор, правило, конфликт, ответственность;
- формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;
- развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничества;
- формировать толерантное отношение к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.

Ход занятия:

Эпиграф:

«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.»



  1. Игра «А я считаю так…»



- Сейчас я буду зачитывать утверждения. Те, кто согласен с утверждением, встаёт на ту сторону, где «+». Если не согласен, – на ту сторону, где «-». Я буду играть вместе с вами.

  • Весна лучше осени.

  • Самый классный мультик – «Ну, погоди!»

  • Самый важный предмет – математика.

  • Самое прекрасное домашнее животное – кошка.

  • Самая классная музыка – рок-н-ролл.

  • Война – это всегда плохо.

  • Изучать иностранный язык легче, чем физику.

  • Кататься на коньках лучше, чем на лыжах.

  • Не иметь высшего образования - стыдно.

  • Самая классная музыка – хип-хоп.

  • Кока-кола вкуснее фанты.

  • Заниматься рыбалкой – старомодно.

  • Играть в компьютерные игры веселее, чем смотреть телевизор.

  • Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.

- Спасибо, садитесь. Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся)

- Ребята, посмотрите, как редко мы были единодушны в своём выборе. Потому что все люди разные.



- Так хорошо это или плохо, что все мы разные? (Ответы учащихся)

  1. Слово классного руководителя:

Жизнь – это выбор. Иногда мы даже не замечаем, что нам приходится его делать. Но бывают ситуации, от которых зависит будущее каждого из нас, и нам самим решать, как поступить.

Надо учиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться в мире и оставаться в добрых отношениях с окружающими.

Сегодня мы будем рассуждать на тему «Учимся строить отношения».

  1. Чтение и обсуждение эпиграфа.

- Чем люди могут быть не похожими друг на друга?

(Ответы учащихся: люди по-разному одеваются, думают, ведут себя, любят читать разные книги, смотреть разные фильмы, слушать разную музыку)

- А ведь бывают глобальные различия между людьми – это……

- Да. А ещё люди могут быть разной национальности, вероисповедания. Они могут быть разные по возрасту: один – старый, другой – молодой. Один – богатый, другой – бедный. Люди могут иметь и физические недостатки.

Послушайте стихотворение

Сидел слепой на сером пиджаке,
Опершись о бетонный парапет,
А в его шляпе несколько монет,
Ещё табличка с надписью в руке.

Гласит она: «Я слеп, подайте люди!»
Сновал народ, не замечал калеку,
Кто шёл домой, в театр или на реку…
Пусть голоден, но он людей не судит.

Словно на паперти – слепцу бедняге
Сидеть, возможно встретит он рассвет,
Но вот прохожий несколько монет,
Оставил в шляпе бедному парняге.

Табличку взял прохожий и добавил,
На тыльной стороне, другую фразу,
Вернул и удалился, почти сразу.
Той надписью, задуматься заставил…

Прохожий через время возвращался,
Шляпа калеки, до краёв, полна монет.
Узнав шаги, слепой сказал: «Привет!
И чем же ты в табличке отписался?!»

Ответил просто: «Правдой не обижу!
Перефразировал её, но я не каюсь».
Ушел прохожий… Надпись там такая:
«Весна пришла, но я её не вижу!!!»

- Что заставило прохожего остановиться, помочь? Как можно назвать такое отношение к окружающим?

Со-страдание. А что обозначает приставка со-? («вместе»)  Какие слова с приставкой со- вы знаете ещё?

Со-чувствие, со-действие, со-участие, со-трудничество, со-переживание, со-товарищество, со-дружество …

  1. «Микросценки»

Группа учащихся, заранее подготовившая микросценки, демонстрирует их учащимся:

- Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.

- Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.

Перед учащимисяставится задача: обозначить проблемы, возникшие в сценках.

- высказывания учащихся по поводу проблем, выявленных в микросценках;

- вывод.

Сегодняшний час общения познакомит с понятием «конфликт», причинами его возникновения, с необходимостью людей договариваться между собой, важностью создания и соблюдения общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений. Мы узнаем, как возникает конфликт и как можно выйти из него с наименьшими потерями.

Вы научитесь моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.


  1. Работа в группах: обсуждение ситуаций

- Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?

- Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

- Что такое конфликт?

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

  1. Игра

Каждому участнику даётся список. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Обсудите различные выборы.

Список пассажиров:

Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком

Человек из деревни с большим мешком

Африканский студент

Подросток, похожий на наркомана

Бывший заключённый

Таджик в национальной одежде

Полицейский

Инвалид со складной коляской

Кришнаит (поклонник бога Кришны; кришнаизм – одно из религиозных течений индуизма)

Человек, говорящий на непонятном языке

Обсуждение:

  • Трудно ли было прийти к единому мнению?

  • Почему ответы оказались разными?

  • Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

  • Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?

  • Может ли кто-нибудь не захотеть ехать водном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

  • Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?

  • Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

  • Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

  • Как лучше всего поступать в таких случаях?

- Некоторые ребята думают: «Моё поведение – это моё личное дело!». Мы живём среди людей и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих.

- Как жить в мире, где столько разных людей?

- А вы можете привести примеры таких ситуаций, когда к человеку плохо относятся только за то, что он другой: другой национальности, по-другому одет, по-другому думает, имеет физические недостатки и т.д., то есть не такой, как все?

( Ответы учащихся)

- Согласитесь, от человека не зависит, родиться ли ему в России или в Африке, в бедной семье или в богатой, с белым цветом кожи или с чёрным, русским или евреем, в семье с православными или с мусульманскими традициями.



7. Практическая работа в парах

- Предлагаю вам самим определить, как строить отношения с людьми, которые на нас не похожи.



Группы людей

Мы не имеем права их осуждать, потому что…

Те, кто иначе выглядит, иначе одевается.

Нельзя считать, что именно мой эстетический вкус – самый правильный. Эти люди не похожи на меня – прекрасно: быть индивидуальным – это нормально. Они по-другому видят мир – это их право.

Нищие, бездомные, просящие милостыню.

Очень богатые люди.

Люди бедные, нуждающиеся.

Если не человеческие качества, а присутствие или отсутствие денег определяют моё отношение к человеку, это не с ним, а со мной что-то не так.

Люди старые, немощные.

Инвалиды, люди с ограниченными возможностями.

Никто не застрахован ни от болезни, ни от старости, ни от несчастья. Если ты плохо относишься к этим людям, то не удивляйся, если и тебя в беде никто не поддержит, не поможет, отвернётся от тебя!

Люди иной веры, иной религии.

Люди другой национальности.

Люди другого цвета кожи.

От человека не зависит, какую национальность (или цвет кожи) он получил при рождении; в какой стране он родился; в семье с какой религией воспитывался. Не от национальности или каких-то других причин, а только от конкретного человека зависят его поступки – и хорошие, и плохие.

  1. Подведение итогов:

Вернемся к эпиграфу «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам»

Давайте сформулируем ПРАВИЛА ДРУЖБЫ:

- умей выслушать своего друга;

- совершив ошибку, признай и исправь ее;

- помогай другу в беде;

- не обманывай друга;

- умей с другом разделить радость;

- останови друга, если он делает что-то плохое;

- не смейся над его недостатками.







Литература

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2007.

  2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития. – 2003.

  4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков) М.: Генезис, 2001.

  5. http://mou-school97.ucoz.org/_nw/3/80097670.jpg

  6. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/08/23/zanyatie-dlya-uchashchihsya-7-9-klassov-uchimsya-stroit-stroit




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!