СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Уважать Конституцию- жить по ней!"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Классный час «Уважать Конституцию - жить по ней!»

Цели и задачи: Формирование представления у подростков о важности Конституции как основного закона страны; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, любовь к Родине; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Уважать Конституцию- жить по ней!"»

Классный час «Уважать Конституцию - жить по ней!»

Цели и задачи: Формирование представления о важности Конституции как основного закона страны; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, любовь к Родине; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Ведущий 1.  Добрый день, юные граждане России! Почему так торжественно и официально, спросите вы? А по-другому быть не может, ведь сегодняшнее мероприятие посвящено важному событию – Дню Конституции Российской Федерации, которое наша страна отмечает -12 декабря.

Ведущий 2.  Из всех юридических документов наиболее известна широкому кругу граждан Конституция. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция. Конституцией гордятся, на ней клянутся, ею укрепляют государственную власть. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод. Власть утверждает такие формы правления, которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости. Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.

Ведущий 1.  12 декабря в нашей стране отмечается памятная дата. Именно этот день в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Конституция, как уже было сказано, это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, основа всего законодательства страны. Как этот закон появился в нашей стране? Какие изменения претерпевала Конституция нашей страны в течение XX века? Проведем краткий экскурс в историю.

Ведущий 2.  Конституция России в современном ее понимании ведет свое начало от первых конституций США (1787 г.), Франции (1789, 1791 г.) и Польши (1791 г.). В начале XIX века о Конституции впервые заговорили и в России. Идеи, заложенные в этих документах, оказали непосредственное влияние на «декабристов» Никиты Муравьева, Павла Пестеля и их товарищей, авторов проектов первых демократических Конституций России.

Попытка силой «внедрить» идею Конституции в жизнь российского общества закончилась трагическими  событиями декабря 1825 года. Несколько тысяч сторонников этой идеи были подвергнуты жестокому наказанию, а сама Конституция как необходимый атрибут государства на долгие годы предана проклятиям и забвению. В царской России требования принятия Конституции или даже обсуждение вопроса о необходимости ее наличия в стране сурово наказывались. Такое положение в России сохранялось до первой русской революции 1905 – 1907 годов.

Царский манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Законодательные акты 1905 – 1907 годов фактически учреждали в России конституционный строй.

Ведущий 1.  Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов было в режиме октроирования (от французского – даровать, жаловать). Они  даровались «добрым» монархом Николаем II своему «любимому народу». Октроирование российской Конституции было не добровольным, а вынужденным актом. Ее основной целью было погасить революционный пожар и сохранить у руля государства буржуазно-аристократический режим, интересы которого монархии к конституционной монархии не получилось. Это в конечном итоге привело к февральской и октябрьской революциям 1917 года.

Особенность любой Конституции состоит в том, что это есть правовой акт, венчающий победу одной части общества над другой в результате революции или контрреволюции. Конституция закрепляла некое «гражданское согласие» одних классов или групп населения между собой, но одновременно, как правило, исключала из общественной жизни или существенно ограничивала в правах другие классы или категории населения. В эту схему укладываются Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года. Первая была принята после вооруженного захвата власти в 1917 году, а вторая после победы в гражданской войне 1918 – 1922 годов. Эти Конституции закрепляли приоритетные права рабочего класса и крестьянства.

Ведущий 2.  В декабре 1936 года была принята очередная Конституция СССР, которая была провозглашена Конституцией победившего социализма.

Конституция 1936 года была в чистом виде «классовой» и защищала интересы рабочих и крестьян. Она декларировала, что «вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице депутатов трудящихся».

Хотя ее 125 статья и гарантировала свободу печати, свободу слова, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, но при этом честно предупреждала, что эти права и свободы гарантируются только в целях укрепления социалистического строя и в интересах трудящихся. В любых других случаях «Власть» не гарантировала своим гражданам никаких прав и свобод.

Совершенно другая участь была уготовлена Конституции СССР образца 1977 года. Основные доводы за принятие новой Конституции сводились к следующему. В СССР построено социалистическое общество, то есть государство развитого социализма. В стране отсутствуют классы антагонисты и появилась новая общность людей – советский народ. Поскольку новое государство построено, нужна новая Конституция. Эта Конституция сохраняла в декларативно-неявном виде различные льготы и преференции для властных структур Коммунистической Партии Советского Союза и ее конкретных представителей.

По Конституции 1977 года КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

Ведущий 1.  Конституция так и не смогла разрешить противоречие между декларируемыми принципами общенародного государства и фактической монополией на власть одной партии – КПСС.

Под напором широких народных масс властная элита СССР начала вносить отдельные изменения в Конституцию страны. Менялось все и вся: структуры органов государственной власти, принципы избирательной системы и порядок выборов. Была отменена 6 статья Конституции СССР и фактически вводилась многопартийность. Избран Президент СССР. В конечном итоге это закончилось расколом властной элиты и общества и распадом СССР.

Ныне действующая Конституция России была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме.

Ведущий 2.  Референдум (от латинского – то, что должно быть сообщено) – форма принятия закона или решения наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

Впервые за историю существования России 12 декабря 1993 года проводился конституционный референдум. Гражданам предстояло оценить проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием.

В референдуме участвовали 58 миллионов 187 тысяч 775 зарегистрированных избирателей; 32 миллиона 937 тысяч 630 – проголосовало за принятие новой Конституции.

Ведущий 1.  Конституция отражает современный этап развития общества и государства, совершенствование всей системы социального управления, статус России как субъекта мирового сообщества.

Конституция закрепляет принципиальные основы конституционного строя, служит ориентиром для правотворческой и правоприменительной деятельности органов государства; подтверждает стремление России следовать общепризнанным нормам международного права.

Ведущий 2.  Вступлением к Конституции является Преамбула.

Преамбула констатирует прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом РФ, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В Преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть свей конституционной реформы в России. Это:

  • Утверждение прав и свобод человека;

  • Утверждение гражданского мира и согласия с Российской Федерации;

  • Сохранение исторически сложившегося государственного единства;

  • Возрождение суверенной государственности России;

  • Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;

  • Обеспечение благополучия и процветания России.

Ведущий 1.  Чтение Преамбулы:

«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации»



Ведущий 2.  Конституция состоит из 2-х разделов, 9 глав и 137 статей

Глава 1. Основы конституционного строя

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Глава 3. Федеративное устройство

Глава 4. Президент Российской Федерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции



Ведущий 1.  Гарантом Конституции РФ является Президент РФ.

Государственная власть в РФ разделяется на три ветви – законодательная, исполнительная, судебная.

Законодательным органом в РФ является Федеральное собрание.

Исполнительным органом является Правительство РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

РФ – светское государство. Это значит, церковь отделена от государства.

Высшее выражение власти народа – это референдум и свободные выборы.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Многонациональный народ РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

Ведущий 2.  По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.

Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство через полицию и суд. В Конституции отражены наши права: право на образование, на охрану труда, на отдых и на труд. Но кроме прав у граждан России есть и обязанности, например, сохранять и беречь природу, бережно относиться к природным богатствам, нести воинскую обязанность.

Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать не жалея жизни, свое Отечество. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

В веках осталась и по сей день живет добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству.

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос.

Ведущий 1.  Ребята, ответьте на несколько вопросов. Как вы считаете

  1. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права?

  1. С рождения

  2. С 14 лет

  3. С 18 лет

  1. Кто несет ответственность за образование ребенка?

  1. Родители

  2. Школа

  3. Органы опеки и попечительства

  1. На какой срок избирается Президент Российской Федерации?

  1. 4 года

  2. 5 лет

  3. 6 лет

  1. С какого возраста гражданин России получает право избирать?

  1. 14 лет

  2. 16 лет

  3. 18 лет

  1. Какой субъект Российской Федерации имеет собственную Конституцию?

  1. Область

  2. Республика

  3. Автономный округ

  4. Край

  1. На какой срок избирается Государственная Дума Российской Федерации?

  1. 4 года

  2. 5 лет

  3. 6 лет

  1. Кто может временно исполнять обязанности Президента Российской Федерации?

  1. Председатель Правительства Российской Федерации

  2. Председатель Государственной Думы

  3. Председатель Совета Федерации

  1. Кто назначает выборы Государственной Думы?

  1. Председатель Государственной Думы

  2. Председатель Правительства Российской Федерации

  3. Председатель Конституционного Суда

  4. Президент Российской Федерации

  1. Судьей, согласно Конституции РФ, могут быть граждане, достигшие

  1. 18 лет

  2. 21 года

  3. 25 лет

  1.  Конституция РФ была принята

  1. Государственной Думой Российской Федерации

  2. На всенародном референдуме

  3. Конституционным Судом Российской Федерации

  1.  Какие виды нормативно-правовых актов издает Правительство Российской Федерации?

  1. Указы

  2. Постановления и распоряжения

  3. Федеральные законы

  1.  Что является высшей ценностью в Российской Федерации согласно Конституции?

  1. Федеральные законы

  2. Человек, его права и свободы

  3. Суверенитет страны

  4. Природные ресурсы

  1.  Все граждане России равны перед:

  1. Законом и судом

  2. Государственной Думой Российской Федерации

  3. Президентом Российской Федерации

  1.  Суверенитет Российской Федерации распространяется на:

  1. Всю территорию страны

  2. Ближнее зарубежье

  3. Территорию Тамбовской области

    1.  Что, согласно Конституции, не включает в себя территория Российской Федерации?

  1. Территория ее субъектов

  2. Внутренние воды и внутреннее море

  3. Космическое пространство над ней

  4. Воздушное пространство над ней

    1.  Какой из населенных пунктов Российской Федерации является городом федерального значения?

  1. Сочи

  2. Калининград

  3. Санкт-Петербург

  4. Новосибирск

Ведущий 2.  Наравне с правами и свободами у гражданина Российской Федерации есть и обязанности, они отражены в нескольких статьях Конституции. Вам их нужно перечислить. В качестве подсказки вы получите восемь ключевых слов, их ровно столько, сколько обязанностей у гражданина России, согласно Конституции РФ.

(Раздаются карточки с ключевыми словами. Дети определяют, к какому из пунктов они подходят)

  1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ.

  2. Уважение прав и свобод других лиц.

  3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

  4. Получение основного общего образования.

  5. Забота о памятниках истории и культуры.

  6. Уплата налогов и сборов.

  7. Охрана природы и окружающей среды.

  8. Защита Отечества.

Вы сформулировали правильно ____________ обязанностей гражданина.

Ведущий 1.  Ребята, назовите главные символы любого государства.

(Дети отвечают- герб, гимн, флаг)

Вы знаете, в какой статье Конституции говорится о символах Российской Федерации?

 (Дети отвечают- статья 70).

 Цвета российского флага выбраны не случайно. Что они означают? 

(Дети отвечают- белый цвет – откровенность, благородство, совершенство; синий – верность и честность; красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость).

Герб России – двуглавый орел. Что он символизирует? 

(Дети отвечают- орел – символ вечности России, глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец – символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов).

В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъеме флага и во время спортивных соревнований исполняется гимн – торжественная песня или мелодия. Кто является авторами современного гимна России?

 (Дети отвечают- стихи написал Сергей Михалков, музыку – Александр Александров).

Ведущий 2.  Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи и проведем игру «Брейн-ринг».

Первое задание – это блиц-вопросы по Конституции РФ.

  1. Когда отмечается День Конституции? (12 декабря)

  2. Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

  3. Кто является главой Российского государства и гарантом Конституции РФ? (Президент РФ)

  4. Носитель суверенитета и единственный источник власти а России? (Народ)

  5. Кто несет ответственность за образование ребенка? (Родители)

  6. Назовите столицу России (Москва)

  7. Можно ли не находясь в России, но, являясь ее гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

  8. Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства)

  9. Назовите государственный язык нашей страны (Русский)

  10. Как называется основной закон РФ? (Конституция)

Второе задание называется «Да! Нет!»

Я зачитываю вопрос и если это в пользу человека – вы говорите: «Да!»

Если это противоречит закону, вы говорите: «Нет!»

  • Россия наша страна? (Да!)

  • Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (Да!)

  • Можно ли человека обращать в рабство? (Нет!)

  • Можно ли относиться к человеку жестоко? (Нет!)

  • Защищен ли человек законом? (Да!)

  • Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? (Да!)

  • Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (Нет!)

  • Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? (Да!)

  • Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? (Да!)

  • Может ли человек владеть имуществом? (Да!)

  • Имеет ли человек право на социальное обеспечение? (Да!)

  • Можно ли запретить свободный выбор труда? (Нет!)

  • Защищает ли закон материнство и детство? (Да!)

              Третье задание «Сказка ложь, да в ней намек…»

  1. Сказка В. Гаршина «Лягушка – путешественница». каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

(Право на свободу передвижения)

2. Сказка Ш. Перро «Золушка». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

(Право на отдых)

А теперь задание немного меняетсяВы должны отгадать сказку по описанию.

  1. В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросенка»)

  2. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? (Право на неприкосновенность жилища)

Четвертое задание. «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

  1. Новый год     23 февраля

  2. Праздник Весны и Труда     1 января

  3. День защитников Отечества     9 мая

  4. Рождество Христово     1 мая

  5. День Победы     4 ноября

  6. День народного единства     7 января

  7. День независимости России     8 марта

  8. Международный женский день     12 июня

(Дети отвечают и выполняют задания)

Ведущий 2.  Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы прекрасно справились.

Мы желаем вам быть достойными гражданами нашего государства, чтить, уважать и соблюдать основной закон страны - Конституцию!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!