Классный час «Куликовская битва». 3 класс.
Учитель Ячменнова И.А.
Цели: - ознакомить учащихся с историей победы русского народа на Куликовом
поле;
- объяснить детям, что только в единстве и согласии сила народа;
- воспитывать уважительное отношение детей к историческому наследию
своего народа.
Оборудование: - иллюстрация «Поединок»;
- репродукция картины И.Глазунова «Дмитрий Донской»;
- карта-схема Куликовской битвы.
Ход классного часа.
Сообщение темы классного часа.
Учитель: - Ребята, какой праздник мы отмечаем ежегодно 9 мая? (День Победы)
- Кого победил русский народ в Великую Отечественную войну?
- За всю свою многовековую историю существования нашей стране не раз приходилось отражать нападения врагов. Россию пытались поработить фашисты, а до них французы, шведы, но это удалось сделать только монголо-татарам, которые тоже не устояли. Самый сокрушительный удар по монголо-татарским войскам нанесли русичи на поле Куликовом.
О битве на Куликовом поле мы и поговорим с вами сегодня.
Работа по теме классного часа.
А) Причины поражения Руси.
Учитель: - Как же так вышло, что монголо-татарам удалось завоевать Русь?
Дело в том, что было время, когда Русь была разбита на мелкие части – княжества. Каждым княжеством правил князь, который стремился расширить и укрепить свою территорию. Поэтому нередко князья враждовали между собой.
Когда монголо-татары пошли на Русь с войной, когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того чтобы объединиться и действовать заодно перед лицом грозой опасности, они продолжали свое соперничество. И монголо-татрам удалось, город за городом, княжество за княжеством, завоевать всю страну.
Надежда освободиться от власти Орды появилась у русского народа после победы на Куликовом поле.
Давайте узнаем, как проходила эта битва.
Б) События перед битвой.
Учитель: - Прошло более ста лет после захвата Руси монголо-татарами. Русь по-прежнему находилась под гнетом Орды. Между тем, некогда могущественная Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь Дмитрий перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Кроме этого, он выиграл бой с большим войском правителя орды Мамая. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить русскую землю.
Но и на Руси не сидели, сложа руки. Князь Дмитрий разослал гонцов во все
стороны, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против общего врага. Призыв князя был услышан. Со всех земель и княжеств к Москве стали стягиваться войска. Русь готовилась к великой битве.
Ребята, как вы думаете. Почему, еще не начав битвы. Русские войска уже наполовину победили? (Потому что русские княжества объединились. Было собрано огромное войско)
В) Куликовская битва.
Учитель: - Великая битва произошла на берегу реки Дон, на широком Куликовом
1
поле 8 сентября 1380года.
Скрытая густым туманом, отборная русская рать под командованием князя Серпуховского и воеводы Боброка - Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских стали сближаться с монголо-татарскими войсками на Куликовом поле.
Когда туман рассеялся, войска встали друг против друга. Как началась битва, расскажут … (фамилии, имена учащихся, рассказывающих стихотворения).
Уч-ся 1: Поутру Мамай в шатре
Глянул в щелку узкую
И увидел на заре
В поле силу русскую
«Ай-ай-ай! – подумал хан –
Что за наваждение!
Может, так шалит шайтан?
Может, сновидение?»
Хан опять глаза протер,
Закричал сердито.
Трепеща, к нему в шатер
Прибежала свита.
Уч-ся 2: «Вы видали эту рать?
Мы ее разгоним!
Время битву начинать!
Батыры! По коням!»…
Вот уж тысячи стрелков
Поднялись оравой.
Наготове лук, колчан,
И пошли на русский стан.
Учитель: - Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьями наперевес мчались всадники друг на друга и сцепились на всем скаку. Кони их едва устояли, присел на задние ноги, а оба воина насмерть поразили друг друга.И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.
Что мне сказать о битве той?
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!..
Там ратники к плечу плечо
С врагом сошлись грудь в грудь,
И места не было мечом
Иль палицей взмахнуть…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что красным был окрашен Дон
2
До самого низовья…
И стало солнце уставать,
К закату – огневое,
И стали русские сдавать –
Ордынцев было вдвое!
И тогда, когда разгромленный в бою левый русский полк начал отступать, из засады вышли дружины Боброка и Серпуховского. В бою наступил перелом. Как это произошло, расскажет … (фамилия, имя учащегося).
Уч-ся 3 : Вот тут-то памятный урок
Был дан врагам-татарам:
Вдруг вынес конницу Боброк,
Что пряталась недаром.
Укрытая от вражьих глаз
Зеленою дубравой,
Дружина вынесла тот час
Знамена русской славы
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя.
Учитель: - Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.
И хотя только через сто лет после Мамаева побоища обрела Русь полную независимость от Орды, с победой на Куликовом поле у русского народа появилась крепкая надежда освободить от власти монголо-татар.
Закрепление изученного.
Блиц-опрос. (За правильный ответ учащийся получает один жетон)
* Какому народу удалось поработить Русь? (Монголо-татарам)
* Почему это произошло? (Среди русских князей не было единства)
* Сколько примерно лет Русь находилась под властью моголо-татар? (Более 200лет)
* Как называлось государство моголо-татар? (Золотая орда)
* Где произошла решающая битва? (На Куликовом поле)
* С чего, согласно легенде, началось сражение? (С поединка двух богатырей)
* Когда русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке? (После смерти богатырей)
* Сражение длилось долго. На одной части поля русские стали отступать. Что
произошло дальше?
* Почему русское войско во главе с Дмитрием Донским смогло одержать победу?
Подведение итогов блиц - опроса. Награждение победителя.
Подведение итога.
Учитель: - В заключении послушайте стихотворение, которое расскажет … (фамилии, имя учащегося).
Уч-ся 4: Как же закончить эту быль
О поле Куликовом?
3
Кому же славу нам пропеть?
Кого прославить словом?
Руси достойных сыновей –
Отчизны честь и силу,
И наших предков-москвичей
Меж ними много было.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ.
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
4