СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 3 классе. "Куликовская битва".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет классному руководителю познакомить обучающихся с ходом и последствиями битвы на Куликовом поле.

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 3 классе. "Куликовская битва".»

Классный час «Куликовская битва». 3 класс.

Учитель Ячменнова И.А.

Цели: - ознакомить учащихся с историей победы русского народа на Куликовом

поле;

- объяснить детям, что только в единстве и согласии сила народа;

- воспитывать уважительное отношение детей к историческому наследию

своего народа.

Оборудование: - иллюстрация «Поединок»;

- репродукция картины И.Глазунова «Дмитрий Донской»;

- карта-схема Куликовской битвы.




































Ход классного часа.


  1. Сообщение темы классного часа.

Учитель: - Ребята, какой праздник мы отмечаем ежегодно 9 мая? (День Победы)

- Кого победил русский народ в Великую Отечественную войну?

- За всю свою многовековую историю существования нашей стране не раз приходилось отражать нападения врагов. Россию пытались поработить фашисты, а до них французы, шведы, но это удалось сделать только монголо-татарам, которые тоже не устояли. Самый сокрушительный удар по монголо-татарским войскам нанесли русичи на поле Куликовом.

О битве на Куликовом поле мы и поговорим с вами сегодня.


  1. Работа по теме классного часа.

А) Причины поражения Руси.

Учитель: - Как же так вышло, что монголо-татарам удалось завоевать Русь?

Дело в том, что было время, когда Русь была разбита на мелкие части – княжества. Каждым княжеством правил князь, который стремился расширить и укрепить свою территорию. Поэтому нередко князья враждовали между собой.

Когда монголо-татары пошли на Русь с войной, когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того чтобы объединиться и действовать заодно перед лицом грозой опасности, они продолжали свое соперничество. И монголо-татрам удалось, город за городом, княжество за княжеством, завоевать всю страну.

Надежда освободиться от власти Орды появилась у русского народа после победы на Куликовом поле.

Давайте узнаем, как проходила эта битва.

Б) События перед битвой.

Учитель: - Прошло более ста лет после захвата Руси монголо-татарами. Русь по-прежнему находилась под гнетом Орды. Между тем, некогда могущественная Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь Дмитрий перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Кроме этого, он выиграл бой с большим войском правителя орды Мамая. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить русскую землю.

Но и на Руси не сидели, сложа руки. Князь Дмитрий разослал гонцов во все

стороны, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против общего врага. Призыв князя был услышан. Со всех земель и княжеств к Москве стали стягиваться войска. Русь готовилась к великой битве.

Ребята, как вы думаете. Почему, еще не начав битвы. Русские войска уже наполовину победили? (Потому что русские княжества объединились. Было собрано огромное войско)


В) Куликовская битва.

Учитель: - Великая битва произошла на берегу реки Дон, на широком Куликовом

1


поле 8 сентября 1380года.

Скрытая густым туманом, отборная русская рать под командованием князя Серпуховского и воеводы Боброка - Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских стали сближаться с монголо-татарскими войсками на Куликовом поле.

Когда туман рассеялся, войска встали друг против друга. Как началась битва, расскажут … (фамилии, имена учащихся, рассказывающих стихотворения).

Уч-ся 1: Поутру Мамай в шатре

Глянул в щелку узкую

И увидел на заре

В поле силу русскую

«Ай-ай-ай! – подумал хан –

Что за наваждение!

Может, так шалит шайтан?

Может, сновидение?»

Хан опять глаза протер,

Закричал сердито.

Трепеща, к нему в шатер

Прибежала свита.

Уч-ся 2: «Вы видали эту рать?

Мы ее разгоним!

Время битву начинать!

Батыры! По коням!»…

Вот уж тысячи стрелков

Поднялись оравой.

Наготове лук, колчан,

И пошли на русский стан.

Учитель: - Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьями наперевес мчались всадники друг на друга и сцепились на всем скаку. Кони их едва устояли, присел на задние ноги, а оба воина насмерть поразили друг друга.И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.

Что мне сказать о битве той?

Что не было еще такой.

И хоть кого спроси,

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Там ратники к плечу плечо

С врагом сошлись грудь в грудь,

И места не было мечом

Иль палицей взмахнуть…

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что красным был окрашен Дон

2

До самого низовья…

И стало солнце уставать,

К закату – огневое,

И стали русские сдавать –

Ордынцев было вдвое!

И тогда, когда разгромленный в бою левый русский полк начал отступать, из засады вышли дружины Боброка и Серпуховского. В бою наступил перелом. Как это произошло, расскажет … (фамилия, имя учащегося).

Уч-ся 3 : Вот тут-то памятный урок

Был дан врагам-татарам:

Вдруг вынес конницу Боброк,

Что пряталась недаром.

Укрытая от вражьих глаз

Зеленою дубравой,

Дружина вынесла тот час

Знамена русской славы

И нанесла такой удар

С отвагою такою,

Что в страхе сонмища татар

Бежали с поля боя.

Учитель: - Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

И хотя только через сто лет после Мамаева побоища обрела Русь полную независимость от Орды, с победой на Куликовом поле у русского народа появилась крепкая надежда освободить от власти монголо-татар.


  1. Закрепление изученного.

Блиц-опрос. (За правильный ответ учащийся получает один жетон)

* Какому народу удалось поработить Русь? (Монголо-татарам)

* Почему это произошло? (Среди русских князей не было единства)

* Сколько примерно лет Русь находилась под властью моголо-татар? (Более 200лет)

* Как называлось государство моголо-татар? (Золотая орда)

* Где произошла решающая битва? (На Куликовом поле)

* С чего, согласно легенде, началось сражение? (С поединка двух богатырей)

* Когда русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке? (После смерти богатырей)

* Сражение длилось долго. На одной части поля русские стали отступать. Что

произошло дальше?

* Почему русское войско во главе с Дмитрием Донским смогло одержать победу?

Подведение итогов блиц - опроса. Награждение победителя.


  1. Подведение итога.

Учитель: - В заключении послушайте стихотворение, которое расскажет … (фамилии, имя учащегося).

Уч-ся 4: Как же закончить эту быль

О поле Куликовом?

3

Кому же славу нам пропеть?

Кого прославить словом?

Руси достойных сыновей –

Отчизны честь и силу,

И наших предков-москвичей

Меж ними много было.

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ.

И слава добрая за ним

До наших дней живет.




































4