СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 4 классе «Мои поступки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 4 классе «Мои поступки»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ДАЛГАТОВА Д. М.»

Г. МАХАЧКАЛА






Классный час в 4 классе «Мои поступки»
















Провела: Учитель начальных классов

МБОУ "СОШ №6 им. Д.М. Далгатова"

Исламова Самара Рамазановна


Тема: «Мои поступки».

Цель: научить учащихся обдумывать свои поступки, контролировать себя, свои действия и эмоции.

Ход классного часа.

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, почувствуйте теплоту ваших сердец.

- Обменявшись добрыми приветствиями, мы как будто сделали что-то хорошее, правда?

2. Вступительная беседа

- Всем вам известны слова из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.

Но, к сожалению, иногда мы, не задумываясь, совершаем такие поступки, которые причиняют боль и страдания другим людям. И при этом мы действуем не со зла, а … просто так. Просто так обзываем друг друга, придумывая обидные дразнилки. Просто так кидаем камень в голубя. Просто так, не задумываясь.

Никто не станет отрицать, что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. Поэтому здесь (обратить внимание на плакаты с высказываниями) и написаны эти высказывания (чтение высказываний).

В поведении, в поступках проявляются особенности нашего характера, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
3. Чтение и анализ рассказа«Я – позиция». Причина «Я – позиции».

- Послушайте, ребята, небольшой рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

Мальчик в лифте.

«Мальчик вошел в лифт на 9 этаже. Ехать до первого было долго и скучно. Перед глазами на панели сияли белизной кнопки. Мальчик от нечего делать поковырял кнопки ключом. На одной из них было углубление, мальчик заклеил его жвачкой и воткнул спичку. Получилось очень смешно. А лифт все еще полз, тихо поскрипывая, вниз. Мальчик поднес к спичке зажигалку. Спичка вспыхнула, как бенгальский огонь, но прогорела так быстро, что он опомниться не успел, как огонь добрался до кнопки и превратил ее в мягкое месиво. Мальчик похлопал рукавицей по кнопке, и она застыла уродливым грязным комком.

“Подумаешь, - вяло успокоил себя мальчик, выходя из лифта, - кому она нужна”.

На площадке первого этажа стояла, прислонившись к стенке, бабушка его друга с 5 этажа.

- Ой, Миша, - обрадовалась она, помоги, пожалуйста, сердце опять прихватило, а таблетки дома забыла, да и вызвать “Скорую” надо. Вызывай лифт, а то я шаг не могу сделать. Мишка вбежал в лифт, нажал кнопку – она не нажималась. Это была та самая, искалеченная им кнопка 5-го этажа. Он давил, стучал по ней кулаком – лифт не работал. Вдруг на его глазах старушка начала медленно сползать по стене, ее лицо покрыла страшная бледность.

  • Бабушка! Что с вами? – мальчик бросился к квартирам первого этажа, звонил, кричал. Зазвучали шаги, заговорили люди, подъехала машина скорой помощи. А мальчик все стоял у открытого лифта, из которого зияющими черным глазком смотрела злополучная кнопка. А дома Миша рассказал маме обо всем случившемся. Она, всплеснув руками, спросила:

  • Сынок, зачем ты это сделал?

- Просто так».


    1. Какие мысли и чувства вызвал рассказ?

    2. Были ли случаи, когда вам делали больно, вас обижали? Что вы при этом чувствовали?


- Необходимо отметить, что «красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения».

- Проанализируем ещё одну ситуацию.

Инсценирование отрывка из сказки Н.Носова.

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(подходит Сиропчик и Пончик)

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка: (замахивается и начинает драться)

Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром.

Автор: Незнайка и кнопка стали думать, почему все так вышло.

Кнопка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это -  бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопка: А, для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто бы не знаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

- Какой вывод сделаете?

- А вы сами задумываетесь о том, как ведёте себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеете ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать?

Высказывания детей.

4. Обсуждение ситуаций. «Ответственность и безответственность»

На экране слайды с ситуациями(Приложение 1: слайд 6).

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

  1. Петя не любит учиться, но готовится к урокам. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

  2. Вася аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ему в будущем. Он не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

- Представьте себе такую ситуацию. (Приложение: слайд 7)

Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит одноклассник и приглашает пойти поиграть в футбол. Очень хочется пойти. Он идёт на площадку и играет там до позднего вечера, забыв об уроках. 

- Как повлияет этот поступок на самого ученика?
- Подумал ли мальчик о последствиях?
- Можно ли назвать этот поступок ответственным?
- Как нужно было поступить?

- Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может плохо повлияет на него самого и на других людей.

Рядом со словом «ответственность» можно поставить слово «самостоятельность» (Приложение: слайд8)

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

- Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.

- Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого. Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

5. Итог. Свободный выбор, советы учащимся.

- Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность? Ответы детей.

- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

- А ведь задумайтесь, ребята, кто больше всего страдает от необдуманных ваших поступков? Люди, близкие вам, переживающие за вас – бабушки, мамы, сестренки, друзья по школе, учителя. Неужели вам хочется, чтобы у мамы стали печальные глаза, чтобы схватилась за сердце ваша бабушка, ушла в слезах домой ваша одноклассница?! А что, если привычка делать «просто так» мелкие гадости приведет к тому, что, став взрослым, вы будете делать гадости большие. Ведь гораздо проще и приятнее просто так улыбнуться друг другу, подарить тепло взгляда, сказать доброе слово незнакомому человеку, поблагодарить учителя за урок… просто так, чтобы всем было радостно и тепло оттого, что вы рядом.

- Закончить наш классный час я хочу словами педагога В.А. Сухомлинского: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо».( Приложение: слайд 9)

- Давайте, ребята, возьмемся за руки и мысленно пожелаем друг другу добра и успеха.

Исполнение песни «Доброта».