на тему "Конфликт и пути его решения"
4 класс
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
познакомить учащихся с основами общения без конфликтов;
формировать представление о разных вариантах человеческого общения.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к окружающим;
1.Организационный момент.
Сегодня на классном часе мы попробуем разобраться в вопросе:
«Почему возникают кофликты между чащимися, как найти общий язык друг с другом»
учитель: Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно обьединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.
( По 2, по 3 ,по 4 ; сядьте так, чтобы было 3 группы )
Учитель: Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.
Посмотрите на экран «что вы видите? (Звездное небо)
Какое оно?( большое, красивое, светлое,….)
-Совпали ли ваши мнения?
- Какой вывод можно сделать?
-На один и тот же предмет мы смотрим по разному.
Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
Учитель: - А всегда ли получается понимать друг друга?
- К чему может привести непонимание друг друга?
Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.
Учитель: Подберите синоним к слову спор
КОНФЛИКТ
Да, ссора может перерасти в конфликт.
- Ребята, назовите тему нашего занятия. (Конфликт)
Чему мы сегодня научимся?
Какие поставим цели:- Узнать, что такое конфликт?
- Последствия конфликта.
-Пути его разрешения.
-Где нам понадобятся знания этой темы?
Учащиеся высказывают свои мысли – в отношениях между людьми, в классе, в семье. Ещё маленькие, и вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.
1 задание Что такое конфликт?
Работаем в группах, при работе в группе необходимо соблюдать определённые правила. Давайте сейчас их озвучим.
-Умей выслушать каждого.
- Уважай своего товарища.
- Не согласен – предлагай.
Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, никому не уступает, спорит? (Учащиеся высказывают свои мысли)
Работа по группам:
1. Нарисовать человека в ссоре.
2. Нарисовать человека, у которого всё хорошо.
3. Нарисовать человека в драке.
Посмотрим, что у вас получилось.
- А теперь посмотрите, какие люди вам нравятся больше? Почему? (Оценивать)
Тема, о которой мы с вами беседуем, актуальна во всём мире. Люди хотят избежать конфликтов в государстве, стране, семье.
- Как вы думаете, что надо делать, что бы таких людей и конфликтных ситуаций не было?
- Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций.
2 задание:
Ситуация 1.(обсуждение 2 мин.)
-Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Варианты: - будете плакать;
- пожалуетесь учителю;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- своё мнение.
Ситуация 2.
- Проблема конфликтов всегда была актуальной, решить её пытались многие.
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду. К чему может привести упрямство и неуступчивость?
Учитель: Ребята, а как бы вы поступали в этой ситуации? (Дракой прав не будешь)
«В споре будь сдержан и тактичен»
Ситуация 3.
Перед сном ты долго играешь в компьютерные игры. Это так тебя захватывает, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями. Что делать?
Учитель: Молодцы, правильно поступили.
3 задание
- Учитель:
Давайте посмотрим мультфильм «Козленок который умел считать до 10» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры.
- Кл. рук-ль: герои из сказки смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что мириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
-Что помогает разрешить конфликт?
Ученики: Нужно уступать друг другу.
Учитель: Верно, уступка, один из способов выйти из конфликта. УСТУПКА
Ученики: Ещё можно обратиться к взрослому человеку за советом. СОТРУДНИЧЕСТВО
Учитель: Верно, если вы затрудняетесь в том правильно ли вы поступаете, то необходимо обратиться за советом к родителям, учителю и т.д. за советом.
Это и есть следующее правило бесконфликтного общения.
– «Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс».
А ещё очень помогает разрешить конфликт юмор и шутка.
Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. И это одно из самых главных правил человеческого общения.
- На экране появляется правило:
« Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
4 задание
На кружках напишите качество человека, которое помогает избежать конфликт:
(Прикрепить на доску.)
Посмотрите у нас получилось новое созвездие , как его назовем «ДРУЖБА»
Учитель: Ребята, подведём итог нашего занятия.
Вспомним какие задачи ставили:
1. Узнать, что такое конфликт?
(Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон , мнений)
2. Последствия конфликта.
(Мы поняли , что конфликтный человек лишается общения, здоровья )
3. Пути его разрешения.
(Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).
Правила бесконфликтного поведения:
1. В споре будь сдержан и тактичен.
2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
5. Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Итог:- Мне сегодня очень приятно было работать с вами . Спасибо!