Классный час на тему: «Я люблю тебя, моя малая родина»
“Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Цели: обобщить понятия Родина и малая родина; воспитывать любовь к своей малой родине, чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к родным местам.
-формирование в сознании учащихся понятий: «родина», «гражданин», «патриот», «малая родина»;
-развивать речь, кругозор, внимание детей;
-знакомить с памятными местами малой родины (игра «Собери пазл» с фотографиями памятных мест сел и деревень).
Ход классного часа:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем наш первый классный час в этом учебном году! Попробуйте узнать, о чем пойдет речь. (Звучит песня «Рязанский край»)
Учащиеся отвечают.
Учитель; Правильно, мы с вами будем говорить о нашем Рязанском крае, своей малой родине. Тема нашего классного часа «Я люблю тебя, моя малая родина».
Мне однажды в жизни повезло:
Я однажды родилась в России –
В том краю, где от берёз светло,
На земле, которой нет красивей.
Моя любовь – моя земля,
Моя красивая Россия.
Её озёра и поля,
Берёзы, вербы да осины.
Всё это навсегда со мной
И в счастье, и в беду лихую.
На свете нет другой такой,
Да и зачем её – другую?
Учитель: Давайте ответим на вопрос «Что такое Родина?».
Учащиеся отвечают :(Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня))
Учитель: Подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?
Игра с мячом. Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)
Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.
Учитель: Мы живем в России. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть малая родина.
Рязанский край, сиреневые дали
И голубой, безбрежный плес Оки.
Рязань, Рязань, не раз тебя пытали
В суровых битвах злобные враги.
Но ты стоишь, являя миру диво,
И колосятся тучные поля.
Живи в веках, Великая Россия!
Цвети, цвети, Рязанская земля!
Учитель: Как вы понимаете, что такое малая Родина?
Учащиеся отвечают: (Для каждого это что-то свое родное. Это семья; любимые люди; город, в котором ты живешь; деревня, в которой прошло все детство; школа, где так много знакомых и уже родных друзей, одноклассников и многое другое)
- Малая Родина – то место, где человек родился и вырос. Нашей малой Родиной является- Скопинский район, для кого-то село Шелемишево, поселок Желтухинский, другие деревни и села.
Для России наш район – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Учитель: Как вы думаете, как может быть связана судьба человека с судьбой Родины?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Человек с самого рождения влияет на судьбу своей Родины. Он совершает хорошие или плохие поступки, помогает своей Родине стать богаче и лучше или наоборот, делает ее беднее и хуже. В свою очередь и Родина влияет на каждого, дает ему образование, медицину, место работы и многое другое. Главное наше богатство – люди. Назовите своих земляков, на которых бы вы хотели равняться и кратко поясните почему. Каждый из вас и сегодня может своими поступками и своим трудом прославить свою землю, как это делали наши земляки.
Ребята, а какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? Как вы понимаете эти пословицы?
Одна у человека родная мать, одна у него и родина.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина любимая — мать родимая.
Родина начинается с семьи.
Родину головой оберегают.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
Родная землица и во сне снится.
Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
Та земля мила, где мать родила.
Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит.
Тот герой, кто за родину горой.
Человек без родины не живет.
Человек без родины — соловей без песни.
Учитель: Год 2017 в России- год экологии. Сейчас мы проведем игру, которая посвящена и нашей малой родине, и экологии. Вам нужно собрать пазл с фотографиями родных мест в общую картинку.
Учащиеся делятся на группы, каждой группе выдается набор карточек, из которых они складывают картинку с видами родных мест своей малой родины. Одна карточка, на которой изображены свалки, разбитые дороги, заброшенные дома, по мнению учащихся, оказывается лишней. Выясняем почему они решили не вставлять ее в свой пазл. (Приложение)
Учащиеся, из каждой группы, отвечают, объясняя свое решение.
5. Рефлексия.
Учитель: Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?
Учащиеся отвечают.
Я люблю рязанские просторы,
Где в реке лазурный небосвод,
Расплескавшись, словно сине море,
Тихо и торжественно плывет.
На заре пойду в широко поле,
Воздуха напьюсь в родном лесу,
Заблужусь в малиновом раздолье,
Засмотрюсь на русскую красу.
На берез распущенные косы
И на гроздья вызревших рябин,
Там, где в травах серебрятся росы,
Постою задумчиво один.
Может, земли краше есть, так что же?
Может, воздух слаще? Ну и пусть!
Мне ж всего милее и дороже
Милый край, моя святая Русь!
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ. С каждого классного часа будет домашнее задание- принесите фотографии любимых мест, мы сделаем стенд и будем любоваться.