СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 5-м классе «О культуре поведения»: «Добрым жить на белом свете веселей.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  • Знакомство с правилами этикета.
  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 5-м классе «О культуре поведения»: «Добрым жить на белом свете веселей.»»

МКОУ «СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Жукова Галина Валентиновна

учитель математики

Классный час в 5-м классе «О культуре поведения»:

«Добрым жить на белом свете веселей.»



Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.

  • Знакомство с правилами этикета.

  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование: таблички со словами "этикет", "здравствуй", "спасибо", "пожалуйста", "извините" и др.; ситуативные картинки и рисунки на тему вежливого поведения; набор предметов для практического занятия.

Ход классного часа

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

Факты из истории

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - "Первые моральные идеалы". Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик: Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

Беседа

Учитель: Сегодня мы будем говорить о вежливости. А чтобы легче было общаться мы возьмем самое главное. Что? Улыбку. Почему?

-Улыбнешься. И настроение поднимется.

С каким человеком приятнее разговаривать?

-С вежливым, воспитанным, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

До 17 века «вежа» означало «знаток»

А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)

Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости.

Игра: «Вежливо – невежливо»

(Если вежливо – хлопайте в ладоши 2 раза, невежливо – 1 раз)

- поздороваться при встрече

- толкнуть, не извиниться

- помочь подняться упавшему

- не встать, обратившись к учителю

- поднять упавшую вещь

- взять билет в автобусе

- не уступить место в транспорте

- не заметить недовольство мамы

- поднять бумажку с пола

Идет обсуждение, высказываются мнения.

Послушайте мексиканскую сказку: «Вежливый кролик»



Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"

И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!


-Чему учит сказка?

-Вежливый человек может быть злым?

Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой. А если человек добр, он спокоен, а значит и весел.

Игра: «Поможем дружно»

Ребята, беда! Пришла телеграмма из сказки, в которой всю власть захватила страшная Злобуля. Она замуровала все добрые слова, веселые песни, смех. Сделала своими приближенными жадность, зависть, сплетни, а главным помощником страх. Теперь там хмуро даже днем. Все дерутся и обижают друг друга. Давайте поможем жителям сказки, что же нам придется сделать?

  1. Вспомнить вежливые слова.

  2. Вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

  3. Рассказать веселые куплеты, стихи.

  4. Превратить плохие слова в их противоположное значение. Например:

Жестокость-жалость

Жадность- щедрость

Грубость-нежность

Зависть-доброжелательность

Страх-смелость

Лживость-правдивость

Дерзость-внимательность…



Выступление учащихся.

Вот и рассеялись злодеяния грубых, жестоких слов. Остались только добрые, а с ними ожили и смех, и веселые песни, и желание делать добрые дела.

Практическая часть

Учитель: Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. "Встреча гостей".  Мы распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? 

Предполагаемый ответдверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.

Задание 2. "Приветствие". Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе? 

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно.

Задание 3. "Подарки". Требуются три человека - один будет выбирать и дарить подарки, двое других - принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это - к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.

Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги нашей практической части классного часа 

Ученик: читает отрывок из стихотворения

С. Маршака "Ежели вы вежливы"

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду. 
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке, 
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура, и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

ПРИЛОЖЕНИЕ