Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Уваровская средняя общеобразовательная школа"
Классный час
«В мире профессий »
Подготовила и провела: Максудова Э.П.
с. Уварово,
01.09.2016 г.
Классный час в 9 классе « В мире профессий»
Цель: расширить кругозор детей о многообразии профессий;
уяснить, что путь к профессии лежит через труд;
развивать творческие способности учащихся, умение работать в группе.
Оборудование; компьютер, мультимедиа, презентация; коробка, мел, шприц, молоток, расчёска, кисть, розетка, нитки.
План.
1.Вступительное слово учителя
2.Труд – основа жизни.
3.Пословицы о труде.
4. Игра «от А до Я»
5.Задание: «Откуда берется хлеб?»
6.Игра «Кто потерял свой инструмент»
7.Игра “Узнай-ка”
8.Игра «Таинственное слово»
9.Задание: «Кому за что говорят спасибо»?
10.Тренинг «Рука судьбы»
11. Итог
Ход классного часа.
1.Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости, мне очень приятно видеть вас на нашем классном часе, и особенно приятно, ведь у нас сегодня праздник первого сентября!
Когда-то, Владимир Владимирович Маяковский задумался над очень важной проблемой:
У меня растут года
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем же заниматься?
- Как вы думаете, о чём мы будем вести речь на нашем классном часе? (Ответы)
-Итак, тема нашего классного часа « В мире профессий».
- Пройдёт немного времени, прозвенит последний звонок, вы сдадите выпускные экзамены, и перед вами встанет вопрос: Какую профессию выбрать?
- Что же такое профессия?
- В словаре русского языка С.И. Ожёгова дано такое толкование : «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности»
Говоря по-другому, профессия – это дело, труд которым занимается человек и получает за это деньги.
2.Труд – основа жизни.
Без труда не было бы и жизни на земле. Труд был и будет основой жизни на земле. Труд помогает переносить все тяготы, невзгоды, и жару, и холод. Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю – краше, Родину – богаче!!!
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый странный, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно это труд!
- Представьте себе такую ситуацию: все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители…Что произойдёт? Не вышли на работу врачи и повара…дворники перестали подметать дворы…Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить…А, чтобы хорошо их выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и …профессионально. В основе любой профессии лежит труд. Нет труда, нет и профессии.
В основе жизни любого человека тоже лежит труд. Чтобы человек мог иметь все необходимое для жизни, он должен трудиться.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
3.Пословицы о труде.
-О труде сказано много хороших пословиц. А сейчас вы сами попробуете составить пословицы из отдельных слов.
Сделал дело….(гуляй смело)
Дело мастера….(боится)
Что посеешь… (то и пожнешь)
Делу время… (потехе час)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Поспешишь…(людей насмешишь)
Семь раз отмерь…(один раз отрежь)
Какие на свете профессии есть?
Их много, их море, их просто не счесть:
- Ребята, а вы знаете, сколько профессий существует? Их десятки? Сотни? Тысячи?
- Говорят, что сегодня существует более 50 тысяч самых разных профессий.
4. Игра «от А до Я»
-Предлагаю вам сыграть в игру «От А до Я». На слайде написано слово профессия Вам нужно назвать профессии начинающиеся на буквы из которых состоит это слово
-Теперь вы сами, я думаю, убедились, что профессий очень много.
-Мы уже сказали, что на свете огромное количество профессий, почти пятьдесят тысяч. И в нашей школе работают люди множества профессий .Назовите эти профессии.
-А теперь подумайте и скажите, есть ли среди них самая важная и нужная? (ответы детей).
Правильно, нет профессии самой нужной и важной, а все нужны и важны.
-Каждый предмет, прежде чем попасть к нам, проделывает долгий путь превращений. Эти превращения выполняют люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга. Докажите это, выполнив следующее задание.
5.Задание: «Откуда берется хлеб?»
1.Весной поле вспахал _______________ и засеял его пшеницей.
2.Летом ________________ на зерноуборочной машине собрал колоски с зернами.
3.Зерно на машине _______________ отвез на мукомольный завод.
4.Там ________________ перемолол зерно в муку.
5. Муку погрузили в поезд и _____________ отвезли в город целый состав вагонов с мукой.
6. В пекарне из муки замесили тесто и _________________ испек хлеб.
7._____________ отвез хлеб в магазин, а ________________ продал его тебе.
Вписываем подходящие слова: 1.тракторист; 2.комбайнер; 3.шофер; 4. мукомол; 5.железнодорожники; 6.пекарь; 7.продавец.
Профессий много на Земле,
И каждая — важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Быть может, станешь маляром,
А может, инженером.
Возможно, будешь столяром,
Возможно, милиционером.
Профессий много на Земле,
Но выбирай любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна.
- Ребята, а может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
(ответы детей).
-Почти каждая профессия предусматривает получение специального образования в учебных заведениях, т.е. чтобы овладеть какой-либо профессией, нужно учиться.
-Какие учебные заведения вы знаете?
(ответы детей).
-В каком учебном заведении будете учиться вы?
(в училище).
- Каждая профессия имеет свои орудия труда, инструменты. Например, какие инструменты в своей работе использует столяр?
(ответы детей).
6.Игра «Кто потерял свой инструмент»
У меня в коробке много инструментов, принадлежащих людям разных профессий. Назовите профессии, где эти инструменты используются.
(Учащиеся вынимают из мешочка и называют профессии где они используются)
7.Игра “Узнай-ка”
- Попытайтесь угадать, о каких профессиях идёт речь?
- Ваша сдача 10 рублей.
- Тема сегодняшнего урока “Глагол”.
- Кому добавки?
- Какой зуб у вас болит?
8.Игра «Таинственное слово»
- Угадать, какое слово зашифровано.
Явше (швея), праов (повар), вордкин (дворник), рямал (маляр), плникот (плотник)
-Ребята, как вы думаете, важнее кем ты работаешь или как ты работаешь?
(ответы детей).
- Правильно, не столько важно кем ты работаешь, сколько важно как ты работаешь. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивыми работниками никто не хочет иметь дела. Человека ценят за его отношение к работе, за его дела. Главное – с душой относиться к своей профессии, качественно и добросовестно выполнять свою работу. Тогда люди скажут: «Вот мастер своего дела».
Представьте, что вы уже работаете. Скажите, как вы будите работать, чтобы про вас сказали: «Это мастер своего дела»?
Например, если я буду продавцом, то буду вежливо и культурно обслуживать покупателей.
(Дети продолжают).
Если я буду сапожником – буду шить удобную и красивую обувь.
Если я буду маляром – то буду красить ровно и гладко.
Если я буду столяром – буду делать прочную мебель.
Если я буду строителем – буду строить уютное и прочное жилье.
Если я буду дворником – буду чисто подметать улицу.
Если я буду поваром – то буду вкусно готовить.
-Молодцы, вы правильно понимаете, как должны работать повар, маляр, столяр, чтобы быть мастерами своего дела. Но этого нужно добиться, добиться трудолюбием, добросовестным отношением к своей работе. Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть, вкладывает свою душу в работу, выполняет ее качественно, аккуратно, красиво. Поэтому труд его приносит радость людям. И тогда люди говорят мастеру «спасибо».
9.Задание: «Кому за что говорят спасибо»?
На слайде написаны профессии, дети называют мастера и за что говорим ему «спасибо».
Сапожнику – за удобную обувь.
Столяру – за прочную мебель.
Строителю – за уютное жилье.
Парикмахеру – за красивую прическу.
Врачу – за избавление от боли.
Уборщице – за чистоту и порядок.
Учителю – за знания.
Портному – за одежду.
-Ребята, а теперь подумайте и ответьте : Для чего нужна профессия?
(ответы детей).
Вопрос выбора профессии решить за короткое время нельзя, нужно хорошо подумать, все взвесить.
10.Тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
- Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
- Должны выполняться три условия (слайд)
Хочу ------------мои желания
Могу-------------способности и возможности
Надо--------------востребованность профессии
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
11. Итог - Ребята, я надеюсь, что наш классный час прошёл с пользой для вас. -О чем мы сегодня говорили? Что вы поняли из сегодняшней беседы? Каждый человек должен иметь профессию. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Не старайся искать легких дорог, путь к успеху – всегда работа до седьмого пота. Успехов вам!
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные -
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Галактионова К.
8