Тема: "Безопасная помощь: Когда и Как Помочь Взрослому?"
Цель: Научить детей различать ситуации, когда помощь взрослому безопасна, и ситуации, когда она может быть опасна для самого ребенка. Сформировать алгоритмы безопасного поведения.
Задачи:
Объяснить, что желание помочь – это хорошо.
Научить распознавать "опасные" просьбы о помощи от взрослых.
Дать четкие правила безопасной помощи.
Отработать навыки отказа в опасных ситуациях.
Научить, к кому обращаться за помощью в подозрительных ситуациях.
Вовлечь родителей через памятки.
Целевая аудитория: Учащиеся начальной школы (1-4 классы).
Время: 45 минут.
Оборудование: Интерактивная доска или проектор, компьютер, колонки, раздаточные материалы (памятки, карточки для заданий), бумага А4, цветные карандаши/фломастеры, магниты или скотч.
Раздаточные Материалы (Прилагаются в конце плана):
Памятка для ребенка: "Правила Безопасной Помощи" (яркая, с картинками, простыми правилами и контактами доверия).
Листовка для родителей: "Как научить ребенка безопасно помогать?" (основные правила, советы по обсуждению темы дома, контакты доверия).
Брошюра для учеников школы: "Помогай Умно! Правила Безопасной Помощи для Школьников" (более развернутая, чем памятка, с примерами, комиксами, советами, контактами).
Ход Классного Часа:
1. Вступление (5 мин):
Приветствие, создание позитива: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о важном и хорошем качестве – о желании помогать другим! Кто из вас любит помогать маме, папе, бабушке, друзьям? (Дети поднимают руки). Молодцы! Помогать – это здорово!"
Постановка проблемы: "Но иногда взрослые люди (совсем незнакомые или даже малознакомые) могут попросить о помощи. И вот здесь важно знать: КОГДА помощь будет безопасной, а когда она может быть ОПАСНОЙ для вас самих. Сегодня мы научимся это различать!"
Оглашение темы: "Тема нашего классного часа: 'Безопасная помощь: Когда и Как Помочь Взрослому?'"
2. Основная часть (30 мин):
а) Мини-лекция "Светофор Помощи" (7 мин):
Красный свет (СТОП! Помогать ОПАСНО!):
Взрослый просит пойти/поехать с ним куда-то (в машину, в подъезд, в лес, "посмотреть котенка/щенка").
Взрослый просит сохранить что-то в секрете от родителей ("Это будет наш с тобой секрет!").
Взрослый просит помочь в уединенном месте (подвал, пустой двор, чужой подъезд, парк без людей).
Взрослый делает тебе подарки или угощения, чтобы ты пошел с ним или что-то сделал.
Взрослый просит помочь с чем-то странным или непонятным (например, "помочь найти собаку", но при этом ведет себя подозрительно).
Ключевое правило: "Если взрослый просит тебя о помощи вдали от других людей, куда-то пойти с ним или сохранить секрет – это ОПАСНО! Помогать НЕЛЬЗЯ!"
Желтый свет (ВНИМАНИЕ! Подумай, нужна ли помощь?):
Знакомый взрослый (сосед, родитель друга) просит что-то передать родителям или зайти домой, когда родителей нет. Объяснить: Лучше сказать "Я передам родителям, что вы звонили" или "Я спрошу разрешения у мамы/папы".
Взрослый на улице спрашивает дорогу. Объяснить: Можно ответить, но НЕ подходить близко и НЕ идти провожать. Показать направление рукой или сказать: "Идите прямо, потом направо".
Зеленый свет (МОЖНО помочь!):
Помощь в присутствии своих родителей, учителя, знакомого взрослого (донести сумку до квартиры, пока мама открывает дверь; помочь воспитателю собрать игрушки).
Помощь, которую ты оказываешь на виду у многих людей (подать упавшую палку пожилому человеку в парке; сказать, что у него развязался шнурок).
Помощь, которая не требует уходить куда-то или нарушать правила безопасности.
Ключевое правило: "Безопасно помогать там, где много людей, или рядом с теми, кого ты хорошо знаешь и доверяешь (родители, учитель)!"
б) Интерактивное задание в группах "Опасно или Безопасно?" (10 мин):
Класс делится на 3-4 группы.
Каждой группе раздаются карточки с описанием ситуаций (примеры ниже). Карточки разного цвета (например, красные и зеленые) или просто с текстом.
Задача группы: Обсудить каждую ситуацию и разделить карточки на 2 стопки: "Опасно помогать" (Красный свет) и "Безопасно помогать" (Зеленый свет). Можно добавить стопку "Желтый свет - Будь осторожен!".
Примеры ситуаций для карточек:
Незнакомый мужчина просит помочь донести тяжелый пакет до машины, которая стоит за углом дома. (ОПАСНО!)
Бабушка у подъезда уронила ключи. Она просит тебя поднять их и подать ей. (БЕЗОПАСНО - на виду, действие простое).
Знакомая тетя соседка просит зайти к ней домой и помочь переставить цветок, пока родителей нет дома. (ОПАСНО / ЖЕЛТЫЙ - лучше отказаться, предложить помощь, когда родители дома).
На улице к тебе подходит женщина и плачет, говорит, что потеряла щенка. Просит пойти помочь его искать в ближайшем сквере. (ОПАСНО!).
Учительница просит помочь раздать тетради в классе. (БЕЗОПАСНО).
Незнакомый дядя машет тебе из машины и просит подойти, чтобы сказать, как проехать на улицу Мира. (ОПАСНО! Не подходить близко к машине! Можно громко сказать название улицы или сказать "Я не знаю" и отойти).
Мама просит помочь накрыть на стол дома. (БЕЗОПАСНО).
Незнакомый подросток просит тебя сбегать в магазин за сигаретами, а он подождет тебя тут. (ОПАСНО! И это незаконно).
Обсуждение: По одной ситуации от каждой группы. Учитель задает наводящие вопросы: "Почему вы решили, что это опасно/безопасно?", "Что именно опасно?", "Как бы вы поступили?". Корректирует ответы, закрепляет правила.
Дети разбиваются на пары.
Задача: Придумать и отрепетировать вежливый, но твердый отказ в ОПАСНОЙ ситуации.
Учитель дает формулы отказа (можно написать на доске):
"Извините, я не могу вам помочь". (И уйти).
"Мне мама/папа не разрешают разговаривать с незнакомыми / ходить куда-то с незнакомыми". (И уйти).
"Я спешу!" (И уйти).
"Я позову взрослого!" (Если чувствует угрозу или настойчивость).
Ситуации для отработки (одна на пару, раздаются на карточках):
"Мальчик/девочка, помоги мне найти мою собаку! Она маленькая, спряталась за теми кустами!"
"Эй, помоги донести коробку до моей машины, она совсем рядом!"
"У меня тут конфетка для тебя, подойди поближе!"
Презентация: Несколько пар показывают свои диалоги классу. Обсуждаем, какие отказы были самыми убедительными.
г) "К кому бежать?" (5 мин):
Обсуждение: "Если тебе кажется, что ситуация опасная, или если тебя напугала просьба незнакомого взрослого, что делать?"
Ответы детей + подведение итога:
Немедленно уйти в безопасное место (где много людей: магазин, школа, библиотека, к знакомым соседям).
Рассказать все, что произошло, родителям, учителю, знакомому взрослому (охраннику в магазине, полицейскому).
Позвонить родителям (если есть телефон).
Кричать "Помогите! Я его/ее не знаю!" – если взрослый пытается схватить или увести.
Написать на доске и проговорить: Круг доверия: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЬ, ПОЛИЦЕЙСКИЙ, ОХРАННИК.
3. Закрепление и Рефлексия (8 мин):
Блиц-опрос: Учитель быстро называет ситуации (похожие на карточки), дети отвечают хором или сигнальными карточками (красный/зеленый): "Опасно!" или "Безопасно!".
Главные Правила: Учитель еще раз четко проговаривает 2-3 ключевых правила (про секреты, про уход с незнакомцем, про помощь на виду).
Раздача Памяток: "Ребята, чтобы вы не забыли наши важные правила, я приготовила для вас вот такие памятки. Положите их в дневник или портфель. Обязательно покажите родителям! Для них тоже есть листовка. А еще для всей школы мы сделали брошюры – их можно будет взять на стенде/у классного руководителя." (Раздать Памятки для детей и Листовки для родителей).
Заключительное слово: "Помогать – это прекрасно! Но ваша безопасность – САМОЕ ГЛАВНОЕ! Помните правила "Безопасной Помощи", доверяйте своим чувствам (если страшно или тревожно – это сигнал!), и всегда рассказывайте родителям о любых подозрительных ситуациях. Вы – молодцы!"
4. Домашнее задание (2 мин):
Обязательно показать и обсудить с родителями памятку и листовку.
Нарисовать рисунок на тему "Безопасная помощь" (можно принести в класс для выставки).