СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в начальной школе "Безопасная помощь: когда и как помочь взрослому?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час в начальной школе "Безопасная помощь: когда и как помочь взрослому?"»

Тема: "Безопасная помощь: Когда и Как Помочь Взрослому?"

Цель: Научить детей различать ситуации, когда помощь взрослому безопасна, и ситуации, когда она может быть опасна для самого ребенка. Сформировать алгоритмы безопасного поведения.

Задачи:

  1. Объяснить, что желание помочь – это хорошо.

  2. Научить распознавать "опасные" просьбы о помощи от взрослых.

  3. Дать четкие правила безопасной помощи.

  4. Отработать навыки отказа в опасных ситуациях.

  5. Научить, к кому обращаться за помощью в подозрительных ситуациях.

  6. Вовлечь родителей через памятки.

Целевая аудитория: Учащиеся начальной школы (1-4 классы).
Время: 45 минут.
Оборудование: Интерактивная доска или проектор, компьютер, колонки, раздаточные материалы (памятки, карточки для заданий), бумага А4, цветные карандаши/фломастеры, магниты или скотч.

Раздаточные Материалы (Прилагаются в конце плана):

  1. Памятка для ребенка: "Правила Безопасной Помощи" (яркая, с картинками, простыми правилами и контактами доверия).

  2. Листовка для родителей: "Как научить ребенка безопасно помогать?" (основные правила, советы по обсуждению темы дома, контакты доверия).

  3. Брошюра для учеников школы: "Помогай Умно! Правила Безопасной Помощи для Школьников" (более развернутая, чем памятка, с примерами, комиксами, советами, контактами).

Ход Классного Часа:

1. Вступление (5 мин):

  • Приветствие, создание позитива: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о важном и хорошем качестве – о желании помогать другим! Кто из вас любит помогать маме, папе, бабушке, друзьям? (Дети поднимают руки). Молодцы! Помогать – это здорово!"

  • Постановка проблемы: "Но иногда взрослые люди (совсем незнакомые или даже малознакомые) могут попросить о помощи. И вот здесь важно знать: КОГДА помощь будет безопасной, а когда она может быть ОПАСНОЙ для вас самих. Сегодня мы научимся это различать!"

  • Оглашение темы: "Тема нашего классного часа: 'Безопасная помощь: Когда и Как Помочь Взрослому?'"

2. Основная часть (30 мин):

  • а) Мини-лекция "Светофор Помощи" (7 мин):

    • Красный свет (СТОП! Помогать ОПАСНО!):

      • Взрослый просит пойти/поехать с ним куда-то (в машину, в подъезд, в лес, "посмотреть котенка/щенка").

      • Взрослый просит сохранить что-то в секрете от родителей ("Это будет наш с тобой секрет!").

      • Взрослый просит помочь в уединенном месте (подвал, пустой двор, чужой подъезд, парк без людей).

      • Взрослый делает тебе подарки или угощения, чтобы ты пошел с ним или что-то сделал.

      • Взрослый просит помочь с чем-то странным или непонятным (например, "помочь найти собаку", но при этом ведет себя подозрительно).

      • Ключевое правило: "Если взрослый просит тебя о помощи вдали от других людей, куда-то пойти с ним или сохранить секрет – это ОПАСНО! Помогать НЕЛЬЗЯ!"

    • Желтый свет (ВНИМАНИЕ! Подумай, нужна ли помощь?):

      • Знакомый взрослый (сосед, родитель друга) просит что-то передать родителям или зайти домой, когда родителей нет. Объяснить: Лучше сказать "Я передам родителям, что вы звонили" или "Я спрошу разрешения у мамы/папы".

      • Взрослый на улице спрашивает дорогу. Объяснить: Можно ответить, но НЕ подходить близко и НЕ идти провожать. Показать направление рукой или сказать: "Идите прямо, потом направо".

    • Зеленый свет (МОЖНО помочь!):

      • Помощь в присутствии своих родителей, учителя, знакомого взрослого (донести сумку до квартиры, пока мама открывает дверь; помочь воспитателю собрать игрушки).

      • Помощь, которую ты оказываешь на виду у многих людей (подать упавшую палку пожилому человеку в парке; сказать, что у него развязался шнурок).

      • Помощь, которая не требует уходить куда-то или нарушать правила безопасности.

      • Ключевое правило: "Безопасно помогать там, где много людей, или рядом с теми, кого ты хорошо знаешь и доверяешь (родители, учитель)!"

  • б) Интерактивное задание в группах "Опасно или Безопасно?" (10 мин):

Класс делится на 3-4 группы.

Каждой группе раздаются карточки с описанием ситуаций (примеры ниже). Карточки разного цвета (например, красные и зеленые) или просто с текстом.

Задача группы: Обсудить каждую ситуацию и разделить карточки на 2 стопки: "Опасно помогать" (Красный свет) и "Безопасно помогать" (Зеленый свет). Можно добавить стопку "Желтый свет - Будь осторожен!".

Примеры ситуаций для карточек:

      1. Незнакомый мужчина просит помочь донести тяжелый пакет до машины, которая стоит за углом дома. (ОПАСНО!)

      2. Бабушка у подъезда уронила ключи. Она просит тебя поднять их и подать ей. (БЕЗОПАСНО - на виду, действие простое).

      3. Знакомая тетя соседка просит зайти к ней домой и помочь переставить цветок, пока родителей нет дома. (ОПАСНО / ЖЕЛТЫЙ - лучше отказаться, предложить помощь, когда родители дома).

      4. На улице к тебе подходит женщина и плачет, говорит, что потеряла щенка. Просит пойти помочь его искать в ближайшем сквере. (ОПАСНО!).

      5. Учительница просит помочь раздать тетради в классе. (БЕЗОПАСНО).

      6. Незнакомый дядя машет тебе из машины и просит подойти, чтобы сказать, как проехать на улицу Мира. (ОПАСНО! Не подходить близко к машине! Можно громко сказать название улицы или сказать "Я не знаю" и отойти).

      7. Мама просит помочь накрыть на стол дома. (БЕЗОПАСНО).

      8. Незнакомый подросток просит тебя сбегать в магазин за сигаретами, а он подождет тебя тут. (ОПАСНО! И это незаконно).

Обсуждение: По одной ситуации от каждой группы. Учитель задает наводящие вопросы: "Почему вы решили, что это опасно/безопасно?", "Что именно опасно?", "Как бы вы поступили?". Корректирует ответы, закрепляет правила.

  • в) Работа в парах "Как сказать НЕТ?" (8 мин):

Дети разбиваются на пары.

Задача: Придумать и отрепетировать вежливый, но твердый отказ в ОПАСНОЙ ситуации.

Учитель дает формулы отказа (можно написать на доске):

      • "Извините, я не могу вам помочь". (И уйти).

      • "Мне мама/папа не разрешают разговаривать с незнакомыми / ходить куда-то с незнакомыми". (И уйти).

      • "Я спешу!" (И уйти).

      • "Я позову взрослого!" (Если чувствует угрозу или настойчивость).

    1. Ситуации для отработки (одна на пару, раздаются на карточках):

      • "Мальчик/девочка, помоги мне найти мою собаку! Она маленькая, спряталась за теми кустами!"

      • "Эй, помоги донести коробку до моей машины, она совсем рядом!"

      • "У меня тут конфетка для тебя, подойди поближе!"

    2. Презентация: Несколько пар показывают свои диалоги классу. Обсуждаем, какие отказы были самыми убедительными.

  1. г) "К кому бежать?" (5 мин):

    1. Обсуждение: "Если тебе кажется, что ситуация опасная, или если тебя напугала просьба незнакомого взрослого, что делать?"

    2. Ответы детей + подведение итога:

      • Немедленно уйти в безопасное место (где много людей: магазин, школа, библиотека, к знакомым соседям).

      • Рассказать все, что произошло, родителям, учителю, знакомому взрослому (охраннику в магазине, полицейскому).

      • Позвонить родителям (если есть телефон).

      • Кричать "Помогите! Я его/ее не знаю!" – если взрослый пытается схватить или увести.

    3. Написать на доске и проговорить: Круг доверия: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЬ, ПОЛИЦЕЙСКИЙ, ОХРАННИК.

3. Закрепление и Рефлексия (8 мин):

  • Блиц-опрос: Учитель быстро называет ситуации (похожие на карточки), дети отвечают хором или сигнальными карточками (красный/зеленый): "Опасно!" или "Безопасно!".

  • Главные Правила: Учитель еще раз четко проговаривает 2-3 ключевых правила (про секреты, про уход с незнакомцем, про помощь на виду).

  • Раздача Памяток: "Ребята, чтобы вы не забыли наши важные правила, я приготовила для вас вот такие памятки. Положите их в дневник или портфель. Обязательно покажите родителям! Для них тоже есть листовка. А еще для всей школы мы сделали брошюры – их можно будет взять на стенде/у классного руководителя." (Раздать Памятки для детей и Листовки для родителей).

  • Заключительное слово: "Помогать – это прекрасно! Но ваша безопасность – САМОЕ ГЛАВНОЕ! Помните правила "Безопасной Помощи", доверяйте своим чувствам (если страшно или тревожно – это сигнал!), и всегда рассказывайте родителям о любых подозрительных ситуациях. Вы – молодцы!"

4. Домашнее задание (2 мин):

  • Обязательно показать и обсудить с родителями памятку и листовку.

  • Нарисовать рисунок на тему "Безопасная помощь" (можно принести в класс для выставки).