СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Вежливость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час или можно провести в виде беседы. Разработан для учеников 1го класса. Предложены различные ситуации, которые дети должны разобрать, стихотворение Бориса Заходера и другие задания.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Вежливость"»

Беседа «Вежливость»

Цель: Привитие навыков культурного поведения.

Задачи:

1) Вспомнить с детьми «волшебные» слова.

2) Научить детей анализировать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях.

3) Познакомить ребят с обычаями хорошего тона.

- Ребята, мы поговорим сегодня с вами о воспитанности. Я проверю, насколько хорошо вы знаете правила вежливости и хорошего тона.

I. Разминка.

Растает ледяная глыба от слова тёплого…

Спасибо

Зазеленеет даже пень, когда услышит…

Добрый день.

Когда бранят за шалости, то говорим: «Прости,…

Пожалуйста!»

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:…

«До свидания».

Если очень вкусно было, скажем маме мы…

«Спасибо».

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь:…

Здравствуйте!

- Молодцы! «Вежливые» слова вы знаете. Вежливый и воспитанный человек всегда в своей речи использует «волшебные» слова. С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку поднять настроение. В разминке мы вспомнили не все «волшебные» слова. А какие «волшебные» слова вы ещё знаете?

- Извините, благодарю, будьте любезны, будьте добры, добрый день (вечер, утро, ночи)…

II. «Волшебные» обычаи.

1) Ребята, как вы думаете, откуда пришёл к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?

- Этот обычай возник в Средние века во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облачённые в доспехи. Войдя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя!» Суровые времена Средневековья прошли, но обычай – входя в дом, снимать головной убор – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей.

2) – Ребята, а откуда пришёл к нам обычай – здороваясь, снимать перчатку?

- Этот обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки - возник в Средние века во времена рыцарей. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке не зажато оружие, что он относится к собеседнику доброжелательно. И сейчас вы снимаете перчатку из уважения и внимания к человеку, с которым здороваетесь.

3) – Ребята, как вы думаете, когда впервые в России появилась книга о правилах поведения молодых за столом?

- Более 200 лет тому назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Российской академией наук.

Многие правила из этой книги годятся и сейчас, хотя они написаны непривычным для нас языком: «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пой, пока пищи не проглотишь. Не чавкай как свинья и головы не чеши. Не говори, не проглотив куска».

III. Разбор стихотворения «Очень вежливый Индюк»

- Ребята, послушайте стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый Индюк». Подумайте, почему к Индюку никто не шёл.

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по 30 в день, не реже,

Он кричал: «Эй вы, невежи!

Заходите что ли в гости –

Поучиться вежливости».

«Я и сам, - кричал Индюк –

Доктор вежливых наук.

И жена моя – пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, Осёл,

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: приду, спасибо!

Ты не будь свиньёй, Свинья!

Ждёт тебя моя семья,

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло!»

Как ни бился он, однако,

К Индюку никто не шёл –

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осёл.

Посинел Индюк от злости:

«Не идут нахалы в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды-балды!»

И добавил с высоты своего величия:

«Не усвоили, скоты,

Правила приличия!»

- Так почему же к Индюку никто не шёл?

- А какие вы, ребята, усвоили правила приличия?

IV. Решение задач по этике

- Сейчас мы с вами разберём несколько задач (ситуаций из жизни). Можно разделить детей на группы, а можно сразу обсуждать вместе.

1) Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Мальчик допустил несколько ошибок. Какие?

- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините. Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времеНИ. Спасибо.» или «Извините. Скажите, пожалуйста, который сейчас час. Спасибо»

2) Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?

- Обычно дорогу первым уступает то, кто вежливее.

Можно рассказать (прочитать детям Притчу о двух баранах. Смотреть в приложении)


3) Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго. Почему?

- Больному человеку тяжело долго с кем-то общаться, поэтому к больному заходят ненадолго.

4) Рассказывая о чём-то интересном, не размахивай изо всех сил руками. Почему?

- Можно задеть что-нибудь руками и уронить (разбить), можно ударить рукой того, кто стоит с тобой рядом.

-Ребята, мы много сегодня говорили о «вежливых» словах, о хороших поступках, о правилах приличия. Я надеюсь, что теперь вы в своей речи не будете забывать использовать «волшебные» слова, а грубость забудете. Также не забывайте о правилах хорошего тона.











































Приложение 1.

Притча о двух баранах.

Жили-были два барана. Однажды, встретились они на узком мосту.


  Первый баран говорит:

  - Поскольку я прошел большую половину моста и уступить тебе дорогу мне будет сложнее, чем, если бы ты уступил мне, будь так добр прояви милость, дай пройти.


  А тот ему ответил:

  - Никуда я отходить не буду, сам уступай.


  Только вздохнул первый баран и потихоньку начал двигаться задним ходом обратно.

  - Проходи, – спокойно сказал он.


  Второй баран, будучи довольным собой, пошел дальше по мостику, но, почти пройдя его, остановился, задумался и сказал:

  - Не–ет, хочешь себя белым и пушистым выставить, а меня таким злым и глупым. Не получится, сам первым проходи.


  И начал отступать обратно. Первый баран, опять же вздохнув, пошел по мостику, но почти пройдя его, второй баран опять задумался и сказал:


  - Это ты, наверное, специально мне вначале путь уступил, чтобы меня потом совесть загрызла, и я дал тебе пройти первый, а вот не выйдет у тебя ничего, ступай обратно, я пройду первым.


  Первый баран вновь ушел к началу моста. И вот по мосту пошел второй баран. Пройдя половину, он снова остановился и пытливо посмотрел на первого. А тот посмотрел на него грустным взглядом, повертел головой и сказал:


  - Мост твой, делай с ним что хочешь...

  И пошел он вдоль речки искать мелководье, чтоб перейти по нему.


  А второй баран, подумал-подумал и решил, что встретился с совершенно глупым бараном, который вместо того, чтобы пройти по мосту, ушел искать другой путь, гораздо сложнее. И, довольный собой, перейдя наконец-то мост, пошел восвояси.


  Да вот что интересно – кто из них действительно был глуп, а кто умен: баран, оставаясь бараном, который заполучил мост или все-таки баран, который хотел стать умнее и, став им, остался ни с чем?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!