Беседа «Вежливость»
Цель: Привитие навыков культурного поведения.
Задачи:
1) Вспомнить с детьми «волшебные» слова.
2) Научить детей анализировать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях.
3) Познакомить ребят с обычаями хорошего тона.
- Ребята, мы поговорим сегодня с вами о воспитанности. Я проверю, насколько хорошо вы знаете правила вежливости и хорошего тона.
I. Разминка.
Растает ледяная глыба от слова тёплого…
Спасибо
Зазеленеет даже пень, когда услышит…
Добрый день.
Когда бранят за шалости, то говорим: «Прости,…
Пожалуйста!»
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:…
«До свидания».
Если очень вкусно было, скажем маме мы…
«Спасибо».
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь:…
Здравствуйте!
- Молодцы! «Вежливые» слова вы знаете. Вежливый и воспитанный человек всегда в своей речи использует «волшебные» слова. С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку поднять настроение. В разминке мы вспомнили не все «волшебные» слова. А какие «волшебные» слова вы ещё знаете?
- Извините, благодарю, будьте любезны, будьте добры, добрый день (вечер, утро, ночи)…
II. «Волшебные» обычаи.
1) Ребята, как вы думаете, откуда пришёл к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
- Этот обычай возник в Средние века во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облачённые в доспехи. Войдя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя!» Суровые времена Средневековья прошли, но обычай – входя в дом, снимать головной убор – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей.
2) – Ребята, а откуда пришёл к нам обычай – здороваясь, снимать перчатку?
- Этот обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки - возник в Средние века во времена рыцарей. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке не зажато оружие, что он относится к собеседнику доброжелательно. И сейчас вы снимаете перчатку из уважения и внимания к человеку, с которым здороваетесь.
3) – Ребята, как вы думаете, когда впервые в России появилась книга о правилах поведения молодых за столом?
- Более 200 лет тому назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Российской академией наук.
Многие правила из этой книги годятся и сейчас, хотя они написаны непривычным для нас языком: «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пой, пока пищи не проглотишь. Не чавкай как свинья и головы не чеши. Не говори, не проглотив куска».
III. Разбор стихотворения «Очень вежливый Индюк»
- Ребята, послушайте стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый Индюк». Подумайте, почему к Индюку никто не шёл.
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал: «Эй вы, невежи!
Заходите что ли в гости –
Поучиться вежливости».
«Я и сам, - кричал Индюк –
Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осёл,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: приду, спасибо!
Ты не будь свиньёй, Свинья!
Ждёт тебя моя семья,
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло!»
Как ни бился он, однако,
К Индюку никто не шёл –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осёл.
Посинел Индюк от злости:
«Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!»
И добавил с высоты своего величия:
«Не усвоили, скоты,
Правила приличия!»
- Так почему же к Индюку никто не шёл?
- А какие вы, ребята, усвоили правила приличия?
IV. Решение задач по этике
- Сейчас мы с вами разберём несколько задач (ситуаций из жизни). Можно разделить детей на группы, а можно сразу обсуждать вместе.
1) Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Мальчик допустил несколько ошибок. Какие?
- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините. Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времеНИ. Спасибо.» или «Извините. Скажите, пожалуйста, который сейчас час. Спасибо»
2) Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?
- Обычно дорогу первым уступает то, кто вежливее.
Можно рассказать (прочитать детям Притчу о двух баранах. Смотреть в приложении)
3) Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго. Почему?
- Больному человеку тяжело долго с кем-то общаться, поэтому к больному заходят ненадолго.
4) Рассказывая о чём-то интересном, не размахивай изо всех сил руками. Почему?
- Можно задеть что-нибудь руками и уронить (разбить), можно ударить рукой того, кто стоит с тобой рядом.
-Ребята, мы много сегодня говорили о «вежливых» словах, о хороших поступках, о правилах приличия. Я надеюсь, что теперь вы в своей речи не будете забывать использовать «волшебные» слова, а грубость забудете. Также не забывайте о правилах хорошего тона.
Приложение 1.
Притча о двух баранах.
Жили-были два барана. Однажды, встретились они на узком мосту.
Первый баран говорит:
- Поскольку я прошел большую половину моста и уступить тебе дорогу мне будет сложнее, чем, если бы ты уступил мне, будь так добр прояви милость, дай пройти.
А тот ему ответил:
- Никуда я отходить не буду, сам уступай.
Только вздохнул первый баран и потихоньку начал двигаться задним ходом обратно.
- Проходи, – спокойно сказал он.
Второй баран, будучи довольным собой, пошел дальше по мостику, но, почти пройдя его, остановился, задумался и сказал:
- Не–ет, хочешь себя белым и пушистым выставить, а меня таким злым и глупым. Не получится, сам первым проходи.
И начал отступать обратно. Первый баран, опять же вздохнув, пошел по мостику, но почти пройдя его, второй баран опять задумался и сказал:
- Это ты, наверное, специально мне вначале путь уступил, чтобы меня потом совесть загрызла, и я дал тебе пройти первый, а вот не выйдет у тебя ничего, ступай обратно, я пройду первым.
Первый баран вновь ушел к началу моста. И вот по мосту пошел второй баран. Пройдя половину, он снова остановился и пытливо посмотрел на первого. А тот посмотрел на него грустным взглядом, повертел головой и сказал:
- Мост твой, делай с ним что хочешь...
И пошел он вдоль речки искать мелководье, чтоб перейти по нему.
А второй баран, подумал-подумал и решил, что встретился с совершенно глупым бараном, который вместо того, чтобы пройти по мосту, ушел искать другой путь, гораздо сложнее. И, довольный собой, перейдя наконец-то мост, пошел восвояси.
Да вот что интересно – кто из них действительно был глуп, а кто умен: баран, оставаясь бараном, который заполучил мост или все-таки баран, который хотел стать умнее и, став им, остался ни с чем?