СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Вклад тружеников тыла в ВОВ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа предназначена классным руководителям, преподавателям истории краеведения

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Вклад тружеников тыла в ВОВ"»


БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «БОЛЬШЕРЕЧЕНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»










РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА


ТЕМА: «ВКЛАД ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА И ДЕТЕЙ ВОЙНЫ В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ»



Классный руководитель

Иванютина Нина Афанасьевна





















БОЛЬШЕРЕЧЬЕ, 2020



Пояснительная записка


12 февраля в рамках подготовки к празднованию 75-й годовщины Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне ветеран техникума Нина Афанасьевна Иванютина провела классный час «Вклад тружеников тыла и детей войны в Великую Победу»

Классный час был разработан на основе научно-исследовательской работы Наседкиной Натальи - студентки 3 курса Большереченского сельскохозяйственного техникума (руководитель Иванютина Н. А.) «Труженицы тыла и дети войны – ветераны БПОУ ОО «БСХТ», которая заняла 2 место в первом туре областного конкурса «Многоликое Прииртышье» и презентации Н.А.Иванютиной «Вклад моей семьи в Великую Победу»

Цель проведённого классного часа: познакомить студентов с ветеранами нашего техникума - тружениками тыла и детьми Великой Отечественной войны и показать на примере одной семьи вклад в Великую Победу.

К сожалению, на классном часе не смогли присутствовать сами герои исследовательской работы: некоторых уже нет с нами, а у тех, которые живы – проблемы со здоровьем, но их воспоминания, и воспоминания близких очень впечатляют.

В начале классного часа ребятам продемонстрирован клип « Труженики тыла». К проведению классного часа привлекли ребят из группы №32 и №35.

Выступления студентов сопровождались презентацией, посвящённой труженикам тыла и детям войны – ветеранам бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Большереченский сельскохозяйственный техникум. В ходе классного часа Нина Афанасьевна делает дополнения к выступлениям, уточняет некоторые факты, рассказывает о вкладе своей семьи в Великую Победу.

Закончился классный час минутой молчания в память о тех людях, которых уже нет с нами, но чей вклад в победу над фашистской Германией неоценим и вечно будет в памяти народной.


Цель: Формирование у обучающихся патриотизма, ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны и стремления к проявлению уважения, внимания и заботы к старшему поколению.


Задачи:

  • Способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны;

  • Способствовать пониманию роли трудовых подвигов женщин и детей в годы ВОВ.

  • Воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, гражданственности.

  • Воспитывать у студентов уважение к защитникам и труженикам тыла.

  • Способствовать развитию умения анализировать информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения;







Сценарий классного часа


Выступления обучающихся:


1 слайд

Каргаполов И.

Всё отдавали фронту для победы,

Тыл только крохи оставлял себе,

Терпели стойко тяжести и беды,

Чтоб быстро одолеть врага в борьбе

2 слайд

Наседкина Н.

Актуальность темы исследовательской работы «Труженицы тыла и дети войны – ветераны БПОУ ОО «БСХТ»определяется тем, что в 2020 году вся наша страна отметит 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения к людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.

В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла и детьми войны – ветеранами нашего техникума, Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей.

Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени.

Актуальность работы определяется ещё и тем, что в настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю, истории жизни людей, проживающих на его территории. Нам всем очень важно уяснить для себя, что без знания своего прошлого невозможно строить будущее.

Поэтому мне захотелось узнать, как участвовали в приближении Великой Победы ветераны нашего техникума, жившие в то тяжёлое время.

Для поиска ответов я поговорила с ветеранами, посетила музеи (краеведческий и техникума), работала с дополнительной литературой, с интернет - ресурсами, училась анализировать и делать выводы, проводить анкетирование.

Цель исследовательской работы: провести историческое исследование положения человека в тылу и детей в сельской местности в годы Великой Отечественной войны на примере ветеранов БСХТ.

Слайд 3

Балухтин С.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед)

  • Узнать о жизни, подвиге простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли именно труженики тыла и дети войны - ветераны нашего Большереческого сельскохозяйственного техникума, приближая Великую Победу.

  • Изучая, анализируя воспоминания живых свидетелей военных лет, доказать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

  • Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.

Слайд 4

Наседкина Н.

Гипотеза: я предполагаю, что самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для молодежи нашего поколения.

Слайд 5 Наседкина Н.

Прежде, чем начать изучение данной проблемы, я опросила студентов нашего техникума о том, кого из участников ВОВ и тружеников тыла – ветеранов нашего техникума, они знают. 76% опрашиваемых назвали фамилии участников ВОВ, и лишь 24% назвали некоторые фамилии тружеников тыла и детей войны нашего техникума. Поэтому мы и решили познакомить вас с данной работой.

Слайд 6

Каргаполов И.

22 июня 1941 года мирный труд советских людей, в том числе и большереченцев, был нарушен вероломным нападением гитлеровской Германии.

 Утром, на второй день войны, в Большереченский военкомат начали прибывать военнообязанные, 27 июня 1941 года первая партия мобилизованных отправилась на фронт. Большереченский район дал фронту тысячи воинов, 119 автомашин, 286 комплектов гужевого транспорта, 1329 лошадей. Большереченцы влились в состав сибирских полков и дивизий, приумножили славу воинов-сибиряков. Они обороняли Москву, Ленинград, Сталинград, сражались на Курской дуге, прошли Польшу, Чехословакию, участвовали во взятии Берлина. Очень многие были удостоены высоких боевых наград.

Многие проявили исключительную храбрость при защите своей Родины, за что удостоены высоких боевых наград. Среди них и ветераны нашего «Профессионального училища №12» Пётр Филиппович Шадрин и Александр Иванович Панкратов.

22 июня... Когда смотришь на листок календаря с этим числом, перед глазами встаёт ужасная картина 1941 года, самого трагического года в истории нашего Отечества. Тогда весь народ - и стар и млад - встали на защиту своей Родины.

День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла и даже дети войны тоже относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо.

Работа не останавливалась ни днём, ни ночью, отдыхали прямо в рабочих машинах, так как из хлебных районов остались только Урал, Сибирь и Казахстан, а основные житницы страны – Украина и Краснодарский край уж были оккупированы фашистами.

Работа находилась и для первоклассников: они собирали колоски. Весной ребята постарше помогали ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь под руководством взрослых. Во время посевной наряду с колёсными тракторами сев проводили и конными сеялками. Были исключительные случаи, когда сеяли вручную, если шли затяжные дожди и ни кони, ни трактора не могли протащить сеялки. На этот случай из деревни привлекались все, кто мог нести на себе мешки с семенами: старики, женщины, подростки.

Во время сенокоса, посевной и уборочной все жили в поле, в бригадах. Никаких выходных не было. Весной, кто не был задействован в полевых работах, работали в животноводстве.

. Женщины и дети, работая за себя и за мужчин не в меньшей степени, чем солдаты на передовой, выстрадали эту Победу. В тылу трудилось более 15 млн. женщин и детей. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом.

Статистика того времени такова: 80% всей рабочей силы в деревне составили женщины, старики и дети. Их руками была проделана огромная работа за годы войны:

тысячи гектаров скошенного хлеба;

тысячи связанных снопов…

За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна.

Тыл и фронт тесно связаны между собой. Один без другого – они немыслимы. Героическая Красная Армия с первых же дней войны с немецкими ордами почувствовала крепкую помощь тыла. Одной из такой помощи является мобилизация всех свободных средств на дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В дни войны особенно успешно проходит реализация государственных военных займов. Трудящиеся Большереченского района с большой активностью участвовали во всех финансовых мероприятиях.

Труженики района, горячо одобряя инициативу патриотов нашей страны, создающих могучий фонд обороны, укрепляли мощь Родины. «Ничего не пожалеем, чтобы помочь Красной Армии раздавить фашистских гадов», - заявляли жители всей страны, в том числе и жители нашего района. Они показали яркие примеры патриотизма.

Все меньше остается свидетелей тех страшных событий. На сегодняшний день в нашем Большереченском районе живы менее 10 ветеранов Великой Отечественной войны. Да и труженики тыла один за другим уходят в небытие. Значит, нужно успевать спросить их о том, что они знают и помнят.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов наших граждан.

Слайд 7

Балухтин С..

За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».В их число входят и наши ветераны – труженики тыла.

Слайд 8

Наседкина Н.

Многих ветеранов – тружениц тыла, к сожалению, уже нет в живых, но я с большим интересом познакомилась с воспоминаниями о них. Огромное впечатление произвели на меня воспоминания Шильниковой Елены Степановны. « Работали с раннего утра, приучали пахать и боронить быков. Так было тяжело» - вспоминала Елена Степановна, - «Быки падали, а у нас не было сил поднимать их». Когда исполнилось 17 лет, Елену Степановну послали учиться на штурвального в Кирсановку в МТС, а в 1944г. - в Муромцево, учиться на комбайнера. Лето работала на ремонте комбайнов. Затем молодая Леночка работала на комбайне «Сталинец». Кабины на комбайне не было, холод, ветер - всё перенесла.

После войны Елена Степановна работала в МТС. А потом более 15 лет проработала вахтёром в общежитии нашего техникума.

Слайд 9

Наседкина Н.

А о вкладе в великую Победу Анны Яковлевны Шадриной мне рассказала её внучка, Татьяна Геннадьевна. В начале войны Аннушке было 14 лет. Пахали на быках, боронили на коровах. Когда очень уставали, зябли, ноги прятали под корову, грелись. Работала прицепщицей на тракторе, затем закончила курсы трактористов.

Тогда тракторы были газогенераторные с бункером. Девчата таскали из леса дрова, пилили и кололи их на мелкие чурочки, бросали в бункер, растапливали и заводили трактор.

В мирное время Анна Яковлевна около 30 лет проработала вахтёром в нашем техникуме.


Слайд 10

Балухтин С.

Анастасия Александровна Филимонова так вспоминает военные годы: «Осенью и весной уроков было мало - 2-3, а потом - в поле или на ферму. Вязали снопы, веяли на веялках, работали прицепщицами на тракторах. Иногда свалишься в канаву, а трактористка, женщина, конечно, сделает круг, подъедет : «Ну что, отдохнула дочка немного? Ну, поднимайся, надо!»

А по вечерам, при тусклом свете лампы, вязали носки и рукавицы, посылали бойцам на фронт посылки, с пожеланием скорой победы.

После окончания войны, в мирное время Анастасия Александровна окончила сельскохозяйственный институт и стала преподавать в нашем техникуме агрономию для будущих трактористов.

Затем около 30 лет работала заместителем директора по учебно - производственной работе. За творческое отношение к делу, большие успехи в работе ей было присвоено звание заслуженного работника профтехобразования.

Слайд 11

Наседкина Н.

В своей работе я привожу и воспоминания других ветеранов нашего техникума: преподавателя Надежды Ивановны Овчинниковой, кассира Анны Павловны Журовой и других. Надежда Ивановна Овчинникова

  «Мне исполнилось всего 9 лет, когда началась война. Все военные годы я училась и работала. Почти каждый день после уроков мы шли в поле и осенью, и весной, и летом. Работали как взрослые: пололи руками сорняки, полуголодные, босиком ходили по стерне, собирали колоски с зерном, чтобы ни один не пропал. Вот так ценили хлебушек. Так же нас, подростков, посылали дергать лён», вспоминает Надежда Ивановна, -«. Мы постоянно слышали слово «надо», на фронте тяжелее, там убивают». Пололи рожь, свёклу, обрабатывали картошку. Руки ломило, голодные, голова кружилась, кровь шла из носа, но мы знали одно слово «надо». А потом бригадир, инвалид, без руки, звал нас на обед, и каждому выдавали по кружке молока и куску белого - белого хлеба, вкус которого я сохранила на всю жизнь.

Нам доверяли подвезти с поля корма для скота - запрягали по две лошади, а чаще по паре волов и ехали за кормами. На волах возили в Тару зерно для сдачи государству. Когда в районе проводили сбор средств на постройку самолётов и танковых колонн, наша семья тоже вложила свою долю на постройку танка «Омский колхозник», и я очень гордилась этим. Зимой работали после окончания уроков в телятнике: мыли, чистили, кормили телят, грелись у них».

Вскоре совсем ещё юная Надежда поняла, кем она хочет стать после войны: пойдет учиться в сельхозинститут на зоотехника. Её мечта сбылась. Она получила диплом зоотехника. Работала зоотехником в Тарском районе, затем – более 30 лет - мастером производственного обучения и преподавателем в нашем училище. Выпускники училища до сих пор с большой теплотой и благодарностью вспоминают Надежду Ивановну

Анна Павловна Журова

Анна Павловна, родилась в селе Муровлянка Тульской области. Семья была большая. Кроме отца и матери в семье было пятеро детей. Сразу же после сообщения о начале войны, большую часть мужиков погрузили на машину и увезли в районный центр. Служить отцу довелось в Брянском авиационном бомбардировочном полку наземным механиком. Он должен был подготавливать боевые самолёты к вылету.

«И вот наступило для нас детей тяжёлое время: отец на фронте, мама работала в колхозе с утра до позднего времени. Кушать было почти нечего, поэтому мы собирали в поле мороженую картошку, делали из неё крахмал и пекли лепёшки. Основная еда была для нас в то время: репа, брюква, турнепс. Эти овощи дети приносили в школу и обязательно делились друг с другом. Хлеб пекли наполовину с тёртой картошкой, потому что экономили муку до нового урожая. Муку давали на трудодни матери и старшему брату, который во время каникул тоже работал в колхозе на сенокосе, в поле, на заготовке дров. Осенью 1943 года старшему брату Василию принесли повестку», - вспоминает Анна Павловна.

«Несмотря ни на что, были у нас и светлые моменты в жизни. Это когда мы всем селом слушали сообщения об освобождении российских городов от немецких захватчиков. Осенью 1941 года фронт близко подошёл к Москве. Наша деревня находилась в 7 километрах от линии фронта. Помню, как однажды проснувшись на печке, я увидела за столом военных. Они склонились над картой и что-то обсуждали. Наши солдаты были в деревне два дня, отдыхали перед боем. Ночью ушли. Утром в соседней деревне шёл большой бой. Его раскаты и зарево были слышны и видны в нашей деревне.

Взрослое население было занято в колхозе, но и нас, ребятишек 6 - 7 лет, отправляли из школы выполнять посильную работу в поле: пололи пшеницу, собирали колоски по жнивью. Всегда хотелось сильно есть, поэтому убегали в лес, где можно было набрать ягод или грибов. Не было обуви и в поле приходилось работать босиком, очень сильно кололо ноги , но деваться некуда было, мы знали, что это нужно фронту. В школу тоже бегали босиком, а зимой одни худенькие валенки приходилось делить с братом Петей. В школе условия были не очень хорошие, но у всех детей было большое желание учиться.

Дома мать собирала нас с сестренкой и вместе шли рвать крапиву, много-много, затем толкли её в деревянном корыте, резали и варили щи. Собирали много других трав и ягод, сушили, мать поила нас и всегда говорила: «Это полезно». Слово «витамины» мы тогда и не знали, но выросли крепкими и здоровыми. К концу войны мы стали совсем взрослыми.

После окончания войны поступила в техникум. Сначала работала техником – лесоводом, затем - инженером в Большереченском лесхозе. А с 1972 по 1995 год работала в Большереченском СПТУ- 12 кассиром.

Уйдя на пенсию, Анна Павловна не осталась без дела. Несмотря на преклонный возраст участвует в хоре ветеранов «Память». В День Победы хор ветеранов традиционно выступает в техникуме, где ветеранов очень хорошо принимают и ребята, и работники - с большим теплом и уважением.

Слайд 12

Каргаполов И.

Тыл - это половина Победы. Даже больше", говорил маршал Г.К. Жуков.

Практически во всех крупных городах страны и даже в посёлках установлены памятники труженикам тыла. В Омске тоже есть такой памятник.

Памятник труженикам тыла в Омске символизирует вечную память омичам, которые в годы Великой Отечественной войны каждый по-своему трудился ради победы. В 2010-м году седьмого мая в торжественной обстановке состоялось открытие этого памятника в честь 65-летия празднования Дня Победы.

Архитектурой памятника занимался Игорь Вахитов, дизайном – Сергей Воеводин, а непосредственно скульптурными изваяниями – Сергей Норышев.

В центре памятника располагается двусторонняя группа скульптур, которая является прообразом тыловиков Омска в военное время. В эту композицию входят: женщина-мать с младенцем на руках, крестьянка, которая собирается на покос, рабочий оборонного завода, мальчик пастух, девочка, медработник и др. Связующее звено между «деревней» и «городом» - длинный военный эшелон, направляющийся на фронт. Огромные белые крылья в основе памятника – это символ светлой памяти и трепетного отношения к подвигу тыловиков

Слайд 13

Наседкина Н.

Заключение и выводы

ИТАК, подводим итоги нашей работы:

Как часто проходя мимо пожилых людей, мы не задумываемся, как они жили, как трудились, как складывалась их личная жизнь. А ведь за этими людьми стоит история нашей страны. В годы Великой Отечественной войны на долю женщин нашего посёлка, на долю ветеранов нашего техникума, как и на долю женщин всего Советского Союза, выпала обязанность своим трудом обеспечить защитников Родины всем необходимым. Победа в войне – это и победа тружеников советского тыла…

Самоотверженный труд тыловиков - прекрасный пример для молодежи.

Моя исследовательская работа – это призыв, напоминание молодым о том, чтобы больше внимания уделяли своим прадедушкам и прабабушкам. Учились у них силе и твердости духа, активной жизненной позиции, любви к Родине.

Гипотеза, что если я смогу привести в систему весь материал, собранный мною, то смогу показать своим ровесникам, что самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для подражания, подтвердилась.

Каргаполов И.

Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

Тех, кто тогда воевал

Кто насмерть с врагами в войну ту сражался,

Отчизну родную отстоял.

Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

Тех, кто на фронт не попал.

Тех, кто работал для фронта в три смены,

Трудом он в тылу ту победу ковал.

Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

Чье детство украла война,

Все горе и беды со взрослыми вместе

Из чаши одной хлебнули сполна.

Затем Нина Афанасьевна рассказала о вкладе своей семьи в Великую Победу. Рассказ сопровождался демонстрацией презентации.

Закончился классный час минутой молчания в память о тех людях, которых уже нет с нами, но чей вклад в победу над фашистской Германией неоценим и вечно будет в памяти народной.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!