ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий Курганской области»
Классный час
Подготовила: Герасимова А.В.,
Педагог-организатор, учитель ОБЖ
2017 год
Тема: Вредные привычки нам не друзья!
Цель : профилактика наркомании, алкоголизма и употребления ПАВ среди подростков.
Задачи :
выяснить уровень информированности подростков и наличие у них навыков ответственного принятия решений;
дать достоверную информацию о группах наркотических веществ; о зависимости и ее видах; о социальных, экономических и других последствиях употребления ПАВ;
формировать у подростков способность принимать ответственные решения в ситуациях в ситуациях выбора;
мотивировать к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни, самостоятельному информированию друзей и знакомых;
Обучение навыкам эффективного противостояния влиянию других людей.
Целевая группа : ученики 7-9 класса
Форма проведения: классный час
Методы: беседа с элементами тренинга, наглядный, практический.
Оборудование и материалы: компьютер и проектор для демонстрации презентации и фильма, анкеты.
План мероприятия:
Организационный момент
Беседа о вредных привычках
Проведение упражнения «Мой выбор»
Подведение итогов и рефлексия
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Детям дается несколько минут, чтобы сделать свою личную визитную карточку. На ней должно быть: имя, прилагательное на первую букву имени и рисунок (свой знак).
2. Беседа о вредных привычках
-Ребята, что такое привычка?
-Что такое вредная привычка?
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Слайд1
Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются.
- Привычка - это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь.
-Показать процесс формирования привычки нам поможет игра «Класс…».
*Учащиеся встают и, если команда ведущего начинается со слова «Класс», выполняют различные действия («Класс присесть», «Класс повернуться», «Класс поднять руку» и т.п). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли выполнять их. В определенный момент ведущий перед командой не произносит слово «Класс», и тогда группа не должна выполнять его указание.
*Проводится игра «Класс».
- Вот видите, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, помогают удобно и комфортно организовать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.
-Назовите полезные привычки человека.
Полезно для человека:
соблюдать режим дня;
соблюдать гигиену;
правильно и регулярно питаться;
заниматься спортом;
вовремя и самостоятельно делать уроки;
бывать на свежем воздухе;
делать утреннюю зарядку;
следить за чистотой своей одежды и своего жилища;
слушаться родителей и близких людей;
закаляться;
посещать кружки;
читать книги;
уметь вести себя в коллективе. Слайд 2
Вредные привычки.
Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, это - вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает также много. Знаете ли вы, что вредно для здоровья человека? (Дети предлагают свои варианты полезных привычек. Выслушав ответы, проводится обобщение ответов детей. На доске постепенно появляется список вредных привычек).
Вредно для человека:
прогуливать занятия в школе;
грубить старшим и не уважать их;
много сидеть у телевизора или за компьютером;
гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;
пробовать незнакомые вещества;
есть чересчур много сладкого;
грызть ногти;
курить;
драться. Слайд 3
Выполнение упражнения «Я здоровье берегу…» https://learningapps.org/view4017923
*Работа с карточками.
Учащиеся разбиваются на 3 подгруппы (по рядам). Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых написаны вредные и полезные привычки и их последствия.
Привычки:
мальчик чистит зубы;
мальчик не хочет мыться и умываться;
группа ребят делает зарядку;
девочка и ее отец убирают в квартире и чистят свою одежду;
ученик грызет ногти на уроке;
ученик опаздывает на урок;
группа ребят курит;
двое взрослых выпивают.
Последствия:
здоровая красивая улыбка;
с грязным подростком никто не хочет общаться;
на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;
членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;
врач лечит мальчику пальцы;
мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;
на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;
алкоголик дремлет на лавке, представляя, что он - Наполеон.
Задание подгруппам:
К каждой картинке, изображающей привычку, подобрать картинку с последствием этой привычки. Форма ответа должна быть следующей:
«Если..., то...». Например, «Если будешь каждый день чистить зубы, то они будут крепкими и красивыми».
Алкоголизм.
- Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть одна, которая часто становится одной из самых губительных для здоровья. Эта привычка — употребление алкогольных напитков. Сформировавшись, она обязательно отрицательно повлияет не только на организм, но и на поведение человека, его представления о мире и о себе в этом мире, скажется на работе, семье и на отношениях с окружающими.
*Задание подгруппам:
Каждая подгруппа получает одинаковые раздаточные карточки, на которых изображены шесть этикеток различных напитков. Также выдаются изображения отрицательного персонажа - Вреднючки и положительного персонажа - Солнышко.
Внимательно рассмотрите рисунок. На этикетку с вредным напитком приклейте Вреднючку, а на этикетку с полезным - Солнышко.
*После самостоятельной работы, проводится обсуждение вариантов ответов.
-Что такое алкоголь? Слайд 4
-Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.
-Существуют пословицы об алкоголе.
-Прочитайте их. Слайд 5
-Объясните, как вы понимаете данные пословицы?
Курение.
-Что такое курение?
-А что такое табакокурение? Слайд 6
- Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества. -Давайте посмотрим, какое влияние оказывает табак на организм человека. Слайд 7
Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях.
- Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств - такова плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину
- В настоящее время так же установлена связь между курением и злокачественными опухолями (т. е. раковыми заболеваниями). И прежде всего, курение – важная причина, возникновение рака полости рта, верхней и нижней части глотки, гортани, пищевода, легких.
Практическая работа «Лёгкие курильщика»
- Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? (ответы детей).Слайд 8
- Ребята, а вы знаете, что такое пассивное курение? (ответы детей). Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.
- Пассивным курением называют вдыхание человеком табачного дыма, притом, что сам человек курильщиком не является. Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.
Наркомания.
-Ребята, что такое наркомания?
-Кто такие наркоманы?
-Чем опасны наркотики? Слайды 9-10
-Наркотики – вещества синтетического или растительного происхождения, оказывающие психическое и физическое воздействие на нервную систему и организм в целом.
-Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.
-Привыкание к наркотикам возможно уже после 2-3 приёмов. Зависимость от наркотиков настолько прочна, что не действенны никакие методы самолечения.
Наркомания опасна и тем, что «ломка» после прекращения длительного приёма наркотиков особенно болезненна и иногда приводит к смерти.
Помочь может только своевременное врачебное вмешательство. Слайды 11-12
Таксикомания.
-Что такое таксикомания?
-Кто такие таксикоманы? Слайды 13-14
-Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.
3. Проведение упражнения «Мой выбор» Слайд 15
Давайте сегодня на занятии мы создадим свой плакат, который будет называться «Мой выбор». Но сначала разобьемся на 3 команды.
“Солнце радости”
- Участникам команд я сейчас раздам полосы цветной бумаги, которые обозначают лучи солнца. На каждом луче необходимо написать то, чему в современном мире радуются подростки в жизни. (подростки пишут и приклеивают заготовки солнца на плакат)
- Как видим, здоровый образ жизни становится всё более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.
«Цветик – семицветик»
Детям раздаются слова красота, богатство, здоровье, сила, ум, смелость, слава.
- Рассмотрите цветик-семицветик, все его лепестки обладают волшебной силой и награждают своего хозяина тем или иным качеством. Вы должны выбрать для себя только три самых нужных и важных качества. (Дети выбирают качества и приклеивают их на лепестки).
- Почему вы выбрали именно эти лепестки? Почему вы считаете эти качества важными? (Ответы детей)
- Среди волшебных лепестков есть самый главный. Он награждает человека качеством, от которого зависят все остальные. Здоровье… от него зависят красота, сила и богатство.
Звучит тревожный колокольный звон.
- Всегда, во все времена колокола были предвестниками каких-либо важных событий. Они звучали в дни торжеств или страшных бед. Почему звонят колокола сегодня? Почему так тревожно бьется сердце? Они извещают, что человечество в опасности. Идут в наступление страшные пороки, выращенные нашими вредными привычками. Нам предстоит разобраться, в чем причина нашей тревоги.
Вредные привычки
- На тучах, надвигающихся на наше солнце, напишите самые вредные и опасные привычки. (Подростки берут заготовки, пишут на них вредные привычки и наклеивают на плакат)
- А сейчас предлагаю объяснить с помощью ассоциаций, к чему может привести злоупотребление некоторыми вредными привычками (слова наркотик, алкоголь, сигарета)
(Команда придумывает и называет слова-ассоциации к словам, Например,
Наркотик- Н – насилие, никотин ,А – агрессия, Р – рок, К – «красные глаза», О –отчаяние, Т – «травка», И – игла, К – кошмар; Алкоголь - а – агрессия, л – летальный исход , к –кризис, о – обман, г – голод, о – озверение, л – лечение)
Альтернатива вредным привычкам
- Ребята, сейчас каждая команда на листах бумаги попробует написать 5 причин, почему подростки употребляют алкоголь, наркотики, сигареты. Затем вы обменяетесь листочками и каждой причине найдете альтернативу; и, как вывод, на каждом цвете радуги пишем по одной хорошей привычке, заменяющей вредную.
Причины:
За компанию
Модно
Назло родителям
Чтобы испытать новые ощущения
От нечего делать
Из любопытства
Последствия:
Смерть от передозировки
Потеря уважения окружающих
Гепатиты и СПИД
Конфликты с родителями
Альтернатива:
Занятие спортом, прогулки, посещения дискотеки, разговор с другом, поездка на природу, кино, боулинг и т.п.
Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотики, алкоголь или нет, а тот, кто выбирает вредные привычки, косвенно выбирает и последствия.
Ну что ж, мой друг,
Решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется получше в сотню раз,
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути,
Но если всё – таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье ты вернуть.
4. Подведение итогов и рефлексия
- Мы сегодня много говорили о здоровом образе жизни, привычках, не только вредных, но и тех, которые делают нашу жизнь счастливее, думали над тем, что такое счастье. В заключение нашей встречи я хочу, чтобы вы оживили это дерево жизни, которое является символом благополучия, богатства, успеха.
Вспомните то, о чём мы говорили и на листочках, которые лежат у вас на столах, напишите пожелания себе, вашим друзьям и близким, нашим гостям и, озвучив их, дайте жизнь нашему дереву
Слайд 16- стихотворение
Литература
1. Классный час для учащихся 7 - 9-х классов «Диалог о вредных привычках» (Электронный ресурс) Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-381400.html
2. Агафонова С.Ю. Классный час в старшем звене "Вредные привычки" (Электронный ресурс) Режим доступа: http://gimnaz23.kubannet.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=50&Itemid=91
3. Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога / авт.-сост. А.Н. Свиридов. – Волгоград: Учитель, 2011. – 184 с.