СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Всё в наших руках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для учащихся 3 класса на тему "Всё в наших руках"

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Всё в наших руках"»

Классный час на тему «Всё в наших руках»

Цель: Познакомить с понятием «толерантность», формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам.

Задачи: учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;


учить анализировать себя и свои поступки, развивать мышление, самооценку, речь.


Воспитывать уважительное отношение к окружающим.


Ход мероприятия

1 Организационный момент слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

Доброе утро! - Солнцу и птицам.

Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера.

Слайд 2

Наш классный час называется «Всё в наших руках». И эпиграфом к нему будут такие слова английского писателя Бернарда Шоу

« Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на земле, как люди.»

Ребята, послушайте сказку. Тихая музыка звучит слайд 3


Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить одной, без подружек. Вот попросила она одного волшебника помочь ей выбрать подружку на всю её жизнь. Волшебник задумался, и попросил придти девушку на следующее утро.

(Слайд 2) Утром, когда ещё и роса не просохла, пришла девушка к волшебнику. Смотрит, стоят рядом с ним пять прекрасных девушек, одна другой краше.

(Слайд 3)-Вот, выбирай – сказал волшебник.

- Одну зовут- Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны! Не знаю, кого и выбрать!

- Твоя правда,- ответил волшебник,- со всеми ты встретишься в жизни, но выбор должна сделать один и сейчас. Она и будет тебе подругой на всю жизнь.

Непростое задание. Подошла Любовь к девушкам и посмотрела каждой в глаза….

(Слайд 4) Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

-Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы детей)


Добро помогает человеку в жизни;добрый человек несет тепло, доброту, любовь.




Слайд 3-4


Мир – это огромная страна, мир – это мы с вами, мир – это то, что нас окружает. Мы все разные: взрослые и дети, худые и толстые, добрые и злые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы живём в одном мире. И все мы должны уважать и понимать друг друга. Сегодня наш разговор посвящён толерантности.

СЛАЙД 6

Д авайте посмотрим, что написано на шариках, украсивших нашу доску.


















Как эти понятия назвать одним словом? (толерантность) Может быть, оно вам пока незнакомо, это слово толерантность, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы не раз услышите его. И наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?

Толковые словари разных стран объясняют это понятие по разному.

(говорят дети и слайд на доске) слайд 7-

Английский – готовность быть терпимым, снисходительным.

Испанский – способность принимать решения или мнения, отличные от собственных. СЛАЙД 8

Китайский – принимать других такими, какие они есть, быть великодушными по отношению к другим. СЛАЙД 9

Арабский – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они сеть и прощать. СЛАЙД 10

Русский - умение терпеть (мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо. СЛАЙД 11

Как вы понимаете, что такое толерантность? (высказывания детей)

А теперь попробуем разобрать ситуацию:

1. Представьте себе, вы идете по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь. Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии «толерантность»?

А) Попросите еще раз

Б) Оттолкнете и пойдете дальше

В) Протиснетесь между ними

Г) Другие варианты.

2. Представьте себе, что одноклассник оскорбил вас, назвав дураком.

Вы реагируете:

А) Говорите «Сам дурак»

Б) Попросите одноклассника извиниться перед вами

В) Пожалуетесь родителям или учителю

Г) попробуете объясниться с одноклассником.

Д) Другие варианты

Понятие толерантность очень широкое. Но сегодня мне бы хотелось поговорить о ваших взаимоотношениях со своими сверстниками. Я хочу чтобы вы задумались о том, умеете ли вы общаться друг с другом, умеете ли прощать, часто ли вмешиваете в свои ссоры взрослых. И ответить на вопрос, толерантны ли мы?

Б.Заходера «Мы - друзья») читают дети слайд

1.С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, но все же

Нас не разольешь водой!


2.Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем:

Даже вместе… отстаем!


3.Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка…

Дрались честно,

Как положено друзьям:

- Я как стукну!

- Я как тресну!

Он как даст!

- А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!


4.Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она еще смеется:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!







Обсуждение стихотворения

Что случилось с друзьями?

Предположите, почему произошла драка.

Можно ли было её избежать? Как?

Происходит ли с вами такое?

Вы можете обходиться без драк?

- Вы совершенно правы. Действительно, на земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми.


Предлагаю послушать африканскую сказку « Болезнь непрощения»

Слайд

В далекой жаркой Африке в прохлад­ной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел неви­данной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А пото­му с утра у него было плохое, можно ска­зать, прескверное настроение. Он немно­го повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Та­кое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чеса­лась, а птицы, склевывая насекомых пря­мо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он нео­жиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачива­ясь, он нечаянно наступил на хвост Кро­кодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а пото­му Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоить­ся, она решила сделать что-нибудь пло­хое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали го­няться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако ко­маров взлетело над берегом озера. Уви­дели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердил­ся и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужас­но переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить пти­чек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, на­конец-таки успокоился. Следом за Беге­мотом успокоился и Крокодил. Он про­стил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягу­шек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцари­лось спокойствие и тишина, а его обита­тели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспо­минают ту странную болезнь. Долго спо­рили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и поче­му они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придума­ли этой болезни название – болезнь не­прощения.

4. Беседа по сказке. (Слайд №22, вопросы поочередно на слайде появляются по щелчку)

– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сер­диться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)

– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

– Почему вечером опять на озере воцарилось спо­койствие и тишина?

– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сер­диться, дразниться, драться и в конце останется надол­го с плохим настроением).

– Кому навредили обитатели озера тем, что расхо­тели друг друга прощать? (Только самим себе).

– Для кого полезно умение прощать и почему? (Оби­женному, прощением он побеждает обиду и свое пло­хое настроение).


Динамическая пауза Песня «Ты да я, да мы с тобой» (исполнение детьми песни с движениями рук)


А сейчас я хочу проверить толерантны ли вы

Давайте проверим, насколько мы толерантны. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас. И ставите на листе либо цифру 1, либо цифру 2. Только помните, что отвечаете вы сами себе, а перед собой нужно быть честными.

· Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его или тоже сломаешь его игрушку.

· Ты поссорился со другом.

1. Ты попытаешься объясниться с ним, разобраться в ситуации.

2. Ты обижаешься и не играешь с ним.

· С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

· Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

· Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты идешь с ними гулять.

2. Ты устраиваешь истерику и остаёшься дома.

А теперь посчитайте, сколько у вас цифр 1, а сколько цифр 2 (Дети считают.)

– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

В конце занятия давайте ответим на вопрос: «Нужно ли быть толерантными?»

. На столах у вас конверты. В конвертах записаны различные качества человека. Выберите те качества, которыми, как вы считаете, должен обладать толерантный человек.


Конверт 1. Снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, диалог, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2. Доброта, сердечность, бессердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3. Миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, конфликт, раздражение, сердечность, сострадание, великодушие.

(дети зачитывают свои качества, и наиболее часто встречающиеся выносятся на экран)

(Слайд 9)

Вывод: ДОБРОТА, МИРОЛЮБИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ, СЕРДЕЧНОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, УВАЖЕНИЕ.


-Ребята, мы с вами совершенно правильно назвали все качества толерантного человека. Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга, поддержать друг друга в трудную минуту? Умеем ли мы решить конфликт мирным путём? Если пока это не у всех получается, то готовы ли вы учиться этому? (ответы детей)

Какие качества вы не выбрали?

Какими качествами вы хотели бы обладать?


(дети читают стихи)

1. Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

2. Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

3. Труд и вежливость в почёте!

4. Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

5. Смелый, ловкий и весёлый,

Не обидит малышей.

6. Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережёт природу, честь.

7. Эти качества достойны

Толерантным их не счесть

8. Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!

!



Я надеюсь, что мы с вами будем толерантными людьми. Оттого какими мы будем зависит, каким будет мир вокруг нас и только в наших руках сделать этот мир лучше.


А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».


«Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.




Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?