СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "За культуру речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа в 5-11 классах по теме: "За культуру речи!"

Просмотр содержимого документа
«Классный час "За культуру речи"»

 Внеклассное мероприятие по русскому языку «За культуру речи!» 5-11 классы.


  Цели: дать понятие «культура речи», научить слушать собственную речь и речь окружающих, ориентироваться в разных типах ситуаций общения и выбирать языковые средства, адекватные ситуации, приобщать учащихся к культуре устной и письменной речи, воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо.


Наш язык

К нам пришел он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужою медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

                                 (С.Сергеев-Ценский)

 

    1 вед.  

Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.

Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях:"0т одного слова да навек ссора", " Бритва скребет, а слово режет", "Слово пуще стрелы разит", "Ласковое слово что весенний день", "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести".

Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?


2 вед.   Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду разумного слова? "Грамота - к мудрости ступенька", - гласит старинная русская пословица. Российский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищам мировых знаний.


1 вед.    Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.


2 вед.    Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Достаточно услышать "У меня ухи болят" или "бежи к ихнему дому", чтобы составить неблагоприятное мнение о культуре человека.

Одно из требований, которое предъявляется к устной речи - это правильное литературное произношение. Так нужно говорить" ево, севодня, купацца, што, конешно", а писать" его, сегодня, купаться, что, конечно".

1 вед.     Известный детский писатель Виталий Бианки, обращаясь к школьникам, говорил: "Народный язык наш я сравнил бы с могучим потоком, как Волга- матушка, течет он через всю нашу Родину. Он всем необходим, всеми любим. Он чист на глубине и ничем его не замутишь. А по краям, на мелких местах, несет мусор, выплескивает на берег вместе с грязной пеной всякую дрянь".


2 вед.      Большой вред языку наносят слова- сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".


    1 вед.     А теперь мы с вами поиграем в переводчиков. Английский и немецкий отдыхают, они тут ни при чем! Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое сленг? (ТО же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек).) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех, самый легкий способ - напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным и таинственным языком. Ну, что, переводчики, вы готовы? Вот вам задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще лет сто назад:

 

1 .Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2.Ловлю кайф (получаю удовольствие).

З.Выделываться (вести себя вызывающе).

4.Понтово (получаю удовольствие).

5.Прикол (шутка).

6. Отпад (замечательно).

7.Тащиться (быть в восторге).

 

2 вед.      Ну, вот и справились. Да, несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный "словесный мусор", тем более непристойная брань, уже не слишком засоряет ваше общение. Потому что "болезнь сленга"- это все- таки болезнь детская, а значит, должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным...

1 вед.     Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к русскому языку.

2 вед.    Говорить правильно и красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу, в логической последовательности излагать свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутенкин.


            Сценка    (На сцену выходят доктор в белом халате, в очках, и Петя.
                Доктор жестом предлагает Пете стул и сам садится напротив).
Доктор.  На что жалуетесь, молодой человек?
Петя.      Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роже что-то пухнет и в горле дерет.

Доктор.   Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник).В  каком классе учитесь, молодой  человек?
Петя.      В 7-ом "бы".

Доктор.  Бы? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Петя.      Ужасно дружно! У нас всегда жутко весело! И пацаны все классные!

Доктор.   Жутко весело, классные. Гм... А учишься как?
Петя.      Порядочек... Железно...

Доктор ( берет градусник). Ну-ка, откройте рот(Петя высовывает язык).Я так и знал.У тебя серьезно  болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Я тебе дам хороший  рецепт. Вот он (учебник русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.

     1 вед.   Ребята, когда вы говорите, то старайтесь правильно и четко произносить окончания, чтобы каждый мог вас понять и чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.

Михалков "Сашина каша".

Живет на свете Саша,

Во рту у Саши каша,

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка,

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно

Красиво, чисто, ясно –

Как люди говорят.

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может.

Произнесет словечко,-

И сам тому не рад!

Он скажет: "До свиданья".

А слышится: "До зданья".

Он спросит: "Где галоши?"

А слышно: "Это лошадь?"

Когда он вслух читает,

поймешь едва-едва,

И буквы он глотает,

и целые слова

Он так спешит с налета

прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет.

За речью последить,

Нам нужен переводчик

его переводить.

  2 вед.   А вы знаете, иногда бывает и такое, что человек при взрослых людях говорит грамотно и красиво, а в кругу сверстников он кардинально меняет свое поведение и речь его звучит совсем по-иному. А чтобы убедиться в этом, посмотрим следующую сценку.

1вед.      Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа.  Пришла весна. Почернели сугробы. Подул теплый ветер и солнце ласково засветило на голубом небе, наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам, по оврагам.

      (Сережа уходит, но сразу же возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель).

2 вед.      Хорошо написал Сережа о весне. Интересно было слушать его сочинение, но вот кончилис уроки и во дворе не узнаете Сережи

Сережа (размахивая портфелем).  Мишка, оглох что ли? Вали сюда!
Миша.      Ну как контрольная прошла?

 Сережа.  Классно! На все пять! Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино? Там, говорят , фильм идет, блеск!

1 вед.      Что же ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа.  А у меня два языка:один для приятелей, а другой для занятия. Гуд-бай, мы отчаливаем.

2 вед.      Ну, а в вашем классе есть такие Сережи? Но это еще цветочки, а ягодки будут впереди.

В сером доме на Садовой

Вот уже десятый год,

 Ученик Бутылкин Вова

Припеваючи живет.

Если вы случайно, скажем,

Повстречаете его,

То пройдете мимо, даже

Не заметив ничего.

А сказать, как от любого

Можно Вовку отличить?

Ученик Бутылкин Вова

Не умеет говорить.

Но к чему об этой драме

Мне рассказывать самой?

Загляните лучше сами

Вы к Бутылкину домой.


Бут.( сестре).            Привет!
Сестра.                     Мне? От кого?

Бут.( передразнивая).От кого... от кого... Наше вам с кисточкой говорю!

 Сестра.                    С какой кисточкой?

 Бут.                         А ну тебя, малявка.

 Сестра (обиженно).   Почему малявка? Какие-то кисточки, а объяснить не может (начинает плакать).

 Бут.                         Брось хлюпать!

 Сестра.                    Не брошу! Назло тебе не брошу!

 Бут.                         А еще сеструха называется.

  Сестра.                   И никакая я тебе не сеструха.

Бут.                                  Колоссально! А кто?

 Сестренка снова плачет. Бутылкин старается ее успокоить, но безуспешно, наконец он находит выход.

Бут.                         Хочешь, я тебе сказку соображу?

Сестра.                    Ничего мне не надо соображать, расскажи.

Бут.                         Ну, железно! По рукам. Про кого тебе?

Сестра.                    Про курочку Рябу.                                                                    

Бут.                         Слушай...В некотором царстве, в некотором государстве жила- была законная курица по прозвищу Ряба. Жила она, значит, жила, а потом ей что-то в голову ударило: решила она снести яичко, но не простое, а золотое. Сказано, значит, сделано, значит,  снесла. А тут бабка ковыляет. Увидела яичко и рот разинула. «Вот это, говорит, - сила! Вот это,- говорит, - мощно! Вот это повезло!» И кричит на всю деревню: «Эй, старик, вали сюда, дело есть!» привалил старик, увидел яичко и тоже: «Вот это колоссально! Дай-ка я его куда – нибудь заныкаю, чтоб не стянули». Заныкал его, значит, на полку. А ночью мышка бежала, сослепу-то и не заметила, хвостом размахнулась, раз, два и в шляпе…

Сестра.                    В какой шляпе?

Бут.                        Отстань, не перебивай! Раскололось яичко начисто! А утром бабка в панику ударилась: «Что такое, да как так?» тут к ней курица подскакивает. «Не плачь, - говорит, - старушенция, все будет железно. Снесу я тебе яичко, но не золотое, а простое». Вот и вся сказка. Смехатурно, да?

Сестра.                   Я таких сказок никогда не слышала.

Бут.                        Вот теперь услышала (вдруг сестренка начала нюхать воздух и побежала на кухню).

Сестра(из кухни).    Вова, что делать, на кухне пол горит! Мама газ забыла выключить!Что делать?! (Бутылкин несколько минут мечется по комнате, а затем набирает номер 01).

Бут.                        Алло! Алло!

Голос по телефону. Пожарная команда слушает. Говорите.

Бут.                        Тут понимаете ли мощно газ забыли! И теперь, значит, во дает этот, как его…

Голос (перебивая).  Если вы будете безобразничать, я повешу трубку.

Бут.                               Вот это законно! Я еще и безобразничаю! (сестра выхватывает у него трубку).

Сестра.                  Дяденька, миленький, помогите, горим!

Голос.                    Адрес.

Сестра.                  Садовая, 52, кв.5(повесила трубку и Бутылкину). Эх, ты, а еще старший. Бежим.

Бут.(растерянно).   Колоссально! (убегают).

 

В.Шефнер «Устная речь»

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

 Гаснет устная словесность

Разговорная краса;                                                                            

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.                                                                                      

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо

Не скудела в наши дни.


1 вед.Великий писатель М. Горький говорил: "Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов".

2 вед.Л.Н.Толстой говорил: "Где нужно-нежный, трогательный, где нужно-строгий, серьезный, где нужно-бойкий и живой - таков наш русский язык".

1 вед.Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

2 вед.В блокадные годы А.Ахматова клятвенно обещала от имени всех сограждан:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

 В мирное время с нас не снимается обязанность хранить свободным и чистым наше великое слово.

 

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте же литературным языком

Боритесь за культуру речи.