Просмотр содержимого документа
«Классный час "Жестокость - сестра трусости"»
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №5 г.Тайшета
Гриценко Т.А.
Разговор с обучающимися (классный час), 2 класс
Тема: Жестокость — сестра трусости
Цели: Акцентировать внимание по данной теме. Показать посредством включения детей в игровые ситуации необходимость знаний, которые помогут в решении жизненных проблем. Воспитывать в детях чувство сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости.
Задача: создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения, проявления активности; способствовать сплочению и развитию классного коллектива
Оборудование, раздаточный материал: презентация, видеопроектор, «ромашка» с ситуациями, «сердечки» для советов «как не стать жестокими».
№ п/п | Этапы классного часа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Подготовительная работа | Меня зовут Татьяна Алексеевна, я – учитель начальных классов школы №5 города Тайшета. Наша встреча с вами проходит в рамках областного конкурса «Учитель года» Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Теперь у нас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё занятие | Приветствие , принятие учителя. |
2 | Вводная беседа 2 мин | У каждого человека есть какой-то внутренний нравственный закон, совесть, чтобы защитить и уберечь на жизненном пути. Но у кого-то совесть чуткая, у кого-то не очень. Мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо. Целью проведения классного часа является пополнение знаний у вас по выбранной теме, формирование правильного отношения к нравственным ценностям, обсуждение с вами актуального для вас вопроса, который вы выбрали из предложенных направлений Чтение притчи. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках». | Слушание, принятие целей занятия слушание притчи обсуждение ответов - Получил ли Ученик ответ на свой вопрос - От чего зависит жизнь и смерть бабочки в наших руках? |
3 | Вхождение в тему 2 мин | Посмотрите, в классе есть волшебная ромашка. А почему я её назвала волшебной? Да, действительно, на ромашке что-то написано. Прочитайте, ребята, название темы, написанной на ромашке. -А как вы думаете, жестокость отрицательное или положительное качество? Послушайте, как записано о жестокости в словаре : «Жестокость — это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным». | Читают тему отвечают на вопросы |
4 | Физминутка | Я называю качества человека, а вы похлопайте тем качествам, которые хотели бы в себе вырабатывать и потопайте, когда услышите отрицательные качества. Жадность, уважение к другим, раздражение, правдивость, искренность, вспыльчивость, скромность, жестокость, трусость, доброта. | Выполнение упражнений |
5 | Групповая работа (практическая самостоятельная работа в группе) не более 10 минут | Каждая группа разбирает ситуации 1. Захворал воробушек, Воробушек - хворобушек. Ранен был он гадкой, Знать бы чьей, рогаткой. Чистит перышки свои, - Выпал камешек в крови. Вопрос: Как вы думаете, жестоко поступили с бедным воробышком? Что мы можем сказать о тех, кто обижает животных? 2. Под жестoкoй pyкой человека Чуть жива, безобразно тоща, Надрывается лошадь-калека, Непосильную ношу влача. Вопрос: В чем проявляется жестокость человека по отношению к лошади? Почему автор называет человека жестоким? 3. Мальчик увидел в траве маленькvю ящерицу. Он взял ее в руки и быстро засунул и стеклянную банку с завинчивающейся крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Его приятели позвали мальчика играть , и вскоре, забыв о ящерице, он убежал . Банка осталась стоять во дворе. Через неделю мальчик наткнулся на нее: ящерица была почти высохшей, задыхающейся и полуживой. Вопросы: Можно ли поступок мальчика назвать жестоким? Почему? 4. Жили-были два друга — Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя — мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился ее спасать, храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошел домой. Вопрос: А как вы думаете, кто трус, а кто храбрый? Было ли со стороны Мити жесткостью уйти и не помочь девочке? 5. Не убивайте голубей, Их оперенье белоснежно, звучит во мгле земных скорбей, Не убивайте голубей. Вопрос: К чему призывает автор этими строками? | Работа в группах, объяснение четверостиший |
6 | Защита проекта | Каждая группа зачитывает четверостишья дает ответ на поставленные вопросы | Защита не более 2 минут |
7 | Рефлексия | «Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости» говорил Сенека. Вы можете сделать мир добрее, если будете бережно относиться ко всему живому. В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. А как вы думаете, жестоким может быть только человек, который обижает физически или обидеть можно и словом? Конечно, это так. Дайте советы друг другу, как не стать жестоким. Песня «О доброте» | Обсуждение совета в группе. |
1 группа
Захворал воробушек,
Воробушек - хворобушек.
Ранен был он гадкой,
Знать бы чьей, рогаткой.
Чистит перышки свои, -
Выпал камешек в крови.
Вопросы: Как вы думаете, жестоко поступили с бедным воробышком? Что мы можем сказать о тех, кто обижает животных?
2 группа.
Под жестoкoй pyкой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вопросы: В чем проявляется жестокость человека по отношению к лошади? Почему автор называет человека жестоким?
3 группа.
Мальчик увидел в траве маленькvю ящерицу. Он взял ее в руки и быстро засунул и стеклянную банку с завинчивающейся крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Его приятели позвали мальчика играть , и вскоре, забыв о ящерице, он убежал . Банка осталась стоять во дворе. Через неделю мальчик наткнулся на нее: ящерица была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.
Вопросы: Можно ли поступок мальчика назвать жестоким? Почему?
4группа.
Жили-были два друга — Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя — мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился ее спасать, храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошел домой.
Вопросы: А как вы думаете, кто трус, а кто храбрый? Было ли со стороны Мити жесткостью уйти и не помочь девочке?
5 группа.
Не убивайте голубей,
Их оперенье белоснежно,
звучит во мгле земных скорбей,
Не убивайте голубей.
Вопрос: К чему призывает автор этими строками?