Классный час:
Жить с достоинством. Что это значит?
Ход классного часа.
На уроке мы должны понять и объяснить значение слова достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки.
Постановка темы и цели классного часа.
.-Добрый день! – тебе сказали
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и красоты
Я рада вас приветствовать ребята, меня зовут Ольга Анатольевна. Пожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам.
Пусть этот день несет нам радость общения, открытия,
наполнит сердце благородными чувствами.
-Сегодня я предлагаю начать наш классный час с упражнения «Имена».
Назовите свое имя и качество характера, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя. (Выполняют упражнение).
(слайд 1.:
-А сейчас ребята послушайте притчу о Черном и Белом Волке
Однажды старый индеец с внуком сидели у костра вечером.
— Что такое жизнь? — спросил внук мудрого дедушку.
— Жизнь очень похожа на борьбу двух волков. – ответил Старик – Черный Волк олицетворяет все темное в твоей душе – это зависть, злость, обида, ненависть а также глупость, подлость, трусость, гордыню и малодушие. Белый волк олицетворяет все светлое и хорошее в твоей душе – это любовь, сила прощения, дух, мир, доброта, забота, ласка, радость и дружелюбность. И вот эти два волка борются не на жизнь, а насмерть.
Старик замолчал. Потрескивал костер и искры, вылетая, плясали и догорали. Мальчик молчал. Его лицо выражало глубокую задумчивость. Воцарило молчание.— А какой волк в итоге побеждает? – озадачено спросил внук, нарушив молчание.
Старый индеец едва заметно улыбнулся и произнес:
— Побеждает тот Волк, которого ты больше кормишь.
-А какого волка кормите Вы?
-Как воспитать в себе все эти качества?
-Как назвать одним словом качества, которые олицетворяет черный волк ( Недостатки)
-Какие качества человека олицетворяет белый волк Достоинства
-К финалу нашей беседы мы должны ответить на вопрос, Слайд 2. «что значит жить с достоинством»
-А сейчас послушайте еще одну притчу о снежинках.
Притча о снежинках.
Шёл снег. Зимой это дело обычное. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.
Мы не летим, мы просто падаем, отвечала грустно вторая.
Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.
Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто будут топтать.
Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно, сказала первая.
Нет мы растаем и исчезнем навсегда, возражала другая.
Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.
- Могут ли люди, не уверенные в себе, как одна из снежинок, считавшая, что её будут топтать, и она всё равно погибнет, добиться достоинства и уважения окружающих?
- ВЫВОД: Необходимо быть уверенным в себе, в своих поступках, и тогда можно многого добиться.
- А сейчас давайте рассмотрим два примера:
Прочитайте и определите, какой из генералов поступил достойно….?????
1) В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя.
2) Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.
Вывод: Кто из генералов достоин уважения?
Он показал своим поступком любовь к Родине, его по праву можно назвать защитником отечества.
-Молодые люди, скажите, а как вы относитесь к службе в армии?
А сейчас поработаем в парах вам задание.
Слайд 3. Подобрать к каждой букве слова «ДОСТОИНСТВО» - описание человеческих качеств. (работа в парах)
(Д-доброта, О - отзывчивость, общение, открытость, С – смелость, старательность, сочувствие, справедливость, Т – трудолюбие, терпение, И- искренность, Н- надежность, нравственность, В – великодушие)
За что же человек может быть достоин уважения?
-Кого из своего окружения или близких вы можете назвать человеком чести, человеком прожившего достойную жизнь?
Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил.
Вывод: Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).
-А теперь давайте Рассмотрим одну жизненную ситуацию
Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один их погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном судёнышке в море. В трёх милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем, по непонятным причинам. Баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палубных решёток. Один из друзей признался, что не умеет плавать.
Командование на себя взял Игорь:
- Приказ №1: каждому, держась за обломки мачты или деревянную решётку, медленно плыть к берегу, работая только ногами. Приказ №2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.
-Как проявил себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?
Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять, очень важны в жизни.
-Еще одна ситуация
Представьте, что вам с одноклассниками нужно переплыть с одного берега на другой. Все места в лодке уже заняты, осталось только одно место, а на берегу ты и твой товарищ. Как ты поступишь?
(ответы детей)
V. Работа в парах. А теперь попробуем составить портрет человека живущего с достоинством. Перед вами портрет человека есть карточки со словами, обозначающими, те или иные достоинства человека. Выберите и обведите те, что относятся к достоинству. (Карточки: совесть, независимость, оскорбляет других, отсутствие сквернословия, он – нытик и хлюпик, не брезгует воровством, уважает себя и других, умеет за себя постоять, патриот своей страны, заботится о родных и близких, умеет дружить, ябедничает и сплетничает, умеет работать, держит слово, жадина и бездельник, живет за чужой счет, честен всегда, попрошайничает, защищает слабых, вежлив.)
- Итак, что у нас получилось? Жить с достоинством и быть достойным человеком… (учитель читает элементы портрета)
II. Рефлексия. - Это высокие качества и им нужно учиться, думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком и последует моим советам.
- Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит жить с достоинством. "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список учитель заранее выписывает на доске.
Слайд 4. Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
III. Итог.
- И очень хотелось бы, чтобы каждый поступок свой оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: « Он, она – достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор». До свидания!
Подберите к каждой букве слова «достоинство» моральные (положительные) качества человека.
Д_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
С_______________________________________________________________
Т_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
И_______________________________________________________________
Н_______________________________________________________________
С_______________________________________________________________
Т_______________________________________________________________
В_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
Подберите к каждой букве слова «достоинство» моральные (положительные) качества человека.
Д_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
С_______________________________________________________________
Т_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
И_______________________________________________________________
Н_______________________________________________________________
С_______________________________________________________________
Т_______________________________________________________________
В_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
Подберите к каждой букве слова «достоинство» моральные (положительные) качества человека.
Д_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
С_______________________________________________________________
Т_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
И_______________________________________________________________
Н_______________________________________________________________
С_______________________________________________________________
Т_______________________________________________________________
В_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________