СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Жизнь дана на добрые дела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Жизнь дана на добрые дела"»

ГОУ ТО «Барсуковская школа имени А.М. Гаранина»













Классный час



«Жизнь дана на добрые дела»















Подготовила учитель начальных классов

Рыжова Елена Александровна













Цель: показать значимость добрых поступков в жизни человека.

Задачи:

Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

Учить задумываться о своём месте в жизни.

Повысить уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Развивать умение пользоваться различными источниками информации.

Оборудование: ноутбук, презентация  «Жизнь дана на добрые дела»; картинки сказочных героев, макеты сердечек, выставка книг, выставка  детских рисунков.

Ход занятия:

Звучит музыка. «Утро» Э. Грига.

Учитель: Послушайте  внимательно отрывок из произведения Э.Грига, а потом расскажите, каким был характер услышанной музыки, как она изменялась?

 Учитель: Да, вы правы. Такова и жизнь человека. (слайд 1)

 Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В продолжение жизни этот белый лист заполняется различными качествами, которые необходимы для жизни. (Честность, порядочность, трудолюбие, решительность и т.д.)

- А как вы думаете, какое самое главное качество, без которого человек не может быть человеком?

 Ученики: Доброта.

Учитель: Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков.

Вы, наверное, уже догадались,  о чём пойдёт сейчас речь?

Правильно. Жизнь дана на добрые дела   (слайд 2)

А начнем мы с удивительных строк.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

А.Чепуров

Учитель:         Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда. Еще в поучении Владимира Мономаха( слайд3) мы читаем: “А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.

Следовательно, основное назначение человека? ( творить добро).

Учитель: Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами.(слайд 4) . А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь (говорить), Д – добро, Ж – житие, З – земля, Л – люди, М – мыслить, Т – творить.

 Азбука как бы призывала (слайд)  “Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро”.

Учитель: Мы с вами разделились на 5 групп. Каждой группе было дано задание: подготовить стихотворение, подобрать пословицы на эту тему, вспомнить сказки, в которых добро побеждает зло и проиллюстрировать их. В течение занятия я буду предоставлять слово каждой группе. Пожалуйста, ваше стихотворение ребята. (слайд 5)

- В жизни по-разному можно жить –

 Можно в беде, а можно – в радости,

 Вовремя есть, вовремя пить,

 Вовремя делать гадости.

 А можно так:

 На рассвете встать –

 И, помышляя о чуде,

 Рукой, обожженною солнце достать

 И подарить его людям.

  Учитель: Народная мудрость гласит (слайд ) “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”.  Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо.

         - Как вы понимаете, что такое доброта? Кого называют добрым?

(ответы детей)

Ученик: «А мы подготовили стихотворение о том, что такое доброта».

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

            В нём забота и ласка,

          Тепло и любовь.

          В нём стремленье

           На помощь прийти

           Вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.

            И оно поважнее,

            Чем лица красота.

             Догадались, что это?

           Сердец… ДОБРОТА.

 Учитель: Каждое слово несет в себе определенную информацию. (слайд 6) Расшифруйте, пожалуйста, это слово. Подберите прилагательные, или существительные на каждую букву этого слова.

 Д – добродушный, добрый, доверчивый

 О – открытый, отзывчивый

 Б – благотворительный, благотворящий, благородный

 Р – решительный, радостный

 О - ответственный

 Т – толерантный. терпеливый

 А – активный

Учитель: Да, ребята, каждый из вас прав. И чтобы подтвердить это посмотрим, какое определение вы нашли в словарях. У вас на столах лежат толковые словари В.И.Даля, С.И. Ожегова, и толковые словари под ред. Рамзаевой, Филиной и Розановой. Прочитайте.

Молодцы, вы хорошо потрудились.

Учитель: А в православии добро – это то, что помогает росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

Учитель: О доброте говорили всегда и прежде всего великие писатели. (слайд 7) Прочитайте высказывания великих людей: (по группам)

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».

Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».

Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

Учитель:  «Народная мудрость гласит: “Жизнь дана на добрые дела”. Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал так много пословиц и поговорок о добре. (слайд 8)

 Перед вами начало пословицы, продолжите их. Работаем в группах. Прочитайте начало, посовещайтесь, выберете одного представителя, который будет отвечать.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Красота до вечера, а доброта навек.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Сделай добро, и оно обязательно к тебе вернётся.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

Учитель: С этим заданием вы справились хорошо, а сейчас отдохнём немножко и послушаем стихотворение от 3 группы.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

Учитель: Да, доброе дело, действительно, дарит радость другому человеку. О том же говорит и Библия: (слайд 9)«Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя».

Учитель: У  меня  в  руках  символическое «Сердечко». В  нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их  и  увидим,  что  раны  заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить  такие  сердечки  добрыми  словами,  делами.

   А вот на этих здоровых сердечках напишите самые добрые слова и подарите друг другу. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.( слайд 10)

Хорошо, ребята, а теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и от чистого сердца подарите эти сердечки.

 Делайте добро! Это принесет  вам  счастье. Я вижу, что настроение у вас сразу поднялось.

Учитель: Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека.  От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

      Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет (слайд 11). 
На экране изображение солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: Подберите к ним антонимы, слова противоположные по смыслу.

        

Ребята, посмотрите, какое ласковое солнышко у нас получилось, как ярко светят его лучи.

 Учитель: Посмотрите внимательно на экран (слайд 12).  А как вы думаете, во что могут превратиться  добрые слова и добрые мысли?  (в добрые поступки)

         Расскажите о них.

Учитель: Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

          Еще древний китайский философ Конфуций сказал: «Человек, который помогает другим – помогает себе».

        Людей, которые оказывают добровольную помощь, называют волонтёрами  (слайд 13) 

Они стараются затронуть каждую сторону жизни: по защите природы, животных, бездомных людей, инвалидов, одиноких престарелых людей. Волонтёры собирают пожертвования, устраивают благотворительные концерты, вечера, посещают одиноких людей, чистят парки, работают в больницах, приютах для животных и т.д.

    И вы, ребята, тоже старайтесь оказывать посильную помощь всем тем, кто в ней нуждается.

    Учитель: А сейчас мы снова немножко отдохнём и послушаем стихотворение, которое приготовила 4 группа

Как  бы  жизнь  ни  летела –                                                                                                                                    Дней  своих  не  жалей,                                                                                                                                   Делай  доброе  дело  
Ради  счастья  людей.                                                                                                                                           Чтобы  сердце  горело,    
А не тлело во мгле,                                                                                                                                        Делай доброе дело -                                                                                                                                               Тем живём на земле

 Учитель:  Как вы думаете, легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

          Да, непросто, этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Герои из каких сказок у нас сегодня присутствуют?

Вспомнить других героев сказок и их поступки  поможет нам Сказочный сундучок.(слайд 14) 

Вам нужно догадаться, герою из какой сказки принадлежит предмет и какие поступки он совершал?  (слайд)                                                                                                                                                                                                

        Учитель: Ребята 5 группы подготовили инсценировку небольшого отрывка из сказки. Посмотрите  и скажите, каким был герой?

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать друг другу.

(Подходит Сиропчик и Пончик).

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!

Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это — не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопочка: А для чего же ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопочка: Вот видишь — а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопочка: Ты должен совершать их не ради своей выгоды, а из добрых побуждений.

 Учитель: Ребята, вы согласны с Кнопочкой?

 Вывод: Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других.

Учитель: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Мы видим их в других, а за собой не замечаем.

Как вы думаете, есть ли какие-либо правила доброты? 

Сейчас мы их прочитаем, а вы, ребята, запомните их и постарайтесь всю жизнь следовать этим правилам. (слайд 15) 

•   Не бойся предлагать помощь другим.

•   Будь вежливым и внимательным к окружающим.

Защищай слабого, не проходи мимо.

•   Будь терпим, прощай ошибки другим.

Охраняй природу, заботься о животных.

Учитель: Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь другим согревают нас самих, как солнце. Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. 

Помните: (слайд 16)

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

Рефлексия

А сейчас, ребята, разобьём цветочную клумбу доброты, где каждый из вас посадит свой цветочек. Сажая его, назовите, пожалуйста, то доброе дело, которое вы хотите совершить сегодня, придя домой, или в ближайшее время, а может быть, будете постоянно совершать.

(Дети сажают цветы)

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами и всегда шагайте дорогою добра.

Песня «Дорогою добра» (слайд 17)

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!