Технология формирующего оценивания
Критерии:
быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
быть понятными не только учителю, но и ученикам, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;
быть конкретными, чтобы дать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика, например, «Ученик привел пять примеров использования.».
Приемы:
(по Бойцовой Е.Г.):
По цели оценивания:
По времени проведения:
По возможности использования:
С точки зрения участников оценивания:
(по М.А. Пинской)
критериальное самооценивание;
критериальное взаимооценивание;
карта понятий;
составление текстов.
Подходы:
определить планируемые результаты обучения;
организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата;
сопровождение процесса достижения планируемых результатов при помощи обратной связи.
Структурные элементы:
постановка цели – планирование конечного результата оценивания;
обратная связь – обеспечение учащихся информацией для правильного выполнения последующих шагов обучения;
самооценивание и взаимооценивание – позволяет учащимся самостоятельно определять проблемы и пути их решения, отмечать слабые и сильные стороны работы своих одноклассников, понимать роль и необходимость оценивания;
разработка критериев – способствует организовать процесс оценивания более «прозрачным», так как учащиеся понимают, за что получают ту или иную отметку, учатся оценивать свои работы, находить проблемы и планировать дальнейшую работу.
Алгоритм:
1.Планирование образовательных результатов обучающихся по темам на этапе разработки рабочей программы, распределение их по темам.
2.Планирование целей урока как образовательных результатов деятельности обучающихся.
3.Формулирование задач урока как шагов деятельности обучающихся.
4.Формулирование конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.
5.Оценка деятельности обучающихся по критериям. Необходимо оценивать деятельность учеников строго по критериям.
6.Осуществление обратной связи: учитель-ученик, ученик-ученик.
7.Сравнение полученных результатов обучающегося с предыдущим уровнем результатов.
8.Определение места обучающегося на пути достижения цели.
9.Корректировка образовательного маршрута обучающегося происходит после рефлексии за счет вариативности домашних заданий, различного темпа выполнения заданий, выбора внеурочной деятельности, элективных курсов и т.д.
Принципы:
критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей;
нет открытого сравнения результатов оценивания разных учащихся, результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика;
оценивание проводят сами учащиеся;
оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и сам процесс обучения;
использование электронных инструментов для оценивания;
документирование достижений учащихся.