Клавишные музыкальные
инструменты
Выполнила: Местяшова Надежда
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента .
Виды клавишных музыкальных инструментов
По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:
Самозвучащие ударно-клавишные
Челе́ста ( итал . celesta — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент , внешне похожий на пианино , звучащий наподобие колокольчиков .
История: Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеста».
Струнные
Ударно-клавишные (старинный клавикорд )
Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч . χορδή — «струна») — небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент , один из предшественников фортепиано . Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда . Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года , а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.
Струнные
Щипково-клавишные ( клавесин и его разновидности)
Клавеси́н (от фр. clavecin; итал. cembalo, clavicembalo; англ. harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Скорее всего был изобретен в Италии в XV веке . Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора ) при нажатии клавиши.
Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвличении, но отличные от него по конструкции:
Спинет
Мюзелар
Вёрджинел
— это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.
Струнные
Ударно-клавишный ( Фортепиа́но)
Фортепиа́но ( итал . forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды .
Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы.
Струнные
Ударно-клавишный ( Рояль)
Рояль ( фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент , основной вид фортепиано , в котором струны , дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш.
В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.
Духовые
Клавишно-духовой ( орган )
Орга́н ( лат. organum из др.-греч . ὄργανον ― «инструмент, орудие») — клавишно - духовой музыкальный инструмент , самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов.
Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий». Зародыш органа можно видеть также в флейте Пана , китайском шэне и других аналогичных инструментах.
Духовые
Язычковые ( фисгармония , аккордеон , мелодика )
Фисгармо́ния , или гармо́ниум ( др.-греч . φῦσα — (кузнечный) мех, и др.-греч. ἁρμονία — гармония) — язычковый клавишно -пневматический [1] музыкальный инструмент, разновидность гармоники . Звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, который накачивается ножными педалями.
Изобретена в 10-е годы XIX века . В середине XIX века решающий вклад в усовершенствование инструмента внёс французский мастер Александр Франсуа Дебен . Со второй половины XIX века фисгармония получила широкое распространение во всей Европе.
Разновидности фисгармонии
Специфическую ручную портативную разновидность фисгармонии представляет так называемая индийская фисгармония (также «гармониум») — переносной инструмент с ручными мехами.
Развитием фисгармонии являлась органола — инструмент, в котором воздух к голосовым планкам подавался при помощи вентилятора, работающего от электросети.
Духовые
Язычковые -
(аккордеон)
Аккордео́н (от фр. accordéon) — язычковый клавишно -пневматический [1] музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники . В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Демиан усовершенствованной им гармони
В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа (клавишный аккордеон), однако эти инструменты существуют как с фортепианной, так и с кнопочной клавиатурой (кнопочный аккордеон).
Духовые
Язычковые - (мелодика )
Мелоди́ческая гармо́ника (также известна под названиями мелодион,мелодика, пианика, мелодигорн, мелодихорн, клавиетта) — язычковый клавишно -пневматический музыкальный инструмент из семейства гармоник , имеющий некоторое сходство с аккордеоном (тоже пневматический инструмент с клавиатурой фортепианного типа) и губной гармоникой .
Инструмент является изобретением компании Hohner . Мелодика впервые была представлена в печатной брошюре на немецком языке в ноябре 1958 года и завоевала популярность по всему миру с начала 1960-х годов.
Электромеханические
Электрическое фортепиано — электромеханический музыкальный инструмент .
Электрические фортепиано создают звук механически, после чего звуки преобразуются в электрические сигналы с помощью звукоснимателя . В отличие от синтезатора , электрическое фортепиано является не электронным инструментом , а электромеханическим.
Одним из первых был электрический рояль Нео-Бехштейн 1929 года выпуска.
Самой ранней моделью без струн вероятно был Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара .
Нео-Бехштейн (1929)
Рояль Vierling-Forster (1937)
Электромеханические
клавинет
Клавинет – это «клавесин будущего», так как он представляет собой электрический клавишный инструмент . Он представляет собой корпус с клавиатурой. Клавиатура отличается ограниченной степенью чувствительности. «Изюминкой» клавинета являются так называемые клавиши-качели, которые могут изменять звучание инструмента. Клавинет — это упрощенный вариант старинного клавесина, датчики в нем укреплены вблизи струн, по которым ударяют молоточки. Инструмент почти лишен динамики, звукоизвлечение острое, стаккатное. На клавинете довольно сложно получить легато, кроме того, отсутствует педаль, и сочетание аккордов легато для исполнения затруднено.
Электромеханические
Меллотрон
Меллотрон (от англ. melody и electronics) — полифонический электромеханический клавишный музыкальный инструмент . Меллотрон разработан в начале 60-х годов XX века в Англии на основе Чемберлина.
Звук генерируется посредством воспроизведения магнитофонных лент, по одной на каждую клавишу.
Меллотрон получил широкое распространение в рок-музыке в 60-70-е годы, позже был вытеснен цифровыми сэмплерами, и его производство было прекращено. В 90-х годах интерес рок-музыкантов к нему возродился, и были выпущены несколько новых моделей.
Электронные
электроорган
Электрический орга́н ( англ. Electronic organ ) — электронный клавишный музыкальный инструмент, акустическим прототипом для конструирования которого послужили фисгармония и орган .
Изначально электроорган был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению подразделились на несколько типов:
Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в храмах.
Электроорганы, предназначенные для концертного исполнения популярной музыки, в том числе — джаза и рока.
Электроорганы, предназначенные для любительского домашнего музицирования.
Программируемые электроорганы, предназначенные для профессиональной студийной работы.
Электронные
Клавитара
Клавитара (от клави шные + ги тара , калька с английского keytar) — клавишный электронный музыкальный инструмент , синтезатор или MIDI-клавиатура гитарного типа. В просторечии — «расчёска». Одним из плюсов клавитары является возможность вешать клавиатуру на ремень через плечо как гитару, что дает возможность свободного перемещения по сцене. Из минусов можно назвать малое количество октав — максимум 3,5 (например, Roland AX-7). Но, как правило, игра на «расчёске» представляет собой ведение соло одной рукой, поэтому размер вполне обусловлен задачами.
Электронные
синтезаторы
Синтеза́тор ( англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент , создающий ( синтезирующий ) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах).
Один из создателей первого синтезатора —
Милтон Бэббит .
с пасибо за внимание