СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клетка - структурная единица организма

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель: продолжить формировать понятие клетки как биологической системы; формировать представление о структурной организации клетки, её органоидах и выполняемых ими функциях.
  1. Планируемые результаты:
  • метапредметные: развивать у учащихся умения сопоставлять структуру клетки с выполняемыми ею функциями; развивать интерес к биологическим знаниям; формировать умения применять знания в решении учебных и жизненных задач.
  • личностные: формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе; формировать представление о необходимости сбалансированного питания для того, чтобы в клетки поступали все необходимые элементы; создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • предметные: формировать понятие клетки как биологической системы; формировать представление о структурной организации клетки, её органоидах и выполняемых ими функциях.
  • Тип урока: комбинированный урок.

Просмотр содержимого документа
«Клетка - структурная единица организма»

МБОУ Гришинская школа

Учитель – Диденко К. В.

Предмет – Биология

Класс – 8

Урок №3

Дата – 10.09

  1. Профиль урока

  1. Тема: Клетка - структурная единица организма.

  • Цель: продолжить формировать понятие клетки как биологической системы; формировать представление о структурной организации клетки, её органоидах и выполняемых ими функциях.

  1. Планируемые результаты:

  • метапредметные: развивать у учащихся умения сопоставлять структуру клетки с выполняемыми ею функциями; развивать интерес к биологическим знаниям; формировать умения применять знания в решении учебных и жизненных задач.

  • личностные: формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе; формировать представление о необходимости сбалансированного питания для того, чтобы в клетки поступали все необходимые элементы; создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.

  • предметные: формировать понятие клетки как биологической системы; формировать представление о структурной организации клетки, её органоидах и выполняемых ими функциях.

  • Тип урока: комбинированный урок.

  1. Основные понятия: Клетка, органоиды, мембраны, цитоплазма, ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, клеточный центр, ядро, ядрышко.

  2. Связь с ранее изученным:

  1. Каково строение растительной клетки? Животной клетки?

  2. Назовите их основные отличительные черты.

  1. Методы: Словесные: диалог, объяснение, рассказ

  1. Наглядные: демонстрация наглядных пособий и таблиц.

  1. Оборудование:

  1. Учебник Биология 8 класс – Л. Н. Сухорукова др.; Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Разнообразие клеток человека».

  2. Структура урока:

  1. Организационный момент (30 сек.)

  2. Целевые установки (1 мин.)

  3. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

  4. Изучение нового (30 мин.)

  5. Закрепление знаний (7 мин)

  6. Комментирование оценок (30 сек.)

  7. Домашнее задание (1 мин.)

  1. Собственно конспект:

  1. Организационный момент: Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих по рапортичке. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Целевые установки:Сегодня на уроке мы пройдем тему «Клетка – структурная единица организма». Вы познакомитесь с основными органеллами клетки и их функциями, узнаете о дифференциации клеток, о их местоположении в организме человека.

  3. Актуализация опорных знаний:

  1. На прошлом уроке вы прошли тему «Культура здоровья – основа полноценной жизни». Ответьте мне на вопросы по этой теме:

  • Что такое здоровье?

  • Назовите компоненты здоровья.

  • Что такое социальное и духовное здоровье?

  • Что такое физическое здоровье?

  1. Изучение нового:

  1. План:

  1. Понятие «клетка»

  2. Структурные элементы клетки

  3. Обмен веществ и энергии

  4. Жизненный цикл клеток

  1. Клетка – сложная целостная физиологическая система, в которой происходят все процессы жизнедеятельности: обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, самовоспроизведение.

  1. Единая схема строения клеток (живого организма) свидетельствует о единстве происхождения живых организмов, населяющих Землю, о схожести всего органического мира планеты.

  1. Основные элементы клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, органеллы и ядро.

  1. Органеллы – это постоянно действующие структурные элементы клетки: митохондрии, ЭПС с рибосомами, аппарат Гольджи, лизосомы, центисома.

  1. Структура клетки

  1. Строение

  1. Функции

  1. Клеточная мембрана

  1. Ультрамикроскопическая пленка, состоящая из двух слоёв липидов (бислой) с мозаичными включениями белков

  1. Изолирует клетку от окружающей среды, обладает выборочной проницаемостью, регулирует обмен между клеткой и средой.

  1. Ядро

  1. Самая крупная органелла, покрытая оболочкой из двух мем­бран, пронизанной ядерными порами. Содержит хроматин – в такой форме раскрученные хро­мосомы находятся в интерфазе. Содержит так лее структуру, име­нуемую ядрышком.

  1. Хромосомы содержат ДНК – ве­щество наследственности. ДНК состоит из генов, регулирующих все виды клеточной активности. Раздел ядра лежит в основе размножения клеток, а значит, и процесса воспроизведения. В ядрышке образуются рибосомы.

  1. ЭПС

  1. Система уплощенных мембранных мешочков цистерн в виде трубочек и пластинок. Образует единое целое с внешней мембраной ядерной оболочки. Различают гранулярную (шеро­ховатую) эндоплазматическую сетку, если ее поверхность покрыта рибосомами, и гладкую 011С (без рибосом).

  1. Обеспечивает транспорт веществ как внутри клетки, так и между соседними клетками. Разделяет клетку на отдельные секции. Гранулярная ЭПС принимает участие в синтезе белка, гладкая ЭПС является местом синтеза липидов.

  1. Рибосомы

  1. Очень мелкие органеллы, состоящие из двух субъединиц – боль­шой и малой. Содержат белок и рнк.

  1. Связаны с ЭПС или свободно лежат в цитоплазме и является местом синтеза белка.

  1. Митохондрии

  1. Имеют двуслойную мембрану: внутренняя мембрана образует складки (кристы). Они содержат матрикс, в котором находятся небольшое количество рибосом, одна кольцевая молекула ДНК и фосфатные гранулы.

  1. Универсальная органелла, которая является дыхательным и энергетическим центром. В матриксе работают ферменты, при­нимающие участие в расщепле­нии глюкозы, жирных кислот.

  1. Комплекс Гольджи

  1. Стопка уплощенных мембранных мешочков цистерн. На одном конце стопки мешочки беспрерывно образуются, а из другого отшнуровываются в виде пузырьков.

  1. Подвижная и непостоянная органелла. В цистернах накаплива­ются продукты синтеза, распада и вещества, которые поступа­ют в клетку, а также вещества, которые выводятся из клетки. Упакованные в пузырьки, они отделяются в цитоплазму: одни используются, другие выделяют­ся наружу.

  1. Лизосомы

  1. Простой сферический мембран­ный мешочек (мембрана одинар­ная), заполненный пищеварительными ферментами.

  1. Выполняет много функций, всег­да связанных с распадом ка­ких-нибудь структур молекул. Защитная функция.

  1. Клеточный цент (центрисома)

  1. Ультрамикроскопическая орга­нелла немембранного строения. Состоит из двух центриолей, ок­руженных плотным слоем цитоп­лазмы. Центриоли расположены перпендикулярно друг к другу.

  1. Участвуют в процессе деления клеток, определяя полюса клеток и расхождение к ним хромо­сом.

  1. Цитоплазма

  1. Высокомолекулярная коллоидная система, для которой характерно постоянное движение; движение в ней органелл.

  1. Обеспечивает прохождение основной части процессов клеточного метаболизма, связывает все структуры клетки в одну систему

  1. Обмен веществ и энергии.

  1. Клетка – живая самовоспроизводящаяся система, которая поддерживает и возобновляет свою целостность, приспо­сабливается к изменениям условий окружающей среды.

  2. Клетка усваивает питательные вещества, производит определённое количество энергии, а «отрабо­танные» остатки и часть энергии выделяет в окру­жающую среду.

  3. Метаболизм это совокупность всех химических реакций, превращений веществ и энергии в клетке и организме в целом. В живых клетках одновременно происходит 1-2 тыс. взаимосогласованных метаболических хи­мических превращений.

  4. Обмен веществ разделяют на два взаи­мосвязанных процесса:

  • Катаболизм – расщепление больших мо­лекул веществ на более мелкие и более простые.

  • Анаболизм – синтез (биосинтез) сложных органических из более простых.

  1. т. е. МЕТАБОЛИЗМ = КАТАБОЛИЗМ + АНАБОЛИЗМ.

  2. Во время расщепления больших молекул на простые высвобождается энергия, которая накапли­вается в молекулах АТФ (аденозинтрифосфата). Это вещество выполняет функцию аккумулятора энер­гии в клетке. Энергия, сконцентрированная в форме АТФ, используется для процессов биосинтеза и выполнения различных функ­ций клетками.

  1. Жизненный цикл клеток организма человека — это период их суще­ствования от одного деления к другому.

  1. Клеточный цикл большинства клеток тела разделяют на два периода:

  1. Деление;

  2. Интерфаза, или проме­жуточная фаза – интервал между делениями (см. рис. 12 (а), стр. 21). В период интерфазы клетка выпол­няет свойственную ей функцию: в ней происходят процессы метаболизма, а также подготовка к следующему делению. Клетки тела человека (соматичес­кие) делятся путем митоза деления, при котором в ядре сохраняется неизменное количество хромосом. Половые клетки делятся путём мейоз при та­ком делении количество хромосом в ядре клетки уменьшается вдвое.

  1. На протяжении всей жизни человека наиболее интенсивно происходит де­ление клеток крови (костного мозга, селезёнки), кожи, слизистой оболочки ды­хательных путей, желудка и кишечника. Однако нервные клетки или клетки сердечной мышцы не могут делиться и возобновляться. Их гибель – процесс необратимый.

  1. Закрепление:

  • Кто даст определение термину клетка?

  • Из чего состоит клетка?

  • Для чего необходима цитоплазма?

  • Каково значение клеточной мембраны?

  • Что такое ядро?

  • Какие виды ЭПС вам известны?

  • Кто может рассказать строение митохондрий?

  • Дайте определение понятию метаболизм. Из каких процессов состоит?

  • Расскажите о жизненном цикле клетки.

  1. Комментирование оценок.

  1. Д/з: Прочитать §3 Ответить на вопросы на с. ____ Подготовьте сообщения на тему: «Клетка – элементарная единица живого»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!