СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии. Обобщение и контроль знаний по теме "Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов" (10 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - обобщение по теме "Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов". Данный урок можно проводить для как для обобщения знаний по данной теме, так и для подготовки к контрольной работе.Предлагаются задания разной степени сложности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии. Обобщение и контроль знаний по теме "Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов" (10 класс)»



Тема: Обобщение и контроль знаний по теме " Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов ".


Цель : организовать деятельность учащихся, в результате которой они обобщат и систематизируют знания по теме " Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов "; создать условия для развития умений обобщать, систематизировать материал , выполнять тестовые задания ; содействовать развитию рефлексивной культуры .


Средства обучения: карточки с заданиями, таблицы, презентация.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Ход урока.

1.Организационный момент:

А) формула успеха: улыбка - настроение - вера в личные силы - результат.

2. Обобщение и систематизация знаний:

2.1.А) определение цели - на оценочном листе ответить на вопрос : Какую главную цель я ставлю перед собой? (прил.1)

2.2. Какое слово мы наиболее часто встречали при изучении главы ? ( клетка ). Как вы думаете , почему необходимо знать строение клетки ?

2.3.Разминка:

А) наука, изучающая клетку (цитология);

б) впервые сформулировали клеточную теорию? ( Шлейден и Шванн);

в) на какие группы по особенностям организации делятся живые организмы (прокариоты и эукариоты;

г) на какие группы по количеству мембран делятся органоиды клетки (одно- и двухмембранные);

д) перечислить двухмембранные органоиды клетки ( митохондрии и пластиды );

е) шаровидные бактерии (кокки );

ж) как называется органоид, основная функция которого - синтез белка (рибосомы );

з) носитель наследственной информации (ядро).

2.4. По изображению узнать органоид: 1- ядро; 2- митохондрии ; 3- хлоропласты ; 4- ЭПС ; 5 - рибосомы ; 6- плазматическая мембрана.

1 2 3



4 5

2.5.Соотнести:

1.Обладает избирательной проницаемостью

А- Эндоплазматическая сеть

2. На ее мембранах есть хромосомы

Б - цитоплазма

3.Имеет двойную мембрану

В- митохондрии

4.Выполняет запасающую функцию

Г - ядро

5.Является энергетическим центром клетки

Д- плазматическая мембрана

6.Содержит наследственную информацию

Е- Лейкопласты

7.Обеспечивает взаимодействие органоидов клетки


8.Состоит из билипидного слоя


Ответы : 1- Д , 2 - А , 3 - В.Г. ; 4- Е , 5 -В , 6 - Г , 7 -Б , 8 – Д.


2.6. Сравните строение клетки прокариот и эукариот.

I вариант

( Оценка есть «+» , нет «-» )

№п/п

Признак

Прокариоты

Эукариоты

1

Ядро



2

Клеточная стенка



3

Мезосомы



4

Мембранные органоиды



5

Рибасомы



6

Цитоскелет



7

Центриоли



8

Спорообразование



9

Аэробы



10

Анаэробы










II вариант

Сравните строение клеток растений и животных.

( Оценка есть «+» , нет «-» )

п/п

Признак

Клетка растений

Клетка животных

1

Ядро



2

Клеточная стенка



3

Пластиды



4

Вакуоли с клеточным соком



5

ЭПС



6

Комплекс Гольджи



7

Митохондрии



8

Рибосомы



9

Автотрофы



10

Гетеротрофы




2.7. Задания по сопоставлению и аргументации : если сравнивать клетку с заводом , то каким органоидам можно присвоить следующие названия ? Почему?

а ) Энергетические станция ( митохондрии - синтез АТФ);

б) склад готовой продукции (комплекс Гольджи - вещества упаковываются в мембранные пузырьки и разносятся по цитоплазме);

в) цех переработки отходов ( лизосомы - ферменты расщепляют вещества);

г) информационный центр (ядро);

д ) фотохимическая лаборатория ( хлоропласты - фотосинтез ).

2.8. Творческие задания:

1. Придумать вопросы о строении клетки и ее органоидов, чтобы в ответах звучала цифра 2, например :

а) сколько липидных слоев имеет клеточная мембрана?

б) сколько субъединиц имеет рибосома?

в) сколько мембран имеют пластиды, ядро, митохондрии?

г) сколько видов ЭПС бывает?

д ) сколько центриолей образует клеточный центр?

2.Рассмотрите рисунок. Составьте по картинке рассказ " Путешествие внутрь клетки твердых пищевой частицы " .

3. Итоговая проверка знаний: тест.

Вариант 1.

1. Цитология - наука о клетке: а) да; б) нет.

2.Выбрать лишнее : рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, ресничка.

3.Заполнить пробелы, пользуясь подсказками в скобках.

..................... + ..................... + ...... ................. = ......... .... . . .

( цитоплазма, гиалоплазма, органоиды, включения )

4.Определить правильность суждений (да – нет).

а. Рибосома состоит из двух субъединиц.

б. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов - фотосинтез.

в . Бактерии и грибы относятся к прокариотам .

г. Молекула ДНК прокариот имеет форму кольца.

д. Органоиды - это непостоянные образования клетки.

е. У прокариот нет оформленного ядра.

5.Почему клетку называют структурной единицей живых организмов?


Вариант 2.

1.Живые организмы имеют клеточное строение : а ) да б ) нет .

2.Выбрать лишнее : плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрия , комплекс Гольджи , лизосомы

3.Заполнить пробелы, пользуясь подсказками в скобках.

................ + ................. + ............... ... = ....................

( Лейкопласты, пластиды, хромопласты, хлоропласты).

4. Определить правильность суждений (да - нет).

а. ЭПС - это часть комплекса Гольджи.

б. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

в. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

г. Включения - это непостоянные образования клетки.

д. Клеточная стенка есть только у растений.

е. У растений нет клеточного центра.

5.Зависит ли уровень организации клетки от количества хромосом? Почему?


4.Рефлексия: на оценочном листе ответить на вопросы:

а) выполнил ли я то, что задумал?

б) что было сделано хорошо, а что плохо?


5.Релаксация.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока .

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательными.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - улыбнулись мне , а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше - поаплодировали себе .


5.Домашнее задание: параграф 10-21 , повторить правила работы с микроскопом.


Приложение 1.

Оценочный лист.

  1. Вопрос в начале урока: какую цель я ставлю перед собой?

___________________________________________________________

2.Вопрос в конце урока:

а)выполнил ли я то, что задумал?

б) что было сделано хорошо, а что плохо?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!