Познавательная игра «Биолабиринт» Игра проводится среди учащихся 6-х классов, обучающихся по программе В.В. Пасечника, после изучения тем «Клеточное строение организмов», «Царства Бактерии и Грибы». Класс делится на три команды, каждая команда выбирает капитана. Оборудование 1. Таблица «Лабиринт» (1 шт.), схема «Клетка» (3 шт.). 2. Кроссворд «Клетка» (3 шт.). 3. Жетоны: по 14 шт. трех цветов – всего 42 жетона (каждая команда получает жетоны одного цвета). 4. Фишки с цифрами к этапу «Клетка»: по 6 шт. для каждой команды – всего 18 штук. 5. Фишки «клубки Ариадны» – трех цветов. 6. Задания к этапам для каждой команды. 7. Грамоты или призы участникам. Оформление доски  Правила игры Каждая команда должна пройти лабиринт, выполнить все задания и выйти обратно. У каждой команды будет свой «путеводный клубок» и свой коридор в лабиринте, по которому она будет двигаться, выполняя задания. Четвертый коридор лабиринта предназначен для передвижения героя мифа – Тесея. После выполнения задания капитан команды передвигает свою фишку – «клубок» – к следующему этапу. Команда, выполнившая задание первой, получает 15 баллов, второй – 10 баллов, третьей – 5 баллов (баллы заносятся в таблицу «Результаты»). При оценке учитываются правильность ответов, быстрота и организованность выполнения заданий. За каждое нарушение правил команды теряют 2 балла, что отмечается в таблице «Штрафы». Ход игры В начале игры учитель рассказывает о критском лабиринте и нити Ариадны. «Когда-то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный знаменитым греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, без конца кружил по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр – чудовище с головой быка, пожирающее людей. Критский царь, победив афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые девять лет они должны были выбирать семь прекрасных девушек и семь сильных юношей и привозить их на Крит на съедение чудовищу. Афинский царь – молодой Тесей – отправился с другими несчастными, чтобы победить чудовище и освободить свой народ от страшной дани. Его мужество, красота и отвага пленили дочь критского царя Ариадну, и она дала Тесею клубок ниток. Когда Тесея и его спутников, обреченных на смерть, привели к подземелью, он незаметно привязал конец клубка к ветке дерева у входа и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок. Нам с вами предстоит вслед за Тесеем проникнуть в лабиринт и помочь ему в преодолении препятствий и борьбе с чудовищем». Далее учитель объясняет командам правила игры. 1-й этап. «Клетка» Перед вами кроссворд «Клетка» и изображение клетки. Ваша задача – вписать в кроссворд названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек. А затем фишками с цифрами, соответствующими пронумерованным словам, укажите соответствующие части клетки на рисунке. Цифре «1» в кроссворде соответствует фишка № 1. Работать нужно по одному, по очереди. Кроссворд «Клетка»  Схема «Клетка»  Ответ: 1 – пора, 2 – ядро, 3 – вакуоль, 4 – хлоропласт, 5 – оболочка, 6 – цитоплазма. 2-й этап. «Лабиринт в лабиринте» Итак, мы помогли Тесею преодолеть одно препятствие. А теперь отгадайте загадку. (За правильный ответ команда получает жетон.) Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. (Гриб.) Далее следует рассказ учителя о грибах, присутствующих в мифологиях разных народов. «Грибы – загадочные создания. Что, казалось бы, удивительного в скромной сыроежке или красавце-подосиновике? Почти каждый собирал их, сушил, жарил, солил. Так поступали люди еще в древности. Их поражала способность грибов появляться как будто бы из ничего за считанные часы и дни. Не зная толком, что собой представляют грибы, легко было уверовать, что они посланы богами: съедобные – в награду, ядовитые – в наказание. Не случайно во многих странах существовал культ грибов, их использовали в ритуальных церемониях. В иранской мифологии важную роль играл божественный напиток – хаома. Так же звали божество, посвященное этому напитку, и гриб, из которого напиток изготовляли. А делали хаому из мухоморов с добавлением молока. Употребление хаомы было священнодействием, символизирующим бессмертие. В Древнем Китае считалось, что священный гриб чти дарует вечную жизнь, особенно если он растет на очень старых деревьях или около них. По преданиям народа батаки с острова Суматра, именно из грибов были выращены богами первые люди. А живущие на Дальнем Востоке орочи верят, что грибы – это души новорожденных детей, спустившиеся на землю». Задание «Лабиринт в лабиринте»  Чтобы узнать, какой гриб олицетворяет души новорожденных детей, вам нужно пройти лабиринт – от буквы к букве. Сначала определите первую букву. Поможет вам игра «пятый «лишний» – найдите «лишнюю» карточку, и буква, которая стоит в нижнем углу в скобках, будет началом лабиринта. Результат запишите на обороте карточки лабиринта карандашом. «Пятый – «лишний» Сморчок (е) Боровик (в) *Ягель (д) Мукор (ж) Спорынья (к) | 3-й этап. «Разбитая амфора» В зале дворца-лабиринта, в который мы с вами попали к третьему этапу, стоит множество древних статуй, ваз и амфор. Одна из амфор разбита, но именно она – пропуск к следующему залу. Ваша задача – собрать древнегреческий сосуд, прочесть и выполнить задание, написанное на нем. Ответ запишите на карточке (учащимся предлагаются конверты с произвольно разрезанной «амфорой»). * Задание на амфоре: О какой группе организмов говорится в ребусе?  Ответ: дрожжи – одноклеточные грибы. 4-й этап. «Надпись на стене» В мифологии Древнего Египта сфинксы – это существа с головой человека, крыльями орла и телом льва. Русский биолог К.А. Тимирязев назвал растениями-сфинксами группу организмов, сочетающих в себе, подобно мифологическим сфинксам, черты разных существ. Под микроскопом эти организмы похожи на ковер, основная ткань которого образована бесцветными нитями, а рисунок – вкраплениями отдельных клеток. Отгадайте, о ком идет речь. (Команда, правильно ответившая на этот вопрос, получает жетон.) Удивительное дело – Как дружны зеленый с белым. Друг за друга отвечают И друг друга выручают. (Лишайник.) Задание «Надпись на стене»  На стене лабиринта Тесей нашел полустертую надпись – ключ к следующему этапу. Вам нужно восстановить эту надпись. 5-й этап. «Криптограмма» Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где несчастных ждет чудовище. Но Тесей со своей группой проник в зал первым – и все двери за ними закрылись. Чтобы помочь Тесею, нужно, используя ключ, отгадать криптограмму, из которой мы и узнаем, что произошло с Тесеем. Криптограмма  5-й этап. «Конкурс капитанов» Итак, Тесей победил Минотавра. Но на этом приключения не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Здесь Тесею и помогла нить Ариадны. Сматывая нить в клубок, Тесей вывел свою группу из лабиринта Дедала. Капитанам команд предстоит, разгадывая загадки, привести свою команду к выходу из нашего биолабиринта. (За правильный ответ команда получает жетон.) 1. Выросли на полочке Кисточки-метелочки, Кисточки зеленые – Лекари хваленые. (Пенициллиум.) 2. Конское копыто К дереву прибито. (Трутовик.) 3. Для ржи – порча, Для людей – корча. (Спорынья.) 4. Это что за дело: Просо обгорело! И в метелках сажа, И на листьях даже. (Головня.) 5. Есть грибы и не в лесу: В тесте, пиве и квасу. (Дрожжи.) В завершение игры подсчитываются общие баллы, подводятся итоги и награждаются победители. |